Перевод заметки из Нью-Йорк Таймс, пролученной по платной подписке сегодня, 08.03.2024:
"Несколько фейковых новостных организаций представляют собой технологический скачок в усилиях Кремля по поиску новых платформ для обмана ничего не подозревающих американских читателей.
В последние недели в Америке появилось несколько веб-сайтов с названиями, предполагающими сосредоточение внимания на новостях, с кужищимися знакомыми названиями: D.C. Weekly, New York News Daily, Chicago Chronicle и новое родственное издание the Miami Chronicle.
На самом деле, они вообще не являются местными новостными организациями. Исследователи и правительственные чиновники говорят, что это российские разработки, призванные имитировать реальные новостные организации для продвижения кремлевской пропаганды, перемежая ее порой странной смесью историй о преступности, политике и культуре.
В то время как Россия долгое время искала способы повлиять на общественный дискурс в Соединенных Штатах, организации фейковых новостей — на данный момент их по меньшей мере пять — представляют собой технологический скачок в ее усилиях найти новые платформы для обмана ничего не подозревающих американских читателей. По словам исследователей и официальных лиц, эти сайты вполне могут стать основой онлайн-сети, предназначенной для распространения дезинформации в преддверии президентских выборов в США в ноябре.
Патрик Уоррен, содиректор Центра медиа-криминалистики Университета Клемсона, который разоблачил тайные усилия России по дезинформации, сказал, что достижения в области искусственного интеллекта и других цифровых инструментов “сделали это еще проще, а контент, который они создают, еще более целенаправленным”.
Веб-сайт The Miami Chronicle впервые появился 26 февраля. В его слогане ложно утверждается, что он публикует “Новости Флориды с 1937 года”.
На фоне некоторых правдивых сообщений на прошлой неделе сайт опубликовал статью об “утечке аудиозаписи” Виктории Нуланд, заместителя госсекретаря США по политическим вопросам, в которой обсуждается изменение американской поддержки осажденной российской оппозиции после смерти российского диссидента Алексея А. Навального. По словам представителей администрации, запись является грубой подделкой, которые будут говорить только анонимно, чтобы обсудить вопросы разведки.
По словам экспертов и чиновников, в кампании, по-видимому, задействованы остатки медиа-империи, некогда контролируемой Евгением В. Пригожиным, бывшим соратником президента Владимира В. Путина, чье агентство интернет-исследований "Фабрика троллей" вмешалось в президентские выборы 2016 года между Дональдом Дж. Трампом и Хиллари Родэм Клинтон.
Исследователи из Clemson раскрыли российские связи, стоящие за веб-сайтом D.C. Weekly, в отчете за декабрь. После их раскрытия материалы на русском языке начали появляться на другом сайте, созданном в октябре, Clear Story News. С тех пор появились новые источники.
Веб-сайты Chicago Chronicle и New York News Daily, название которых явно призвано вызвать в памяти легендарный городской таблоид Daily News, были созданы 18 января, согласно Интернет-корпорации по присвоению имен и номеров, которая отслеживает домены.
У изданий есть логотипы и названия, которые напоминают об ушедшей эпохе американской журналистики, что является попыткой создать видимость аутентичности. Chicago Chronicle действительно работала с 1895 по 1907 год, прежде чем свернулась по причине, которая была бы слишком хорошо знакома сегодняшним газетам, испытывающим трудности: это было нерентабельно.
"Чикаго кроникл" просуществовала до 1907 года.
Они также регулярно обновляют основные новости, создавая, на первый взгляд, впечатление актуальности. Статья о решении Верховного суда о праве мистера Трампа участвовать в первичном голосовании в Колорадо появилась на сайте Miami Chronicle через несколько часов после принятия решения.
В остальном веб-сайты построены плохо, даже частично неполны. Страница “О компании” для the Miami Chronicle, например, заполнена Lorem ipsum, фиктивным текстом на латинице. Некоторые изображения на сайте имеют названия файлов в оригинале на русском языке. (Ни на одном из сайтов не размещена рабочая контактная информация.)
Цель не в том, чтобы обмануть проницательного читателя и заставить его глубже погрузиться в веб-сайт, не говоря уже о подписке, сказал г-н Линвилл. Вместо этого цель состоит в том, чтобы придать ауру достоверности публикациям в социальных сетях, распространяющим дезинформацию.
Эти усилия следуют схеме, которую Кремль использовал ранее: заявления об отмывании денег, которые сначала появляются в Интернете через менее крупные новостные организации. Эти сообщения снова распространяются в Интернете и появляются в еще большем количестве новостных организаций, включая государственные информационные агентства России и телевизионные сети.
“Страница предназначена только для того, чтобы выглядеть достаточно реалистично, чтобы обмануть случайного читателя, заставив его подумать, что он читает подлинную статью под брендом США”, - сказал мистер Линвилл.
Согласно исследованию Клемсона, начиная с августа газета D.C. Weekly опубликовала ряд материалов о Кремле. В одном из них содержалось ложное утверждение о том, что жена президента Украины Владимира Зеленского купила драгоценности на сумму более 1,1 миллиона долларов в магазине Cartier в Нью-Йорке во время его визита в Организацию Объединенных Наций в сентябре.
D.C. Weekly, еще один фальшивый новостной сайт, опубликовал ряд материалов о Кремле, начиная с августа.
Сайт утверждает, что его штат состоит из 17 журналистов, но они, похоже, были сфабрикованы. В биографии автора этой истории по имени Джессика Девлин в качестве изображения профиля использовалась фотография Джуди Баталион, автора бестселлера о еврейских женщинах, сражавшихся с нацистами. Г-жа Баталион сказала, что никогда не слышала ни о сайте, ни об авторе, пока к ней не обратились специалисты по проверке фактов.
Другие статьи, которые появляются на сайтах, по всей видимости, были взяты из реальных новостных организаций, включая Reuters и Fox News, или из англоязычных информационных агентств российских государственных СМИ, таких как RT. Мистер Линвилл и мистер Уоррен написали в исследовании, что в некоторые истории были небрежно включены инструкции или ответы от одного из чат-ботов OpenAI.
New York News Daily недавно опубликовала статью о предполагаемых планах Америки вмешаться в выборы в России в этом месяце, победитель которых, г-н Путин, предрешен. Она была распространена в социальных сетях людьми, которые давно имеют связи с государственным медиа-аппаратом Кремля.
Название New York News Daily напоминает легендарный городской таблоид Daily News, но это не настоящая новостная организация.
Другая статья на прошлой неделе, похоже, была написана вымышленным персонажем на X. New York News Daily опубликовала статью о том, что якобы было темой, анонсирующей голливудский блокбастер о мистере Зеленском стоимостью 115 миллионов долларов. Пользователя на X звали Брайан Уилсон, и он был описан как ассоциированный продюсер Paramount Pictures.
Аккаунт опубликовал на X всего 85 постов, подавляющее большинство из них - репосты о фильмах за два февральских дня. Неделю спустя пользователь внезапно объявил о сделке по производству биографического фильма о мистере Зеленском “Цена победы” в серии постов. За ними на прошлой неделе последовали еще два, в которых были показаны реальные видеоролики актеров Чака Норриса и Дольфа Лундгрена, которыми манипулировали, чтобы создать впечатление, что они желают ему успеха в фильме.
Судя по всему, видеоролики были созданы с помощью Cameo, приложения для приветствия знаменитостей, которое фигурировало в более ранней российской кампании, о которой Microsoft сообщила в декабре.
Пресс-секретарь Paramount Pictures заявила, что никто по имени Брайан Уилсон на студии не работал. Представитель Cameo заявил в понедельник, что компания не была осведомлена об этих видеороликах, но добавила: “Как правило, когда до нашего сведения доводятся сообщения, в которых используется контент из источников Cameo, мы просим удалить их с платформы, о которой идет речь”. Позже в тот же день два видеоролика были заблокированы на X аккаунт за нарушение прав интеллектуальной собственности. Позже X приостановил действие учетной записи.
Сообщения о фильме широко распространились в Telegram. Многие пользователи ссылались на фактическую New York Daily News в качестве источника и говорили, что это подчеркивает злоупотребление западной финансовой помощью в войне Украины против России. По словам Клинта Уоттса, генерального менеджера Центра анализа угроз Microsoft, эту информацию также усилили СМИ, ранее связанные с российскими спецслужбами, включая NewsFront и Politnavigator.
Статьи обычно получают сотни публикаций на различных платформах, включая X, Facebook и Telegram, а также Reddit, Gab и Truth Social, хотя точный охват трудно измерить. Взятые вместе, они теоретически могут охватить тысячи читателей, даже миллионы.
“Это абсолютная прелюдия к тому вмешательству, которое мы увидим в избирательном цикле”, - сказал мистер Линвилл. “Это дешево, целенаправленно и, очевидно, эффективно”.