В истории с потоплением корвета Черноморского флота «Сергей Котов» в ночь на 5 марта появились новые любопытные детали, которые заставляют задуматься об эффективности информационного взаимодействия между ВМФ и гражданским флотом.
Но обо всем по порядку.
SOS от «Эллы»
Днем 4 марта гражданский сухогруз «ЭЛЛА», принадлежащий компании ООО «Тристар Лоджистик» выпускает экстренное предупреждение для капитанов гражданских судов в Черном море: обнаружено четыре надводных дрона.
«04-03-2024г.-в период с 14.15мск (позиция судна широта 43°10,1СШ 033°55,7ВД, Черное море) до 15.04 мск (позиция судна широта 43°10,1СШ 033*55,7ВД, Черное море), с борта т/х «ЭЛЛА» следуя курсом 244* на переходе из порта Темрюк/Россия в порт Равенна/Италия получен доклад, что вблизи судна зафиксировано и наблюдается движение надводных беспилотных аппаратов в количестве 4-х штук».
Цели фиксируются как радарами РЛС, так и невооруженным глазом. Для обеспечения безопасности мореплавания гражданским судам предписано перейти на режим светомаскировки, усилить радиолокационное наблюдение и вахту, а также скорректировать маршрут по южному берегу Черного моря.
Отдельным пунктом значится приказ экипажу: в случае обнаружения дронов быть готовыми к борьбе за живучесть судна.
Спустя всего несколько часов после обнаружения безэкипажных катеров врага в акватории Черного моря патрульный корабль «Сергей Котов» примет бой, но получит роковые повреждения кормы и обоих бортов. Боевое судно станет третьей за неполные полтора месяца крупной потерей для Черноморского флота (31 января потерян ракетный катер «Ивановец», 14 февраля — большой десантный корабль «Цезарь Куников»).
Дальше — тишина
Украинский ГУР взял на себя ответственность за потопление надводными дронами в бою в районе Феодосии патрульного катера «Сергей Котов». Атаку осуществило спецподразделение «Group 13» с применением пяти морских дронов Magura V5, имеющие полезную нагрузку около 300 кг и дальность до 550 км. Предположительно именно их засекло гражданское судно «ЭЛЛА».
Экипаж пытался предотвратить затопление, но вынужден был эвакуироваться – иначе кроме корабля потерял бы и людей.
Официальной информации от Минобороны нет до сих пор нет.
Военный обозреватель Юрий Подоляка высказался на сей счет в довольно резких выражениях: «…нашему военному ведомству нечего сказать по этому поводу. Ведь оно любит докладывать стране и политическому руководству только приятное, … а не ПРАВДУ. <….>. Есть у нас «непогрешимые военные академики», которых история уже два года, как ничему не учит».
Русский флот спасет Макиавелли?
Оставим сейчас за скобками вопрос о защите и вооружении погибшего корвета и других затопленных кораблей Черноморского флота. В свете истории с «ЭЛЛОЙ» возникают другие вопросы: руководство флота не знало о предупреждении гражданского судна? Или знало, но приняло как руководство к действию?
Военный волонтер и социальный технолог Роман Алехин считает, что ВМФ России стоит обратить внимание на расширение источников информации о надводной обстановке.
«Боевая ситуация на Черном море, в результате которой ЧФ потерял корабль "Сергей котов", показала не только срочную необходимость доукомплектования боевых кораблей хотя бы турелями, но и безалаберное отношение к гражданской информации о том, что влияет на обороноспособность», — приводят его слова авторы ТГ-канала «Два майора».
Причем это предложение актуально и для сухопутных подразделений русской армии, которые непосредственно участвуют в событиях на сопредельной территории.
Для иллюстрации своей позиции Алехин привел известное высказывание Макиавелли: "чтобы художнику нарисовать гору - ему надо спуститься в долину, а чтобы нарисовать долину - подняться в гору". Аналогия с мыслями Макиавелли простая и прямая: чтобы правильно управлять — необходимо спускаться «в долину» (читай — как минимум, учитывать гражданские источники) и получать информацию оттуда.
«Но есть же и обратная сторона информации: когда она получена, ты должен что-то сделать, потому что ты лишен права на незнание, а значит и не можешь отмазаться от ответственности за последующие события», — говорит волонтер.
Право на незнание сегодня и впрямь непозволительная роскошь. Возможно, чем быстрее эту максиму примут руководители военных ведомств, тем меньше потерь будет и в армии и на флоте.