Помню, когда мне было лет 18-20, я зачитывалась книгами Паоло Коэльо. Читать их было так легко, так увлекательно, что я не могла оторваться и поглощала книгу за книгой.
И после прочтения этих книг внутри меня всегда что-то происходило, какая-то внутренняя трансформация. Хотелось плакать, хотелось жить, хотелось радоваться настоящему, наслаждаться каждым мигом происходящего.
Как-раз то, что нужно в юные годы. И что очень легко понимаешь и чувствуешь в 20 лет.
С годами к жизни начинаешь относиться не так легко и радостно. Появляется много стресса, ответственности, обязанностей. И часто живешь уже на автомате, теряя это легкое и радостное восприятие всего происходящего, этот живой интерес к жизни и любопытство.
Вот и книгу Коэльо «Вероника решает умереть» я прочитала в 20 лет, за сутки, лежа на верхней полке купе поезда «Волгоград - Санкт-Петербург». И спустя 20 лет я уже совершенно не помнила, о чем эта книга, но у меня осталось ощущение, что там было о чем-то важном и хорошем.
И, конечно, когда я узнала, что режиссёр Юий Грымов поставил в театре «Модерн» спектакль по этому роману, я была в большом предвкушении, идя на премьеру.
Сложно сказать, насколько это авторское прочтение далеко от оригинала, потому что я читала роман 20 лет назад и плохо помню нюансы. Но кажется, что суть и основной посыл все же режиссёр сохранил. Спектакль, как и пьеса рассказывает как Вероника попадает в психиатрическую клинику после неудавшейся попытки суицида, где ей сообщают, что организм ее отравлен и жить ей осталось всего семь дней.
Эти семь дней в клинике и предстоит прожить зрителям вместе с главной героиней, другими пациентами и врачами.
Спектакль получился очень глубоким, трогательным, где-то смешным, где-то философским.
Мне кажется, что каждый человек найдет в нём что-то такое, что отзовется именно у него.
Меня больше всего зацепила тема оценки нормальности обществом нестандартных людей. Сам режиссёр на пресс-конференции сказал, что для него эта тема невероятно личная, так как в детстве его маме учителя говорили, что ее сын - дебил. В школе он учился плохо, не понимал математику, физику. Только творчество давалось ему легко. Но этим было не впечатлить учителей и они дружно поставили на нём ярлык дурачка. Мама, по словам Юрия Грымова, очень расстраивалась и переживала. И до 16 лет режиссёр был убежден, что с ним что-то не так.
Я сама столкнулась с чем-то похожим в школе. И все школьные годы была уверена, что я не большого ума и из меня ничего путного не выйдет. Но больше всего эта тема меня зацепила не из-за своего детского опыта, а из-за того, что я проживаю все это со стороны матери. У моего сына Матвея дисграфия и он уже в шестом классе стал троечником. Успехов больших нет ни по одному школьному предмету. И я очень переживаю за его будущее, за то, что ему не даются легко школьные премудрости.
Очень сложно, видя обычных стандартных детей, верить в своего сына, не сравнивать его с другими.
И после этого спектакля я еще больше убедилась в том, что кто как ни родители должны верить, поддерживать, принимать своего ребенка таким, какой он есть.
Юрий Грымов размышляет в спектакле над гранями нормальности и зрителю есть о чем задуматься.
Еще режиссёр сказал, что главная мысль, которую он хотел донести в спектакле - жизнь прекрасна!
Я точно помню, что после прочтения романа в 20 лет, я именно такие выводы и сделала. А сейчас мне стало грустно в конце. Я почувствовала, что сейчас намного реже радуюсь жизни и отношусь к ней с искренним любопытством, как к чуду, нежели 20 лет назад. Захотелось встряхнуться, скинуть с себя эту серьезность, эту вечную тревогу за все подряд, и просто начать жить!
Финал спектакля очень жизнеутверждающий. Хотя все остальное действие больше было похоже на психотерапию - когда ты смотришь на героев, слушаешь из истории, узнаешь в них себя и от этого тебе просто становится легче. Грымов так и начал свою пресс-конференцию: «Всем нам нужна терапия». И спектакль правда получился очень терапевтическим.
А какая там музыка звучит - просто кайф. Хотя она из поколения постарше, но мне каждая песня понравилась. Я люблю старый качественный рок. И этими энергичными драйвовыми песнями наполнена вся постановка.
Особенно хочется отметить художника по свету и сценографа. Впрочем, свет в театре «Модерн» меня всегда потрясает. Всегда это очень точно и качественно сделано.
А декорации в этот раз понравились своим минимализмом и тем, что во втором акте все переворачивается с ног на голову. И это мне кажется очень символично.
Особенно запомнилось в спектакле начало - с жутким звуком, сдавленным пространством, тревожным светом - мы сразу же попали в атмосферу невыносимости жизни откуда хочется убежать.
Запомнился великолепно сыгранный монолог пациентки в красном платье. Пожалела после него, что я без цветов.
И впечатлила главной героини. Не зря про ее вокальный талант говорили журналисты на пресс-конференции.
«Вероника решает…» особенный спектакль, который не похож на остальные спектакли Юрия Грымова, которые я видела в театре «Модерн». Но я бы никогда не перепутала автора - все же у этого режиссера есть какой-то свой особенный стиль. Поэтому «Модерн» стал одним из моих любимейших театров в Москве, куда я всегда с радостью прихожу снова и снова.