Найти в Дзене
Тот самый «Епихин»

Модульное обучение и его особенности

Не все же мне статьи заниматься критикой, верно? Сегодня напишу пару слов о своем опыте модульного обучения. Не исключаю, что в других учебных заведениях или регионах нашей необъятной страны, «модульное» обучение имеют другим термином, но в рамках своего изложения я буду изъясняться именно так. В чем суть модульного обучения? Если кратко, то это формат, при котором студенты (слушатели) изучают материал одного курса или одной дисциплины в течение определенного периода времени. Обучение производится с «полным погружением», то есть с утра и до вечера студенты слушают лекции, выполняют практические или лабораторные работы. И так изо дня в день, пока материал курса не будет пройден. Затем обычно следует промежуточный контроль или предварительный экзамен, который призван оперативно, что осталось в «головах» у студентов. А потом, во время сессии, уже проводится, скажем, «официальный» экзамен, который пойдет в ведомости и, конечно, зачетку. Впервые я встретился с этой системой еще в качест

Не все же мне статьи заниматься критикой, верно? Сегодня напишу пару слов о своем опыте модульного обучения. Не исключаю, что в других учебных заведениях или регионах нашей необъятной страны, «модульное» обучение имеют другим термином, но в рамках своего изложения я буду изъясняться именно так.

В чем суть модульного обучения? Если кратко, то это формат, при котором студенты (слушатели) изучают материал одного курса или одной дисциплины в течение определенного периода времени. Обучение производится с «полным погружением», то есть с утра и до вечера студенты слушают лекции, выполняют практические или лабораторные работы. И так изо дня в день, пока материал курса не будет пройден. Затем обычно следует промежуточный контроль или предварительный экзамен, который призван оперативно, что осталось в «головах» у студентов. А потом, во время сессии, уже проводится, скажем, «официальный» экзамен, который пойдет в ведомости и, конечно, зачетку.

Впервые я встретился с этой системой еще в качестве студента, когда нам в модульной форме экспериментально читалось несколько дисциплин. Правда назвать это число модульным обучением сложно, поскольку оно было «модульное вечернее». Днем мы изучали основные дисциплины своего учебного плана по классической схеме, а по вечерам по 3-4 часа слушали факультативные (экспериментальные) дисциплины в модульном формате. И скажу, что такой формат уже тогда мне показался очень удобный и эффективным. Не смотря на то, что совмещение с традиционной формой обучения все-таки не позволяло оценить все плюсы рассматриваемого формата. Если уточнить, то было сложно выполнять большие объемы домашних заданий, поскольку требовалось это совмещать с выполнением уже имеющейся от классического обучения нагрузки. Но в общем я реально почувствовал, что читаемые нам дисциплины очень хорошо были восприняты мной и, не смотря на то, что я не очень был восприимчив в геологическим наукам буквально недельные модули «Седиментологии», «Петрофизики» и «Физики пласта» дали мне больше, чем изучении одноименных дисциплин в рамках основного обучения по классической схеме.

Потом, уже будучи преподавателем, я не раз привлекался к чтению модульных дисциплин и могу отметить, что с моей позиции - это один из лучших форматов обучение.

Если говорить о модульном обучении, то у него есть особенности:

  • Для того, чтобы читать дисциплину модульно - она должна быть подготовлена заранее и полностью проработана, поскольку в дальнейшем просто не будет времени на ее дополнение и корректировки.
  • Для удобства лучше, чтобы все практически задания были заранее проработаны преподавателем, чтобы тратить меньше времени на подготовку в рамках курса.
  • Лучше всего, если преподаватель подготовит весь курс и выдаст его материалы в самом начале, как обязательную часть, так и дополнительную, чтобы наиболее сильные из студентов могли в свободное время самостоятельно углубляться в изучение.
  • Считаю, что для более эффективной работы в рамках курса лучше готовить рабочие тетради с основными материалами и схемами, которые будут заполняться студентами по мере изучения. Основное удобство рабочих тетрадей в том, что можно с их помощью расставлять акценты курса и экономить время студентов на фиксацию информации.
  • Курс должен быть лаконичным, структурированным, чтобы студенты в режиме быстрой начитки быстро усваивали. Я обычно работаю по принципу - дай сначала «скелет» курса и затем уже деталями накидивай «мясо», закрепляя полученные знания тестами. Также хорошо себя зарекомендовывают визуальные схемы и классификации, а также алгоритмы, которые быстро запоминаются студентами.
  • В хорошем курсе, на мой взгляд, должно быть несколько вариаций взаимодействия - лекции, практические занятия, контрольные работы и инструменты активного взаимодействия - дискуссионные темы, мозговые штурмы, групповая работа. 
  • Важно понимать, что чем детальнее проработан тайминг курса, тем более продуманным будет его ведение по времени, а, значит, легким восприятие. Нет смысла перегружать студентов информацией (возможна просто информационная перегрузка и снижение восприимчивости). Как и нельзя делать его слишком «разряженным», когда у студентов слишком много времени на отдых - это, как ни странно, тоже приводит к снижению восприимчивости, но по большей части из-за потери фокуса внимания.
  • Для чтения модульных курсов важен и уровень общей подготовленности группы - очень хорошо, если все студенты приблизительно одного уровня подготовки. Особенно это важно с позиции отстающих - высокая динамика курса не позволит им догнать остальных и переводит сразу в формат аутсайдеров. 
  • Помимо уровня подготовки нужно отметить и необходимость общей мотивированности студентов. Если в группе будет человек, который не вовлечен в процесс и не понимает значимости курса для себя, то он по факту станет источником расслоения дисциплины.

Если говорить о плюсах модульного обучения, то, прежде всего, это возможность студентов погружаться в дисциплину, что позволяет им более эффективно воспринимать преподносимый материал. Для преподавателя же есть и второй немаловажный фактор - модульный подход позволяет высвобождать больше времени для ведения исследовательской и учебно-методической работы. К слову, свободное время между модулями можно вкладывать в разработку новых модулей или совершенствование уже имеющихся.

Таким образом, думаю, что модульное обучение по право одно из самых эффективных, с которыми мне пришлось поработать. Пробовали ли вы такой формат? Что можете отметить?

С уважением,

Тот самый Епихин