Приветствую вас, читатель!
Четвертый фильм по "Девочке-волшебнице Мадоке" все еще ожидается, так что я решил посмотреть и более нишевый продукт, снятый уже не как продолжение оригинального аниме, а в качестве адаптации и рекламы мобильной игры. Начитавшись не самых лестных отзывов, в онгоинге я данное аниме смотреть не стал, но спустя четыре года после его завершения все же решил глянуть и составить собственное мнение.
Так что давайте начинать!
Предупреждение 1! Здесь будут спойлеры.
Предупреждение 2! Статья сугубо субъективная, мнение автора опирается по большей части на собственный опыт, эмоции и впечатления при просмотре. А еще здесь будет столько недовольного бубнежа, что, если вы фанат "Гайдэна", лучше не читайте, поберегите свои нервы. Но, главное, помните: не страшно, если наши позиции разойдутся, взгляд на мир у всех разный, и это здорово!
Общие сведения и завязка сюжета
Аниме с ужасно длинным и неуклюжим названием "Записи о магии: Девочка-волшебница Мадока★Волшебство – Гайдэн" вышло в 2020 году. Отвечала за него студия "Shaft", а режиссером выступил дуэт под названием "Gekidan Inu Curry", который приложил руку и к оригинальному сериалу.
История начинается с того, что обычная волшебница Ироха Тамаки видит сон, в котором неизвестная девочка зовет ее в Камихаму, единственный город, где волшебницы могут обрести спасение. Ироха решает принять приглашение в силу личных причин. В Камихаме она надеется вновь обрести сестру, о которой никто ничего не помнит...
Героини
Их много. Очень много. Куда ни ткни, всенепременно попадешь в волшебницу. Создается впечатление, что в Камихаме их больше, чем людей, которых нужно защищать (да, сюжетно это объяснили, но преобладающее большинство главных и второстепенных персонажей коренные жительницы этого города. И, по ощущениям, их прям дофига, прям неприлично дофига. Насколько Камихама больше Митакихары, в которой двоих Мами с Хомурой хватало за глаза?). Ну и раскрытие персонажей соответствующее. За 12 серий оригинального сериала нам показали пять героинь, и на них времени даже немного не хватило. А тут считать страшно. Поэтому и говорить я буду об этом коме персонажей в общем и целом.
Во-первых, девочки кажутся какими-то непрофессиональными волшебницами. С первых серий многие из них, включая главную героиню, показаны неловкими, слабыми и откровенно трусливыми. На поле битвы стоят, визжат, активно ждут, когда их спасут. И ведь спасают! Точнее, спасает то, что называется местным сюжетом, но о нем позже.
Причем каждый раз при встрече с противником персонажи либо в упор его не замечают, пока тот не нападает, либо хлопают ресничками и удивляются: "Что? Ведьма? Откуда здесь ведьма? Да не может такого быть!". И, правда, с чего бы в мире, где единственной угрозой для питающихся людскими несчастьями ведьм являются волшебницы, эти самые ведьмы притягивались к волшебницам и охотились на них? Вот ведь незадача!
Вместе с тем среди персонажей есть девочки с очень интересным боевым стилем. Например, Мифую с ее оружием, похожим на гигантский чакрам, или Рэна, которая создает свои копии с помощью зеркал. Но персонажей слишком много, чтобы хоть одной волшебнице и ее магическим умениям уделили должное внимание.
Во-вторых, а помните, как в оригинале волшебницы не слишком-то охотно делились тем, какое желание загадали? Это было нечто сокровенное, нечто близкое сердцу. За каждым желанием стояла своя непростая история, прикосновение к которой ощущалось по-особенному. В "Гайдэне" от этого не осталось и следа. Волшебницы прямо при посторонних обсуждают свои желания, критикуют друг друга и, кажется, не настолько уж и дорожат тем, ради чего обречены сражаться до конца жизни.
В-третьих, на кой черт сюжету вообще главная героиня? Это действительно Мадока 2.0, бюджетная версия, которая даже говорит примерно теми же фразочками. Фанатов оригинала завлекали как могли, только вот... вся суть слабой главной героини, которая пряталась за чужими спинами, как раз и заключалась в деконструкции этого образа. Хомура всеми силами ограждала Мадоку от того, чтобы последняя становилась девочкой-волшебницей. И то в некоторых ситуациях Мадока оказывалась полезнее Ирохи, которая уже как бы полноценная волшебница со стажем.
Влияние Ирохи на сюжет минимально, тогда как без Мадоки его и вовсе бы не случилось. Забавно, что в 6 серии Ироха уже пытается покинуть чертову Камихаму и это аниме, но сценаристы силком затаскивают ее обратно и швыряют в гущу событий. Выплывай, как можешь, милая. Да прибудет с тобой сила сюжета!
По итогу, к местным героиням претензий действительно много. За 13 серий они успели так "проявить себя", что малейшей симпатии не удалось вызвать никому. Кроме, разве что, Ячиё Нанами, и то больше из уважения к ее собранному, хладнокровному поведению и рассудительности, чем из искренней симпатии.
Камео
А что там по старым персонажам?
С 5 серии в сюжет полноценно вводится Томоэ Мами. Ну, как вводится... появляется раз в пять серий, чтобы послужить очередным подспорьем для продвижения главной героини по сюжету. Действия Мами невнятные и зачастую противоречат как логике самого персонажа, так и логике в принципе.
В 6 серии в Камихаму на кой-то черт приходит Кёко. Хотя увидеть ее все равно было приятно. В этом аниме Кёко очень органична в своей роли эгоистичной цундэрэ. С ее появлением прямо повеяло приятными воспоминаниями о просмотре оригинала.
Саяка появляется ближе к финалу. Роль у нее небольшая, но насколько же запоминающаяся! Видимо, под конец создатели решили оторваться и дали Саяке поучаствовать в самом впечатляющем бою этого сезона. Там и анимация, и музыкальное сопровождение, и развитие действия настолько подскакивают в качестве, что даже хочется попросить отдельный сезон с Саякой. Создатели показали ее способности и боевой стиль с таким грандиозным размахом, что оригинал и рядом не стоял. В общем, Саяка настолько прекрасная девочка, что тащит даже не свое аниме!
Ладно-ладно, шучу-шучу.
Мадока мелькает один раз во флешбеке Мами. На Хомуру все забили. Может, оно и к лучшему.
Занятно, что камео есть и среди ведьм. Правда, битву с Гертрудой даже не показали. И тут напрашивается прямая параллель с оригиналом, в котором это была одна из самых зрелищных битв Мами.
В целом, негусто. Насколько я знаю, во втором сезоне оригинальный квинтет еще покажет себя, но вот первый как-то совсем не богат на их присутствие и развитие. Есть легкое ощущение, что старых героинь добавили чисто для фанатов, поскольку и Мами, и Кёко, и Саяку в "Гайдэне" можно спокойно заменить новыми персонажами, и смысл от этого не изменится. Возможно, его даже стало бы побольше.
Сюжет
А вот и последний гвоздь в крышку гроба "Гайдэна".
Первую половину аниме нам показывают, что в Камихаме все не то, чем кажется: ведьмы не ведьмы, волшебницы не волшебницы, "Мадока" не "Мадока"... Кхм, и, сюрприз-сюрприз, за всеми таинственными событиями стоит некая зловещая организация волшебниц, готовых идти по головам ради воплощения своего грандиозного замысла в реальность. Почему это не работает?
Самый простой ответ: в аниме навалили всего и сразу. У нас здесь и кайданы, городские страшилки, и попытки волшебниц понять, во что кьюбей их втянул на самом деле, и глобальный заговор, и личные подсюжеты огромного множества героинь, и еще куча идей, каждая из которых неплохо сработала бы сама по себе, но вместе они создают безобразно пеструю картинку, которая быстро приедается.
В целом, положа руку на сердце, история со злодейской организацией, выступающей и против ведьм, и против кьюбеев, и против людей, и против несогласных с их методами волшебниц, вроде как могла предложить нечто новое и интересное для этой вселенной. Однако все упирается в переизбыток действующих лиц и невнятность их действий. В оригинале показывали разбитых, внутренне противоречивых персонажей, которые и с собой-то договориться не могут, что уж говорить о других волшебницах! Девочки сражались и умирали в одиночку, всеми покинутые и забытые, и на раскрытие этой трагедии работали все составляющие аниме: маленькое количество главных героинь, пустой город с минимумом жителей, у которых есть имена и лица, крупные планы, замкнутые барьеры ведьм и многое-многое другое. В результате Хомура, к которой Мадока проявила немного доброты и теплоты, решила положить свою жизнь и судьбу ради ее спасения. А в "Гайдэне" нам показывают не одно, а сразу два поколения волшебниц, которые социально активны и более или менее успешно наладили между собой командное взаимодействие. Опять же, вспоминаем претензию к нивелированию важности желаний. В оригинале каждая волшебница сражалась за свое желание, оберегала его больше души, рефлексировала, разочаровывалась, утопала в отчаянии в одиночку. Это была одна из важных причин, почему волшебницы не могли объединиться и замыкались на самих себе и на собственном неудачном опыте. Если в "Гайдэне" никому особо нет дела до своих желаний, не стоит так остро и эта проблема, отчего, как по мне, сериал много теряет.
Я не говорю, что у волшебниц вообще не должно быть контактов с внешним миром и друг с другом. Возьмем для примера Ячиё. Она успешная модель, живет одна и самостоятельно себя обеспечивает, при том является волшебницей. Интересно посмотреть, как она все это совмещает, как рефлексирует на счет своей оторванности от жизни и от общества, задевает ее беспечная радость других людей, как Саяку, например, или нет. Про будни Ячиё без какого-либо глобального конфликта я бы посмотрел отдельный сериал, поскольку даже в этом месиве она один из самых прописанных персонажей.
Ну и больше мне по сюжету сказать нечего. Он есть, он развивается так, как задумали создатели. Даже нагнетается какая-то интрига, но все вместе выглядит очень нескладно, поскольку уже на этапе концепта история просто рассыпается. Возможно, потому, что это уже не вдумчивая камерная полутеатральная постановка, а что-то ближе к боевику с раскрытием глобального заговора. Возможно, потому, что данная часть "Мадоковской" франшизы не предлагает чего-то нового, уникального или хотя бы вторичного, но переосмысленного. Нет, здесь все по канонам жанра. Если сильно не задаваться моральными и лорными вопросами, смотреть вполне можно. А нужно ли?..
Итог
"Гайдэн" такое аниме, которое трудно кому-либо рекомендовать. Посоветовать фанату оригинальной "Мадоки"? Звучит как шутка. Посоветовать человеку, с франшизой не знакомому? Еще хуже. Наверное, данная история понравится любителям жанра махо-сёдзё в целом, поскольку, кроме миленьких девочек-волшебниц на любой вкус и цвет, в аниме толком ничего нет. Ну и тем, кто хочет ачивку по "Мадоке" на shikimori, тоже стоит глянуть.
В целом, для меня это была унылая, невероятно долгая и тягомотная история со злодейками, которые словно из детского мультика вылезли, и абсолютно бесполезной главной героиней к ним в пару.
Пишут, что второй сезон будет поинтереснее. Все-таки это развитие и завершение истории, к тому же, отличное от игрового первоисточника. Поэтому обзор второго сезона будет... наверное.
Смотрели ли вы "Гайдэн"? Понравилась ли вам эта "другая история"? И считаете ли вы ее достойной частью "Мадока"-франшизы?