Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1160)
Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Однако благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы, тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской. Впоследствии честная глава обреталась три раза, Церковь вспоминает все три этих события. 24 февраля (9 марта по новому стилю) празднуется первое и второе обретение главы.
Через много лет поместье на Елеоне перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить здесь церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы.
Перед своей смертью Иннокентий, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, снова закопал ее. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась.
В дни равноапостольного царя Константина Великого, когда христианская вера стала процветать, двум инокам дважды явился сам святой Иоанн Предтеча. Монахи откопали святыню и, положив ее в мешок, пошли к себе домой. По дороге они дали нести драгоценную ношу незнакомому горшечнику. Неожиданно горшечнику явился сам святой Иоанн и велел бежать от нерадивых иноков, страдающих маловерием, вместе с тем, что у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно и благоговейно хранима христианами, пока ее обладателем не стал некто Евстафий, зараженный арианской ересью.
Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда кощунство открылось, он был вынужден бежать, закопав святыню в пещере.
Позже в том месте поселились благочестивые иноки, возник монастырь. В 452 году архимандриту обители Маркеллу сам святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Емессу, а затем в Константинополь.
***
О христианстве судят по христианам в наш маловерный век, век широко распространенного неверия. В прежние века, в века веры, о христианстве судили прежде всего по его вечной истине, по его учению, по его заветам.
Николай Бердяев (1874–1948),
русский философ