Много цветов, фруктов и овощей! Красивая выставка итальянского натюрморта в ГМИИ им. Пушкина.

1,1K прочитали

Сотрудники Пушкинского музея постарались, на мой взгляд, создать прекрасное праздничное настроение на выставке «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» — первой выставке итальянского натюрморта в России. Жаль, что среди картин не было букетов настоящих живых цветов, это был бы полнейший восторг!!!

Спешим на первый сеанс в 11 часов.
Спешим на первый сеанс в 11 часов.

Выставка открылась 5 марта и продлится до 26 мая 2024 г. Билеты лучше покупать онлайн на интересующий сеанс, чтобы не стоять в очереди на улице на вход и в кассу. В четверг для пенсионеров старше 60-ти лет обычно бесплатный день, но за эту выставку придется заплатить 200 руб. даже в четверг, а в любой другой день - 450 руб. Так что рекомендую пенсионерам посещать ГМИИ в четверг!

Столик со столешницей из флорентийской мозаикой pietre dure, что в переводе означает «твердый камень».
Столик со столешницей из флорентийской мозаикой pietre dure, что в переводе означает «твердый камень».

Откуда появилась мода на натюрморты? Великие географические открытия, а также увлечение европейцев садоводством (разведение цитрусовых семейством Медичи, тюльпанов в Нидерландах и т. п.) способствовали развитию интереса к миру природы. В 16 веке появились ботанические книги с научными иллюстрациями и связанные с ними натурные штудии растений.

Среди картин на выставке оказался один удивительный экспонат: столик со столешницей из флорентийской мозаики на тему "райского сада". Он создан во второй половине XVII века в мастерских герцога Тосканского.

Очень хотелось внимательно рассмотреть каждый цветок, каждую птицу, каждую ветку. Жаль, что освещение не позволяло сделать более удачный снимки. Блики!

Из интервью Игоря Бородина, заведующего отделом реставрации и консервации ГМИИ им. А. С. Пушкина, художника-реставратора высшей категории.
"На столешнице изображён фантазийный рисунок, некий прообраз роскошного райского сада. У семейства Медичи во Флоренции были свои ботанические сады Боболи, где росли лекарственные и экзотические растения. Придворный художник "перенёс" сады на столешницу. Это произведение очень высокого художественного уровня – как правило, подобные заказы изготавливались в течение многих месяцев, а иногда и лет.
В Белом зале. Начало.
В Белом зале. Начало.

Экспонаты коллекций экзотических растений, насекомых, минералов и различных «диковинок» хранились в кунсткамерах при дворах европейских правителей (коллекция императора Рудольфа II Габсбурга) и служили моделями для живописцев и графиков. Никогда не покидавший Прагу Рудольф II заявлял: "Мне нет нужды никуда ездить. Всё самое красивое я вижу из окон, а остальное есть в моей коллекции".

При дворе Рудольфа II Габсбурга состоял художник Джузеппе Арчимбольдо (1526-1593), родом из Милана. Он прославился на всю Европу своими экстравагантными портретами-натюрмортами, изображающими двойственную реальность. Одна из таких работ "Мужская голова/Корзина фруктов", представлена на выставке.

Джузеппе Арчимбольдо. Милан. 1526-1593. "Мужская голова/Корзина фруктов". Дерево, масло. Частная коллекция.
Джузеппе Арчимбольдо. Милан. 1526-1593. "Мужская голова/Корзина фруктов". Дерево, масло. Частная коллекция.

Фотография дает возможность перевернуть картину и вот перед нами "Корзина фруктов"!

Джузеппе Арчимбольдо. Милан. 1526-1593. "Мужская голова/Корзина фруктов". Дерево, масло. Частная коллекция.
Джузеппе Арчимбольдо. Милан. 1526-1593. "Мужская голова/Корзина фруктов". Дерево, масло. Частная коллекция.

Появление натюрморта, как жанра, в Италии связано с реформами Караваджо и его обращением к «низким» мотивам. Простые предметы - корзина, кувшин, цветы или морская раковина становятся героями картин. Благодаря дару художника, вещи преображаются в поэтические образы, наполненные глубоким смыслом. Именно в натюрморте заметен контраст между повседневностью и ее художественном изображением.

Руопполо Джузеппе. Натюрморт с виноградом и медным тазом. Италия. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Холст, масло.
Руопполо Джузеппе. Натюрморт с виноградом и медным тазом. Италия. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Холст, масло.

Виноградные гроздья, груши, персики, абрикосы, наполненные соком, прозрачные и бархатные, встречаются на многих полотнах того времени. Работа неизвестного художника "Арбуз и фрукты на каменных уступах" прибыла из ГМЗ "Гатчина".

Североитальянский мастер. Первая половина XVI  века. Арбуз и фрукты на каменных уступах. ГМЗ " Гатчина".
Североитальянский мастер. Первая половина XVI века. Арбуз и фрукты на каменных уступах. ГМЗ " Гатчина".
Антонио Джанлизи Старший (1655-1713). Натюрморт с виноградом. ГМЗ "Павловск".
Антонио Джанлизи Старший (1655-1713). Натюрморт с виноградом. ГМЗ "Павловск".

На выставке представлены и другие "гости", например: парные работы «Натюрморт с виноградом» и «Натюрморт с виноградом и птичками» из ГМЗ "Павловск", итальянского живописца Антонио Джанлизи Старшего (1655-1713), авторство которого было установлено в 2023 году главным научным сотрудником ГМИИ им. А. С. Пушкина Викторией Эммануиловной Марковой. В первую очередь из-за формы и манеры изображения кистей винограда. На многих работах Джанлизи Старшего, в том числе павловских, также можно видеть изображение щегла, которое, предположительно, было его фирменным знаком.

Антонио Джанлизи Старший (1655-1713). Натюрморт с виноградом и птичками. ГМЗ "Павловск".
Антонио Джанлизи Старший (1655-1713). Натюрморт с виноградом и птичками. ГМЗ "Павловск".
Джузеппо Винченцино (Джузеппе Воло). Милан 1662. Натюрморт с виноградом. Холст, масло. ГМИИ.
Джузеппо Винченцино (Джузеппе Воло). Милан 1662. Натюрморт с виноградом. Холст, масло. ГМИИ.

Щедрые дары природы и экзотические овощи вызывают удивление. Не все из них нам удалось распознать и назвать. Может кто-то знает названия этих овощей?

Бернардо Строцци и мастерская. Генуя, 1561- Венеция, 1644. Женщина с овощами. ГЭ
Бернардо Строцци и мастерская. Генуя, 1561- Венеция, 1644. Женщина с овощами. ГЭ

А натюрморты с рыбой!? Такой живой и свежей рыбы, как на полотнах в наше время не часто встретишь). Именно в Неаполе особой популярностью пользовались натюрморты с изображением рыб и улова морских обитателей. Там прославились художественные семейные династии, такие как Рекко и Руопполо.

С атрибуцией этих работ тоже произошли изменения. Например, автором картины "Натюрморт с рыбами, черепахой и угрями" ранее признавалась Рекко Элена, а сейчас Алессандро деи Пеши. Елена была дочерью Джузеппе Рекко (Giuseppe Recco). Известна своими натюрмортами с рыбами.

В 1577 году из Вероны во Флоренцию приехал Якопо Лигоцци - итальянский живописец, график, иллюстратор, миниатюрист, где стал придворным художником Герцога Франческо Медичи. Его главная задача была изображать растения и животных. Большая часть иллюстраций Лигоцци, сделанных с необыкновенной точностью в натуральную величину, хранится в Кабинете Рисунков Уффици. Но четыре превосходных рисунка с изображением рыб из собрания Эрмитажа, можно увидеть на выставке в Москве, где они экспонируются впервые.

Музыкальные инструменты, ноты, карты и глобусы - еще одна тема предметного натюрморта. Рассматривать детали необыкновенно интересно, даже вековая пыль выглядит очень достоверно.

Максимилиан Пфайлер. Около 1660. Натюрморт с фруктами, мандолиной и белой скатертью. Холст, масло. Смоленский ГМ.
Максимилиан Пфайлер. Около 1660. Натюрморт с фруктами, мандолиной и белой скатертью. Холст, масло. Смоленский ГМ.

Картина Максимилиана Пфайлера называется "Натюрморт с фруктами, мандолиной и белой скатертью". Скатертью обычно в то время служил ковер, а белой - я бы назвала салфетку. Традиция стелить дорогостоящие персидские ковры на столы, как скатерь, сохранилась в Европе с XVII века и до сих пор их можно встретить в некоторых ресторанах, например, в Нидерландах. Особенно нравились ковры художникам, они позволяли выгодно выставлять композицию и экспериментировать с колоритом.

Мальтезе (Франческо Нолетти) Валетта, около 1611. Натюрморт с восточным ковром, скрипкой и мужским портретом. Холст, масло. Курская ГКГ им. А.А. Дейнеки.
Мальтезе (Франческо Нолетти) Валетта, около 1611. Натюрморт с восточным ковром, скрипкой и мужским портретом. Холст, масло. Курская ГКГ им. А.А. Дейнеки.
Кристофоро Мунари (Монари). Натюрморт с письменными принадлежностями
Кристофоро Мунари (Монари). Натюрморт с письменными принадлежностями

На натюрморте Мунари заметили чашечку кофе и печенье савоярди.

Среди узнаваемых предметов на картинах Карло Маджини - один неопознанный заинтриговал нас своим предназначением. Подумав, решили, что это латунный масляный светильник. Фитили выглядывают из трех рожков. На цепочке - колпачок для тушения огня, а с другой стороны - приспособление для правки фитиля, наверное.

Маджини К. Натюрморт с хлебом и ветчиной. Италия. Между 1740 и 1806. Холст, масло
Маджини К. Натюрморт с хлебом и ветчиной. Италия. Между 1740 и 1806. Холст, масло

Это последняя страница в истории итальянского натюрморта и связана она с именем Карло Маджини, художника из Фано.

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу - знай, что это натюрморт!

Приятно рассматривать букеты цветов, которые не сразу удается распознать и перечислить. Итальянские овощи и фрукты поражают своим разнообразием. Предметы посуды и интерьера на полотнах вызывают удивление и вопросы по их предназначению.

Интересно, что все это донесли до нас художники из прошлой жизни и за это мы им благодарны сейчас!

«Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» - выставка-открытие. Музей предлагает пройти тест, который сделал "Сноб". Очень интересно!