53,1K подписчиков

Легко ли быть Ассолью

22K прочитали
Эта история - одно из самых странных воспоминаний конца 90-х...

Эта история - одно из самых странных воспоминаний конца 90-х...

Она осталась моим пожизненным «гештальтом», потому что чувство долга давит на меня по сей день, а изменить прошлое уже не представляется возможным.

И сейчас, притормозив в ожидании зеленого сигнала светофора у Пантелеймоновского моста перед поворотом на Фонтанку , я невольно начинаю нервничать и стараюсь не всматриваться в лица прохожих…

Была весна. В Соляном городке она ведет себя особенно, как будто вокруг и не Петербург вовсе, а тихая уютная провинция . Во дворах готовится зацвести сирень, из распахнутых старинных окон бессовестно пахнет жареной картошкой, а дикие городские коты нежатся на капотах припаркованных машин, невзирая на их марки.

Соляной переулок . Справа Пантелеймоновская церковь
Соляной переулок . Справа Пантелеймоновская церковь

В мае пройти мимо распахнутых ворот Летнего сада невозможно. Изящные античные фигуры Богов и Богинь, освободившись от зимнего гнета своих деревянных гробов ящиков, улыбаются солнышку, благословляя жизнь, какой-бы она ни была.

Ну и что, что очередной кризис и дефолт? Да, всё, что удалось накопить, потеряно еще в прошлом августе. Да, с работой непросто. Но жизнь-то продолжается, и она всё равно прекрасна уже потому, что зиме конец, и впереди летние радости с неизменным ароматом лип и теплым песочком на берегу Финского залива.

Примерно с таким настроем я вышла из Летнего сада и повернула в сторону Пантелеймоновского моста.

Мои любимые Амур и Психея в Летнем саду
Мои любимые Амур и Психея в Летнем саду

Бывают такие моменты в сложные периоды жизни, когда кроме неразрешимой загадки вечного раскачивания правого фонаря на мосту тебя ничего не волнует.

Этот фонарь для меня и сегодня загадка. Но теперь он как жизнеутверждающий символ. Прошла молодость, пережито уж сколько кризисов, вот уж СВО идет больше двух лет, а фонарь все качается и качается , как ни в чем ни бывало...

И тут это случилось. Я столкнулась с НИМ нос к носу, хотя всегда старалась обходить стороной этого странного человека, интуитивно опасаясь посмотреть ему в глаза.

Пантелеймоновский мост весной. А вы знаете какой фонарь на мосту всегда раскачивается?)
Пантелеймоновский мост весной. А вы знаете какой фонарь на мосту всегда раскачивается?)

А тут расслабилась, и на тебе!

Круглый год он стоял на углу Фонтанки и Пестеля как раз на той самой стороне, где монотонно поскрипывая всегда раскачивается фонарь. Старомодное мохнатое пальто болталось на нем как на вешалке. Шарфа не было вовсе. Я даже сомневаюсь, что была хоть какая-то рубашка. Тонкая морщинистая шея выглядела так жалко, что хотелось отвести глаза. Вообще вид этого пожилого петербуржца всегда вгонял меня в такое чувство вины, как будто я лично была виновата в его несчастливой старости.

Но самым ужасным в этом образе было другое. Через тощую шею была перекинута связанная из обрывков узловатая веревочка с табличкой «ПОКАЖУ ВАМ ПЕТЕРБУРГ АЛЕКСАНДРА ГРИНА» .

Эта история - одно из самых странных воспоминаний конца 90-х...-5

Болезненное лицо этого совершенно сюрреалистического образа дополняли толстые стекла очков, под которыми сами по себе жили бесцветные глаза. То ли они были раскосые, то ли очки были виноваты в его странном взгляде…

Издали завидев Старика, я всегда малодушно переходила на другую сторону. Очень боялась случайно обнаружить свою жалость и поставить его в еще более неудобное положение ненужными эмоциями.

И тут на мосту мы чуть не столкнулись лбами.

Осознав, что ЭТО случилось, я в панике застыла. Бежать было поздно, да и некуда.

Судорожно проглотив слезы, я зажмурилась в надежде, что всё это только сон, и сейчас наваждение исчезнет.

Эта история - одно из самых странных воспоминаний конца 90-х...-6

Но долго стоять на улице с закрытыми глазами было ужасно глупо, поэтому я наконец заставила себя разжать веки.

Старик снял перетянутые резинкой очки и тоже посмотрел на меня. Мы поздоровались.

А глаза-то у него голубые в зеленую крапинку!

Поймав в моем взгляде случайный интерес, он истолковал его по-своему.

- Желаете экскурсию?- с надеждой спросил он.

Денег было в обрез. Нужно было еще купить продуктов домой, забрать сапоги из ремонта и ...в общем это неважно.

- А сколько это по времени?- смущенно промямлила я .

- Здесь на Пантелеймоновской совсем рядом,- приободрился старик.

Видимо Александром Грином в 90-е прохожие интересовались редко. Я помялась…

- А сколько стоит?- покраснев до корней волос, осторожно спросила я.

- Да сколько не жалко…

Ужасный ответ. Ответ-ловушка, потому что духовное бесценно, а денег мало, и быт безжалостно требует своей мзды, и выбирать между едой и культурой всегда так стыдно.

Улица Пестеля в Соляном городке
Улица Пестеля в Соляном городке

Осознавая одновременно свою ничтожность по отношению к его просветительской миссии и лихорадочно придумывая причины для вежливого отказа, я поняла ,что пауза затянулась, и время на раздумье закончилось.

- С удовольствием!- наконец решилась я, и Старик засиял такой неподдельной радостью, что я почувствовала правильность своего выбора.

Когда мы переходили Фонтанку, мне посигналил из машины невесть откуда оказавшийся рядом коллега , жестом приглашая подвезти. Я отрицательно покачала головой, осознавая как нелепо выгляжу сейчас в такой странной компании.

Мы шли по улице Пестеля, которую мой новый знакомый упорно называл на старинный лад Пантелеймоновской.

У 11 дома он остановился и предложил мне войти под арку. Преодолев минутное замешательство, я неуверенно направилась за Стариком.

Мы зашли в уютный зеленый двор, наполненный ароматами молодой весенней зелени и веселой воробьиной возней. В одной из парадных шел ремонт. Краешком глаза я заметила крутую лестницу и вопросительно посмотрела на Старика.

Дворик дома на ул. Пестеля 11 весной
Дворик дома на ул. Пестеля 11 весной

- Да, да! Лифтов тогда не было , а жил Александр Степанович на четвертом этаже! Кстати сейчас в связи с ремонтом лифт тоже не работает,- взмахнул рукой мой экскурсовод. - Поэтому давайте просто посмотрим на его окно, а я расскажу Вам о чудовищной ошибке, благодаря которой в Петербурге чуть больше 10 лет назад неправильно увековечили память писателя.

Не успела я удивиться, как Старик продолжил.

- Если придется проходить по улице Декабристов , обратите внимание на фасад дома 11. Там Вы непременно увидите памятную доску, которая указывает, что в этом доме жил и творил писатель Александр Грин,- грустно сказал Старик. - Между тем жил он в этом доме на улице Пестеля 11. Ошибка произошла потому, что в письмах, как было принято в начале века, Грин подробно указывал адрес - «улица Декабриста Пестеля». А в наше время дотошно разбираться с адресами не стали, и до сих пор ошибку не исправили.

Скажу вам больше, дорогие читатели, ошибку не исправили и сейчас, и памятная доска так и висит на Декабристов 11.

Памятная доска на ул. Декабристов 11
Памятная доска на ул. Декабристов 11

-Это был первый адрес в Петербурге, куда Грин привел свою Ассоль- как-то очень светло улыбнулся рассказчик.

- ЕЕ звали Ассоль?

- Нет конечно!- засмеялся Старик- Ее звали Ниночка! Нина Николаевна Миронова. Училась она здесь поблизости на Бестужевских курсах, подрабатывала машинисткой в газете «Петроградское эхо» . По работе Грин заходил туда в 1917, а потом случайно встретил Ниночку на Невском в районе Пушкинской. Знаете что это за место?

Дальше, дорогие мои читатели, я хочу переключиться из режима диалогов к обычному рассказу для простоты вашего восприятия.

Угол Невского проспекта и улицы Пушкинской было знаковым для Александра Грина.

Именно там в низкой витрине небольшого магазина, известного многим поколениям петербуржцев как старейшая книжная лавка " Техническая книга" , увидел начинающий писатель игрушечный кораблик с белыми шелковыми парусами, и моментально его фантазия окрасила паруса в алый цвет.

Тот самый дом на углу Невского проспекта  и Пушкинской улицы
Тот самый дом на углу Невского проспекта и Пушкинской улицы

Сюжет родился сам собой.

Это случилось в 1916 году. Но не доставало образов, деталей.

Возможно вам покажется странным, но самая прекрасная повесть о мечте и надежде создавалась в голодном послереволюционном Петрограде буквально на коленке в узкой полупустой комнате Дома Искусств.

Единственное окно упиралось в дворовую стену. Топить холодную комнату было нечем, а в 1920 работу над романом и вовсе пришлось прервать , потому что Грина из Дома Искусств попросту выгнали за асоциальный образ жизни. Был он тогда одинок, тревожен и нелюдим, порой агрессивен из-за своей пагубной привычки...пить.

Сын польского шляхтича Александр Гриневский с детства бед хлебнул немало. Родился в ссылке. Отец пил беспробудно, он то бил, то баловал сына, ломая его детскую психику. Мальчик тайком читал приключенческие романы и мечтал о море. С горем пополам окончив реальное училище, он уехал в Одессу с целью поступить на корабль юнгой, но отовсюду его выгоняли за вспыльчивый характер.

Знаменитый Дом Искусств ( ДИСК)  на углу реки Мойки и Невского проспекта. Здесь Александр Грин начал писать свои "Алые паруса"
Знаменитый Дом Искусств ( ДИСК) на углу реки Мойки и Невского проспекта. Здесь Александр Грин начал писать свои "Алые паруса"

Потом была первая любовь. Получив от любимой отказ, Гриневский выстрелил ей в грудь. Слава Богу, она выжила и не сдала «неудачника». Но девушка была потомственной революционеркой, что определило дальнейшую судьбу Александра Грина.

Были годы подполья, первый тюремный срок, как следствие полное разочарование в терроре.

И вдруг как гром среди ясна неба потребность писать. Гонорар в 75 рублей за первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» показался бывшему босяку и бродяге баснословным.

И вот судьба привела его в революционный Петроград и усилиями Горького пристроила в Дом Искусств как «полезного фантазера» .

До этого он скитался по съемным комнатам ,вечно голодный и мрачный. Второй брак тоже оказался неудачным - жена ушла от него, отчаявшись вытащить из запоев и долгов.

Дворы Петербурга
Дворы Петербурга

Да и братья по литературе относились к угрюмому мечтателю предвзято. Особенно когда фамилия Гриневский превратилась в литературный псевдоним ГРИН.

«Прилавок большого магазина „Бакинский рабочий“. Всего умещается 47 книг… Из умещенных – 22 иностранных… Русский, так и то Грин».
В. Маяковский

Но согласитесь, когда отчаявшийся человек в мечтах своих создает Лисс и Зурбаган, не могла жизнь не дать ему еще одного шанса.

И однажды в преддверии весны там же на Невском проспекте Грин встретил Нину.

Нина Николаевна Грин
Нина Николаевна Грин

Уже 7 марта они поженились.

Пазлы наконец сложились, и вскоре повесть «Алые паруса» увидела свет. На титульном листе Грин написал посвящение любимой жене Ниночке с благодарностью за вдохновение.

Чтобы представить себе как они жили, достаточно вспомнить лишь несколько эпизодов.

Однажды Александр Степанович вернулся из московского издательства , получив хороший гонорар. На Сухаревке он купил Ниночке изящные туфли , золотые часики, и какое-то очень куцее пальто себе.

Увидев мужа в смешном одеянии, Ниночка добавила денег, и тайно выменяла его на рынке на солидное серое пальто с длинным ворсом, в котором Грин стал похож на своих героев и неизменно привлекал женские взгляды. Он очень любил его и считал самой дорогой и добротной вещью в своей жизни. Носил с удовольствием и благодарностью.

Александр Грин. Изображение взято из интернета
Александр Грин. Изображение взято из интернета

Впрочем прослужило оно недолго.

В период очередного безденежья он продал его на Мальцевском рынке чтобы купить цветы Ниночке на день рождения. Купил розы и коробку конфет. Отдал, не раздумывая, чтобы сделать любимой сюрприз.

А когда Грин был уже безнадежно болен , Ниночка на подаренные им золотые часы купила домик из ракушечника с земляным полом в Старом Крыму. Маленький, но свой. Там через два месяца Александр Степанович умер от рака желудка.

Они прожили вместе 11 лет.

Нина Николаевна и Александр Степанович в Феодосии. Изображение взято из интернета
Нина Николаевна и Александр Степанович в Феодосии. Изображение взято из интернета

Секрет их счастья был прост и непостижим одновременно- оба они всю жизнь искренне идеализировали друг друга.

«Я крепко полюбила его, всегда стремясь быть та­кой, какой я ему зриласъ. Лучшей, чем была на самом деле, видимо, что-то в моем существе, – простом, нетребовательном к бла­гам жизни и всегда за любовь и радость благодарном, – звучало в унисон его душе. Настолько, – что начавшееся, – с появления, свободной продажи вина, пьянство не разрушило этих наших чувств, а, может, еще углубило и расширило их, так как, кроме опоры и защитника, я еще увидела в нем существо, требующее заботы и опеки и на это обернулись мои неудовлетворенные ма­теринские инстинкты. А он, быть может, иногда страдая от этой опеки, – в минуты, когда его тянуло к безудержному пьянству, – был сердцем благодарен за нее и с удесятеренной нежностью и любовью относился ко мне после своих провалов. За одиннадцать с лишним лет моей жизни с А.С. у меня всегда было чувство ко­ролевы его любви. И какие бы тернии ни появлялись на нашем пу­ти, любовь все покрывала и благодарность за нее непрерывно струилась в моем сердце. Все, что может происходить красивого в жизни вдвоем, – все происходило в нашей жизни. Отсвет этих чувств лежит во всех произведениях А.С., а интимное, домашнее тепло, любовь и страдания в его стихах, даримых мне.» - писала в воспоминаниях Нина Николаевна

«Когда одинокий я мрачен и тих
Скользит неглубокий, подавленный стих,
Нет счастья и радости в нем. Глубокая ночь за окном…
Кто раз вас увидел, тому не забыть,
Как надо на свете любить…
И вы, дорогая, являетесь мне,
Как солнечный зайчик на темной стене»… А. Грин

Мечте Грина о море тоже помогла сбыться Ниночка, придумав себе недомогание, которое лечится морским климатом, и супруги уехали в Феодосию.

Однако терний на творческом пути Грина было немало. Время сказок прошло, и фантазер-романтик уже не вписывался в новую действительность.

«Грин – наш идеологический враг. Союз не должен помогать таким писателям! Ни одной копейки принципиально!»- это решение Союза советских писателей вскоре превратила идиллию на берегу моря в выживание.

Портрет А. Грина. Изображение взято из интернета
Портрет А. Грина. Изображение взято из интернета

Супруги вынуждены были переехать в более дешевый Старый Крым, где Грину иногда приходилось брать в руки лук и стрелы и идти охотиться на птиц, как бы странно это сейчас не представлялось.

Просто нужно было как-то выживать без денег, чем-то питаться. Ему, жене и ее престарелой матери Ольге Алексеевне.

Вот тогда-то Нина и продала подаренные мужем золотые часики ради маленького домика у подножия гор. Просто платить за аренду было уже нечем.

В этом доме Грин прожил всего два месяца. 8 июля 1932 года его не стало.

А. Грин с женой и тещей в Феодосии. Изображение взято из интернета
А. Грин с женой и тещей в Феодосии. Изображение взято из интернета

Счастье закончилось. Нину Николаевну ждали впереди такие испытания, что никакая болезненная фантазия не в силах была бы такое придумать.

Она с матерью так и осталась жить в Старом Крыму. Работа медсестрой в санатории и авторские гонорары, выплаченные ей за книги мужа, в одночасье после его смерти ставших популярными, позволяли ей выживать.

А. Грин в Старом Крыму за несколько дней до смерти. Изображение взято из интернета
А. Грин в Старом Крыму за несколько дней до смерти. Изображение взято из интернета

Но когда началась война, она из-за болезни матери не смогла уехать, и оказалась на оккупированной немцами территории.

Ей пришлось работать переводчицей- образованных людей, знавших языки в городе практически не было, поэтому немцы сохранили ей жизнь.

На этой работе Нина Николаевна старалась быть максимально полезной местным жителям, не раз оправдывая и спасая многих от расправы.

Дальше ужаснее. Вместе с другими горожанами ее увезли в Германию, где до 1945 года пришлось батрачить на хозяев.

Нина Николаевна после возвращения из ссылки. Изображение взято из интернета
Нина Николаевна после возвращения из ссылки. Изображение взято из интернета

При первой возможности вернулась Нина Николаевна в Старый Крым в надежде, что ее ожидает мать.

Но оказалось, что Ольги Алексеевны не стало еще в 1944 году. Ее похоронили рядом с Александром Грином.

Оплакивать ее смерть Нине Николаевне пришлось уже в ссылке. Она получила 10 лет лагерей за сотрудничество с немцами.

Все это время Нина жила мечтой вернуться в маленький дом с садом в Старом Крыму, где решила организовать музей в память о муже.

Музей Александра Грина в Старом Крыму. Изображение взято из интернета
Музей Александра Грина в Старом Крыму. Изображение взято из интернета

Вернувшись, она обнаружила, что их жилье превратили в курятник. И вот здесь Ассоль проявила всю силу своего характера, чтобы вернуть и привести домик в надлежащий вид.

Всю оставшуюся жизнь она по крупицам восстанавливала обстановку , существовавшую при муже, собирая по друзьям и знакомым его вещи и книги. И наконец музей открылся.

Нины Николаевны не стало в 1970 году.

По непонятным причинам местные власти не дали выполнить ее последнюю волю и похоронить умершую рядом с матерью и мужем.

Только через два года тайно ночью друзья семьи перезахоронили прах Нины Николаевны Грин рядом с Александром Степановичем.

Могила Александра Степановича и Нины Николаевны в Старом Крыму. Изображение взято из интернета
Могила Александра Степановича и Нины Николаевны в Старом Крыму. Изображение взято из интернета

- Души их всегда были вместе, -услышала я знакомый голос. - Вы ведь верите в это?

-Конечно верю!- ответил кто-то за меня, потому что неожиданное возвращение в реальность позволяет доли секунды наблюдать за происходящим со стороны.

- Ну мне пора,- заторопился вдруг Старик, решительно направляясь к открытой парадной.

- Подождите, а деньги?- медленно приходя в себя, спросила я.

- Деньги? Ах да, деньги...- задумчиво проговорил мой рассказчик. - А деньгами я не беру!

Я опешила. Мысли не торопились возвращаться , потому что они всё еще витали над маленьким домом из ракушечника в Старом Крыму,и я не нашлась, что ответить.

У парадной Старик оглянулся.

- Сейчас идите в Пантелеймоновскую Церковь тут напротив и поставьте свечи за души рабов Божьих Александра и Нины.

Его серое мохнатое пальто мелькнуло в дверном проеме парадной, шаги быстро стихли на лестнице.

Я осталась стоять растерянной в своей прекрасной 32 весне, наполненной надеждами и вечным ожиданием чуда.

Эта история - одно из самых странных воспоминаний конца 90-х...-22

Откуда-то прилетела мысль, что подниматься на свой четвертый этаж ему непросто. Но ТАМ всегда любят и ждут