В столице Прикамья стартовал долгожданный железнодорожный проект, активные разговоры о котором велись на протяжении последних восьми лет. В 2017-м инициативу поддержал президент РФ Владимир Путин, однако начало работ по ряду причин постоянно откладывали.
Проектную документацию профильное учреждение одобрило в начале 2022-го. В том же году обещали приступить к строительству и в 2024-м открыть движение. Но ждать придется чуть дольше. Составы пойдут по новому мосту через Каму не раньше 2028-го. Объект возводят примерно в двух километрах от Камской ГЭС, по сооружениям которой сегодня и проходит стальная магистраль — ее запустили в середине прошлого века.
По новому альтернативному маршруту будут курсировать как пассажирские, так и грузовые поезда Чусовского и Углеуральского направлений. Проект, о реализации которого в марте 2024-го сообщила пресс-служба РЖД, известен как Северный обход Перми. Его протяженность составит 4,65 км. Основная часть трассы приходится на мостовой переход — 2,86 км (русловая часть — 1,14 км).
Подготовительные мероприятия, как отмечается, уже завершены — выполнено переустройство коммуникаций, демонтированы мешающие стройке здания и сооружения, а также проложены подъездные автодороги для доставки материалов и техники. В данный момент продолжается обустройство фундамента и опор под эстакады с обоих берегов реки. Также возводится временный мост, с которого будут вести строительство основного объекта.
Действующая «железка» на Камской ГЭС испытывает на себе все большую нагрузку. С учетом прогнозов об увеличении объема перевозок, дамба, по которой она проходит, может попросту не выдержать. Более того, гидротехническому сооружению в скором времени понадобится капитальный ремонт.
В случае закрытия движения поезда придется перенаправлять на Камский мост. То есть составам, в том числе с опасным грузом, нужно будет следовать через весь город, что представляет потенциальную опасность. Именно поэтому вопрос возведения нового моста на протяжении последних лет не сходил с повестки.
Два года назад проект оценивался в 35 млрд руб. Не исключено, что итоговая сумма будет больше. Примечательно, что в конце прошлого десятилетия, когда рассматривались различные варианты трассировки, предлагалось построить совмещенный мост. В таком случае он должен был стать частью аналогичного автодорожного проекта — Северный обход Перми.
Но планы пересмотрели, и будущая четырехполосная магистраль пройдет в другом месте — переход через Каму построят в районе мыса Стрелка. Правда, к воплощению этого проекта приступят лишь после 2027-го, хотя пару лет назад начать работы обещали в 2024-м.