Найти в Дзене
Михаил Мокеев

Избранное дитя Царицы Небесной - святой Иоасаф Белгородский

Проповедь о. Стивена Аллена 10/23 декабря 2023 года. Оригинал аудио: https://stevenallen.substack.com/p/chosen-child-of-the-heavenly-queen?r=1eowre&utm_campaign=post&utm_medium=web&fbclid=IwAR3_DhCR_80Wyg6z4N1475dr3zggylA-bve2qAjHSj1-uyuY-du_Vs0FYzc Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь! Сегодня, 10 декабря по церковному календарю, 23 декабря по новому стилю, - праздник русского иерарха, близкого нам по времени, святого Иоасафа Белгородского, который скончался в 1750-х годах, в правление благочестивой императрицы Елизаветы. И святой Иоасаф был канонизирован совсем недавно, в 1911 году, в правление царя-мученика Николая II. Мы знаем, что в правление святого Николая многие святые были канонизированы, - царь сам подталкивал Священный Синод к канонизации святых, в связи с революционным духом времени, - он знал, что народу России нужен был великий духовный подъем и поддержка, нужно было заступничество святых. Святой Серафим Саровский, например, был канонизирован в правление царя-мучени

Проповедь о. Стивена Аллена 10/23 декабря 2023 года. Оригинал аудио: https://stevenallen.substack.com/p/chosen-child-of-the-heavenly-queen?r=1eowre&utm_campaign=post&utm_medium=web&fbclid=IwAR3_DhCR_80Wyg6z4N1475dr3zggylA-bve2qAjHSj1-uyuY-du_Vs0FYzc

Святой Иоасаф Белгородский
Святой Иоасаф Белгородский

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь!

Сегодня, 10 декабря по церковному календарю, 23 декабря по новому стилю, - праздник русского иерарха, близкого нам по времени, святого Иоасафа Белгородского, который скончался в 1750-х годах, в правление благочестивой императрицы Елизаветы.

И святой Иоасаф был канонизирован совсем недавно, в 1911 году, в правление царя-мученика Николая II. Мы знаем, что в правление святого Николая многие святые были канонизированы, - царь сам подталкивал Священный Синод к канонизации святых, в связи с революционным духом времени, - он знал, что народу России нужен был великий духовный подъем и поддержка, нужно было заступничество святых. Святой Серафим Саровский, например, был канонизирован в правление царя-мученика Николая II, и по его запросу в Священный Синод.

И таким образом, было великое излияние благодати, и великое … сияние святости в Русской Церкви вплоть до самой революции, по мере того, как росло восстание против Бога, против установленного Богом порядка в русском обществе, которое привело к революции. Так что весь народ был приготовлен к мученичеству. Вся страна приготовлена к мученичеству таким ростом святости, которая характеризовалась, среди прочего, канонизацией определенных святых. Включая нашего сегодняшнего святого, святого Иоасафа.

В нашей миссии в храме св. Иеронима, у нас не было особого почитания святого Иоасафа, но его праздник пришелся на этот день, на субботу Рождественского поста, когда, из-за того, как у нас составлено расписание, мы, промыслительно, служили святую Литургию. И таким образом, сегодня мы узнали о нем. И он среди нас, и он устанавливает связь с нами, он становится и нашим пастырем тоже. И это не только фигура речи или просто поэзия, а мистическая реальность. Это онтология, что он с нами, присутствует посреди нас. И таким образом, мы должны верить, что в Божием Промысле есть причина, почему в этот Рождественский пост, Бог поместил этот праздник в этот день, когда мы, как община, служим литургию.

Итак, чему он может научить нас? Мы готовимся к празднику, в котором Бог ради нашего спасения стал маленьким ребенком, и жизнь святого Иоасафа отмечена важными уроками для христианского детства. Конечно, мы знаем, что его отец… мы сейчас уже дважды прочитали рассказ о том, как его отцу было видение, когда мальчик был довольно маленьким, - он ходил в школу, но был еще маленьким, - и его отцу было видение Пресвятой Матери Божией и его собственного сына, преклоняющего колени перед Богородицей. И наша Владычица, говорящая ему с такой любовью, что Она приняла его молитву. И очевидно, избирающая мальчика для очень святого призвания в жизни. А Ангел с неба принес епископскую мантию и возложил ее ему на плечи.

Это, конечно, нас очень вдохновляет, это очень трогательно… Что еще очень трогательно, что в конце его жизни, - святой Иоасаф умер довольно рано, в 49 лет, - его отец был еще жив. И мы прочитали прекрасную поэму в конце чтения сегодня утром, - это была поэма, написанная недавно поэтом-священником, размышляющим о том, что думал отец, старый человек, вспоминая видение, которое он видел, и раздумывая о жизненном пути своего сына… Но поэма справедливо не приписывает отцу никаких мирских чувств или только мирской скорби о сыне, но скорее благородные чувства человека, который и сам праведен. Отец святого, раздумывающий о славе и благородстве служения его сына: и теперь он привел столькие души ко Христу. И это сердце настоящего христианина, когда мы любим нашу семью, но мы любим Бога больше. И мы отдаем свою семью, как приношение Богу.

Итак, у нас не бывает видений, я не думаю, насколько мне известно, никому из нас не было видения, в котором бы Матерь Божия пришла бы к нам и объявила бы будущее наших детей. Но это свидетельство об этой семье, которая произвела на свет такого человека, - должно напомнить нам, что мы ответственны за то, чтобы поощрять наших детей молиться усерднее Богу, чтобы обратиться к Богу в молитве. И Бог любит молитву детей. Дети, обращайтесь к Богу с молитвой! Когда у вас в жизни скорби, недоразумения… а также, когда в вашей жизни есть радость, - и в каждый момент вашей жизни. Идите в вашу комнату, закройте дверь, обратитесь к Богу в молитве. Вам необязательно… вы можете говорить молитвы из молитвослова, - конечно, и мы должны это делать, но также говорите ваши молитвы своими словами — Богу, Его Пресвятой Матери, вашему святому покровителю, вашему Ангелу-Хранителю, прося их благословить вашу семью, благословить священника в вашем приходе… и более всего воздавая славу и благодарность Богу за все, что Он дал. Если вы научитесь этому, ваше утешение будет от Бога.

В житии есть прекрасный рассказ, что эта семья, его отец, Андрей Дмитриевич, который был благородного происхождения, но испытал много скорбей, из-за причуд, из-за характера царя Петра I. Так что он часто, спускался с высоты власти, когда у него всё отнимали, он терял всё, и потом опять получал назад то, что у него было и так далее до времени смерти Петра Великого, и тогда его семья зажила устоявшейся жизнью. И вот что там говорится: У праведной четы, Андрея и Мария было восемь детей, которые рано поняли призрачную природу обманчивого земного счастья, которые научились искать покой и помощь в молитве.

Итак, это урок для нас, если у нас трудности в нашей жизни, будь это финансовые, или эмоциональные проблемы, личные проблемы, - какими бы они ни были, - обратиться к нашим детям и сказать: не отчаивайтесь, давайте обратимся к Богу в молитве, обратимся к Матери Божией в молитве, встанем на колени, прочитаем акафист Богородице, прочитаем канон молебный Матери Божией, возложим нашу надежду на Господа, - и будем счастливы. Потому что наша надежда на небе. Эта жизнь коротка, и наш настоящий дом — на небе.

И когда это происходит, то ребенок вдохновляется миром и утешением, зная, что наш настоящий дом не здесь, он там. И это становится неизгладимой чертой души и сердца ребенка, и когда он становится взрослым, проносится через всю жизнь.

И также, видеть старого отца радующегося служению, которому посвятил свою жизнь его сын, который сейчас умер раньше него, изможденный трудами, - он умер в возрасте 49 лет, как святой Василий Великий. Отец ценил и превозносил служение своего сына. И его сын был взят от него, когда отец был еще в этой жизнь, еще жив. Итак, это вдохновляет нас, к тому, что мы должны показывать нашим детям красоту и достоинство, высокое достоинство священства, диаконского служения, монашеской жизни. Чтобы наши молодые люди хотели быть священниками, хотели служить Церкви или хотели быть монахами.

Чтобы наши молодые девушки хотели быть матушками, быть женами священников, - что есть жертвоприношение, потому что она приносит свою жизнь в жертву вместе со священником, приносящим свою жизнь в жертву, в единстве с ним. Или жизнь монахини! Что может быть более высокого и прекрасного, чем служить Христу в Церкви, будучи пастырем или аскетом, проводящим ангельскую жизнь в непрестанной молитве ко Господу! Жизнь, которая выше природы, жизнь, которая является прообразом Царствия Небесного.

И если бы каждая семья принесла Богу хотя бы одного клирика, или матушку, или монаха, - как сильна была бы Церковь! Как бы мы процветали! Потому что тогда люди видели бы примеры благочестия и любви, примеры самопожертвования и этого благородства духа: отложить все свои личные заботы, личные замыслы — ради Церкви. Ради красоты Церкви, ради спасения душ. Как это возвышенно!

Давайте будем размышлять об этом. И поощрять наших малышей, нашу молодежь, чтобы они любили Церковь, и действительно спрашивали Бога: есть ли у меня призвание? Как я могу послужить Церкви?..

Ранняя кончина святого случилась, конечно же, из-за его крайнего аскетизма и трудов.
Этот человек, - он трудился 11 лет, чтобы восстановить порядок в Троице-Сергиевой лавре! Можете ли вы представить себе ответственность? Лавра святого Сергия? Великая Лавра, мать всей Великороссии? Как Киевская Лавра — мать всей России, и в особенности мать Малороссии. Итак, Свято-Сергиева лавра — монастырь всей Великороссии. Прямо перед очами царя, так сказать, - самый важный монастырь в стране, вместе с Киевской Лаврой.

И вот, он там в очень молодом возрасте, с такой задачей! И 11 лет он трудился, и монахи нарушали порядок, не делали что положено, не жили как следует, - и его терпение, твердость и любовь, и его строгость с любовью — привели великий исторический монастырь в порядок. И это замечательно, и всякий, кто был в таком положении знает, что такое труд администратора, управляющего, отца, старшего, который искренне страдает о провинностях и провалах своих подчиненных, своих духовных детей. И отдает себя в жертву за них.

Итак, он трудился в других послушаниях, трудился в Свято-Сергиевой лавре, а потом его поставили епископом. «Поздравляем, ты почти убил себя! Теперь ты и впрямь себя доведешь до смерти! Ты будешь епископом». Итак, он прибавил труды к трудам.

Но он уже был очень изможден за короткое время после великих трудов, о которых мы слышали в житии, которое мы читали, пока причащалось духовенство. Он почил о Господе в возрасте 48 лет. И эта ранняя кончина напоминает нам о стихе, который мы часто читаем за бдением, ветхозаветное чтение на всенощном бдении, которое говорит о смерти праведника. Он угодил Богу за короткое время. Он угодил Богу в короткое время. Будем помнить, что цель нашей жизни не в том, чтобы прожить столько-то лет, или иметь столько-то земных приобретений, или земных достижений. Цель нашей жизни — наше спасение. И угодим мы Господу за короткое время или за долгое — неважно, если уж мы угодим Господу. Таким должен быть наш взгляд на вещи.

Вы знаете, наши предки, которые жили во времена, когда смерть в младенчестве и в раннем детстве была очень частой, всё время имели краткость нашей жизни прямо перед глазами. В семье могло быть десять человек детей, и пять маленьких крестов на кладбище, или больше. Так что это всё время было у них перед глазами. Так что их утешение не могло быть только в долгой земной жизни их детей. Оно должно было заключаться в сознании того, что их маленькие ангелы — на небе, молятся за них. Это прямая противоположность мирскому отношению и мирской жизни.

И возвращаясь опять к вопросу подготовки наших детей - и нас, потому что когда мы готовим наших детей, мы готовим самих себя, учим себя. Наш взгляд на вещи должен быть вечным: что эта жизнь коротка, и мы всегда трудимся для достижения небесной жизни. И это не должно делать нас мрачными. Если это делает нас мрачными, - то это из-за нашей обмирщенности. Из-за нашей гордости.

Это должно делать нас счастливыми, веселыми. И затем, это делает теперешнюю жизнь более сладостной, а те маленькие подарки, которые Бог подает нам, простые подарки — такими драгоценными. Потому что мы знаем драгоценность жизни, и то, что всё на свете — это подарок.

Итак, святой Иоасаф — это великолепный пример для нас. Он измотал себя до предела, он не сказал «о, нет, я могу повредить своему здоровью, я не могу сделать этого...», - он просто изнурил себя, служа Церкви. Он полностью отдал себя служению Церкви. И Господь принял его, как жертвоприношение. Итак, если мы изматываем себя, в любви, для Бога и ближних, - Бога наградит нас, Он позаботится о нас. Не говорю о том, чтобы быть неблагоразумным, или выйти за рамки, когда Бог не призывает к этому, - но мы должны всегда спрашивать себя: достаточно ли твердо я понуждаю себя? Буду понуждать себя немного тверже. Пусть я принесу жертву. В малых делах, я не святой Иоасаф, я не великий аскет, не епископ, отвечающий с неба на молитвы, - и творящий чудеса, как то маленькое чудо с маленьким мальчиком, о котором мы слышали сегодня, - но я православный христианин. И со мною невыразимая, безконечная благодать Божия, - из-за Святых Таин, пребывающих во мне. Итак, я знаю, что Господь даст мне силы выполнить мои малые дела, как Он дал силы Своим святым на их великие дела. И таким образом, надо желать угодить Богу через самопожертвование. И это то самопожертвование, которого Бог желает. Он желает в жертву — сердце: сын, дай Мне твое сердце, говорит Он в Писании.

Итак, будем, молитвами святого Иоасафа, учить наших детей любить Бога с самого раннего возраста, размышлять о своем призвании и молиться о том, чтобы им было дано это благородство духа — желать послужить Святой Церкви, и возвыситься до любви к Богу и ближнему. И учить самих себя, в то время, как мы готовимся к великому празднику Рождества нашего Господа, смирять себя и следовать нашему Спасителю, Который смирил себя и стал Младенцем для нашего спасения. Молитвами святого Иоасафа, Христе Боже наш, помилуй нас и спаси нас. Аминь.