Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
А.С.Пушкин
Эти слова Пушкина будто посвящены Пластову. Речь пойдет об одной достаточно спорной работе художника – картине "Весна". Полное название которой было "Весна. Старая деревня".
***
В 1954 году, уже во времена хрущёвской оттепели Пластов, наконец, закончил сложную работу над одной из самых знаковых, бросающих вызов соцреализму, и в то же время нежных, мифологических картин – «Весна».
Замысел тянулся ещё с войны, с самого 1944 года, художник долго бился над этим образом, не находя того, что отвечало бы его задумке. Много раз бросал работу и думал, что не вернется к ней. Нашел в себе силы, и замысел был реализован, но лишь через 10 лет.
Поэтому сразу можно ответить тем, кто писал и пишет "художник сознательно заострил внимание на обнаженной натуре" – вы не правы, этот выстраданный образ стал симфонией творчества Пластова, – он мифологический, он многозначный, он трогательный.
Художнику в момент создания картины уже 61 год, он знаменит, лауреат госпремий, но в нем нет ни капли снобизма и желания угодить партии, столь щедро его наградившей. У него много незавершенных полотен, а завершает именно это! И в солидном возрасте он выйдет на недосягаемый уровень.
И еще одна мысль. В этой истории проявилось потрясающее свойство характера русского человека – желание рискнуть. Что, Пластов не знал, какие реплики он услышит об обнаженной натуре, когда девушка могла бы быть в домотканной рубахе ? Не знал, что всем не угодишь и будет серьезная критика не только обнаженности, но и древней развалюхе-бани?
Поэтому, сруб – старый, покосившийся, но держит тепло.
Банька по-черному, но дает силы очищения и обновления.
Небо – серое, но скоро весенние дни и молодое солнце.
И верхняя одежда видна справа, на гвозде, – но девушка не прикасается к ней, она телом должна почувствовать обновление.
Она воплощает весну. А природа весной обнажена.
Она воплощает славянскую богиню весны Лелю. А богиня Леля расколдовывает чары Мары — богини, увлекающей природу в своё хладное зимнее царство. Леля символизируют созидательное женское начало. Поэтому перед нами две сестры, как продолжение жизни. Перед нами воплощение гармонии непередаваемо тёплых и нежных отношений между старшей сестрой и младшенькой.
Не обиженный властью, Пластов, с наградами и регалиями, не расписывает успехи советского строя, не орет с трибуны лозунги, не тычет молодым художникам, как рисовать, а уходит в романтику, чувственность, душевность.
Все по Пушкину выходит...
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
А.С.Пушкин
Читайте на канале об истории создания другого необычного полотна мастера:
История картины Аркадия Пластова "Трактористки" крайне необычна