Европейский парламент обсуждает обновление руководящих принципов ЕС по водительским правам. И, знаете, тут есть на что посмотреть, особенно на контрасте с нами.
ACE, автомобильный клуб Европы, оценил самые серьёзные предложения. Всё указывает на то, что пересмотр директивы ЕС о водительских правах направлен на достижение стандартизации. Также планируется ввести цифровые водительские права, действительные по всей Европе, что, например, облегчит трансграничное использование новых форм мобильности, таких как совместное использование автомобилей.
Комиссия ЕС предлагает ограничить срок действия водительских прав для людей старше 70 лет максимум пятью годами, чтобы облегчить сдачу экзаменов на вождение и курсы повышения квалификации. И Совет Европейского Союза, и Транспортный комитет Парламента ЕС высказались против сокращения срока действия с определенного возраста.
Тем не менее, по желанию Транспортного комитета, при подаче заявления или продлении водительских прав должны быть проведены обязательные медосмотры. Если Совет Европейского Союза добьётся своего, государствам-членам должен быть предоставлен выбор: вводить проверки здоровья или вводить оценивание кандидатов (в Европе балльная система со штрафными «очками»).
ACE считает, что, если взять всех под одну гребёнку и требовать с пожилых прохождения ими проверки пригодности, это будет «неприемлемой дискриминацией». Вместо этого пожилые люди должны иметь возможность принимать участие в добровольных поездках с обратной связью по всем направлениям, чтобы получить непосредственную обратную связь о своей безопасности вождения.
Теперь про новичков за рулём.
В будущем по всей Европе могут начать применять более строгие условия для начинающих водителей в течение первых 2 лет: испытательный срок продолжительностью не менее двух лет и абсолютный запрет на алкоголь, как это уже имеет место в Германии. Кроме того, проект директивы предусматривает, что новый испытательный срок должен начинаться с получением каждой дополнительной категории, при этом государства-члены смогут сами определять продолжительность и штрафные санкции.
Помимо этого, условия для сопровождаемого вождения с 17 лет должны быть стандартизированы на всей территории ЕС. В Германии такое уже много лет практикуется, но в других странах (за исключением Австрии) 17-летним начинающим водителям в настоящее время совсем не разрешается водить машину.
По оценкам экспертных ведомств, особенно высок риск попасть в аварию на дороге у начинающих водителей. ACE приветствует тот факт, что проверенные немецкие правила будут введены по всей Европе. Признание правил для 17-летних за рубежом, в частности, создаст новые возможности для путешествий для молодёжи, особенно в приграничных регионах.
Однако возможность сопровождающего вождения с 16 лет в директиву не включена – как того требует ACE. Ожидается, что это ещё больше снизит риск несчастных случаев в этой возрастной группе. Ведь тот, кто начинает водить машину под присмотром в 16 лет, фактически удваивает свой период обучения до 18-летия и приобретает больше опыта.
По планам Еврокомиссии, весовая категория прав B-класса может быть расширена по всей Европе с 3,5 тонны до 4,25 тонны. Однако только после окончания испытательного срока и только для автомобилей «на новых источниках энергии». Транспортный комитет также предлагает сделать исключение для «стандартных» домов на колёсах массой до 4,25 тонны. В настоящее же время водительские права класса B распространяются только на автомобили с максимально допустимой массой 3,5 тонны (как и у нас).