Найти в Дзене
КИНО

Как Африка обогнала Голливуд

Все знают Голливуд - самая мощная киноиндустрия на планете. Она зарабатывает больше, чем все остальные индустрии вместе взятые и обеспечивает своей продукции весь земной шар.
А есть Нигерия - страна, в которой половина населения находится за чертой бедности, где практически нет образования, медицины и даже интернет доступен лишь трети населения. Страна, где ещё недавно в двадцати миллионном городе Лагос было всего три кинотеатра. Сегодня она выпускает в три раза больше фильмов чем Голливуд и полностью покрывает африканский континент своим контентом. Как, буквально из ниоткуда, появилась третья по величине индустрия в мире, снабдила 1,5 млрд человек своими фильмами, всухую выиграла у Голливуда в Африке и с каждым днём растёт в геометрической прогрессии. В 1992 году один нигерийский продавец электроники заказал на Тайване большую партию чистых видеокассет для продажи на местном рынке, вот только покупать их не торопились, потому что видеокамеры тогда были в диковинку, а перезаписывать

Все знают Голливуд - самая мощная киноиндустрия на планете. Она зарабатывает больше, чем все остальные индустрии вместе взятые и обеспечивает своей продукции весь земной шар.
А есть Нигерия - страна, в которой половина населения находится за чертой бедности, где практически нет образования, медицины и даже интернет доступен лишь трети населения. Страна, где ещё недавно в двадцати миллионном городе Лагос было всего три кинотеатра. Сегодня она выпускает в три раза больше фильмов чем Голливуд и полностью покрывает африканский континент своим контентом.

Как, буквально из ниоткуда, появилась третья по величине индустрия в мире, снабдила 1,5 млрд человек своими фильмами, всухую выиграла у Голливуда в Африке и с каждым днём растёт в геометрической прогрессии.

В 1992 году один нигерийский продавец электроники заказал на Тайване большую партию чистых видеокассет для продажи на местном рынке, вот только покупать их не торопились, потому что видеокамеры тогда были в диковинку, а перезаписывать с телевизора было нечего, да и мало у кого они были тогда. Горе продавец нанял театрального режиссёра, чтобы тот снял дешёвый фильм на домашнюю камеру и скопировал его на кассеты. Таким образом, повысив их привлекательность, через месяц режиссёр принёс готовый фильм под названием: «Жизнь в рабстве». История фермера в большом городе, который теряет свою жену и его преследует её призрак. Фильм разошёлся миллионным тиражом и положил начало новой волне нигерийского кино. Каждый фильм, который был снят в Нигерии приобретал популярность.

Причина у этого на самом деле печальная - бедность.
Во-первых, Нигерия - страна с очень быстро растущим населением и большим количеством молодых людей
Во-вторых, страна, в которой больше всего нефти и газа на континенте, но как обычно прибыль от неё делят между собой нефтедобывающие компании, государство и те кто этих двух охраняют.
Проблема в том, что нефти в Нигерии так много, что при желании добывать её можно самому, что конечно нелегально, но заманчиво. Это стало подспорьем для формирования бандитских группировок, которые порой организовывались просто, чтобы прокормить себя и семью.
Вот и получается, что податься молодым особо некуда: тут либо сельское хозяйство, котором ещё твои прабабушки промышляли, либо воровать нефть.
Благодаря этой плачевной ситуации кино стало так быстро распространяться по стране: люди хотели чего-то отстранённого от процветающего бандитизма и экономического кризиса. Для большинства нигерийцев кино на кассетах стало единственным доступным развлечением, которое хоть ненадолго позволяет забыть о несправедливости вокруг. Так совпало, что в это же время в остальном мире цифровые технологии начали быстро вытеснять аудио и видеокассеты. Результатом стали огромные запасы выброшенных видеокассет по всему миру, которые нигерийцы начали активно и почти за бесценок привозить к себе на родину.
Стремительные продажи "Жизни в рабстве" выявили способ извлечь выгоду из большого количества неиспользуемых кассет: использовать их в качестве недорогого способа распространения выпуска фильмов на видео. Эта бизнес-модель стала основным способом финансирования и создания большого количества фильмов.

Воспоминания Катунга Адувака (нигерийский продюсер, режиссер):

Фильм можно было снять всего за несколько дней, а режиссёром мог выступить ну грубо говоря любой человек, часто сценарий писался прямо на съёмочной площадке, а все сцены снимались за один день. От актёров требовалось носить собственную одежду и самим наносить макияж.

Благодаря тому что снимать кино смог каждый и это практически ничего не стоило индустрия начала расти как на дрожжах. В начале нулевых этот локальный феномен получил своё нынешнее название - Нолливуд (по аналогии с двумя старшими братьями: Голливудом в Америке и Болливудом в Индии).

-2

Уже к 2005 в Нигерии выходило в среднем по 20 фильмов в неделю, а к середине десятых и вовсе перевалило за полсотни в неделю. Нолливуд впервые дал африканцам возможность посмотреть фильмы снятые другими африканцами в огромных масштабах.

Нолливуд сегодня приносит 1,5% ВВП в экономику Нигерии и практически в одиночку отвечает за сектор развлечений и отдыха на всём континенте. Нолливуд приносит 590 млн долларов в год (для сравнения в России примерно 100-150). Только по официальным данным в индустрии работает более миллиона человек, что уже больше чем в Штатах, но тут надо делать оговорку что в расчёт не берутся те кто фильмы распространяют и что большинство сотрудников Нолливуда не трудоустроены и получают гонорар на руки, но и этих даже официальных цифр индустрии хватило, чтобы стать вторым по величине работодателем в стране.

Производство фильма в Нигерии обходится в районе 25.000-70.000 долларов, полный цикл от написания сценария до финальных правок монтажа фильмы обычно проходят в течение месяца. Большинство фильмов на DVD и кассетах легко продаются тиражом более 40.000 экземпляров, у успешных картин речь идёт о сотнях тысяч экземпляров. DVD диски продаются меньше чем за доллар. Но, несмотря на успех фильмов, доходы актёров Нолливуда небольшие: за главную роль популярному актёру платят от 1.000 до 3.000 долларов за фильм. Сегодня для молодёжи Нолливуд - единственный социальный лифт, дающий деньги честную работу и при этом не требующее образование. В самом крупном городе страны Лагосе кинопроба проходит буквально на каждом углу и любой желающий с большой вероятностью какую-то роль себе ухватит.

В настоящее время кино для африканского континента является доминирующим средством массовой информации, кино глубоко формирует то, как африканцы видят свой континент, ведь лишь немногие имеют доступ к новостным каналам.

Сюжеты фильмов часто рассказывают о приключениях новоприбывших в большие города молодых нигерийцах.
Главная тема Нолливуда - непростой путь Африки к современности, за ней стоит череда испытаний главного героя, преодолев который он вознаграждается достойной жизнью.

Из интервью негирийского режиссера Даниэля Эхимена:

Сегодня вы не найдёте предпринимателя или продюсера, который бы попытался выпустить эпичное типа "Властелина колец", хотя у нас есть сюжеты такого уровня. Сейчас речь идёт больше о том какие фильмы мы можем делать, а не какие хотелось бы делать. Нам предстоит преодолеть долгий путь чтобы выяснить как сократить разрыв в плане визуальных эффектов и тому подобного. Лично мне бы хотелось снять больше картин о моём народе, фильмов которые бы показывали нашу самобытность: то, кем мы являемся сейчас и воспоминания о том какими мы были раньше. У нас более 200 племён со своими уникальными историями и происхождением, со своими мифами. Поверьте нам есть что рассказать миру.