Найти тему
Краевед38

Дом Файнберга.

Здравствуйте, друзья!. Этот обзор посвятим одному из красивейших и интересных зданий Иркутска, привлекающего внимание своим архитектурным стилем, по поводу определения которого до сих пор среди специалистов нет единого мнения. Архитектор неизвестен, нет проекта этого здания. Но есть рассказы о привидениях, о скелетах в подвале, о подземном ходе.

Начнём с тех, кому принадлежало это здание до 1917 года. Файнберги – фамилия, часто встречаемая на территории Царства Польского, все десять губерний которой являлись чертой оседлости для евреев и в девятнадцатом веке входившего в состав Российской империи. Но учитывая немецкое происхождение фамилии, можно предположить, что Файнберги являются выходцами из Австрии или одной из стран, находившимися под властью Габсбургов. С 1837 года доступ евреев во внутренние области России, в том числе и Сибирь, был закрыт. Исключение составляли евреи, принявшие православие, ссыльные, каторжане.

Информация о Исае Файнберге крайне скудна, отрывочна и затрагивает только иркутский период жизни. Фотографий, кроме единственной представленной в общем доступе, нет. Сделана она не ранее 1902 года, т.к. Иван Булатов открыл фотоателье в Иркутске именно в этом году. Точная дата рождения Файнберга неизвестна. Это или 1840 год, или 1846 год, город Селенгинск. Точная дата его появления в Иркутске также неизвестна. По одним источникам - 1870 год, по другим 1873 год. В Иркутске Файнберг представлен купцом первой гильдии, ведущим торговлю различными товарами, золотопромышленником, домовладельцем. Некоторое время был раввином еврейской общины.

Из воспоминаний его правнука Андрэ Ландесманна:

«У меня нет никаких сведений ни о времени, ни о причинах появления семьи Файнбергов в Сибири. Это могло быть очень давно, если принять во внимание упоминания о еврейских общинах в Сибири. Согласно энциклопедии Иудаика первые иудеи в Сибирь были депортированы вместе с другими военнопленными, захваченными в городах Литвы, во время русско-польской войны 1632-1634 годов. Действительно, фамилия Файнберг была распространена в Литве, но делать какой-либо вывод рискованно, тем более что в семнадцатом веке у евреев в России не было наследственных фамилий.
О своём прапрадеде я не знаю ничего, кроме имени, которое я просто вывел из русского отчества прадеда, а оно мне известно благодаря генеалогическому древу Файнбергов, воссозданному в 1970-х годах, вероятно, по памяти, Иной Фредлендер, внучкой Исая Матвеевича.
Иметь, как мой прадед, два имени – иудейское и христианское, начинавшиеся с одной буквы и сходные по звучанию, не было редкостью. Когда я написал, что моего прапрадеда звали Матвеем, Макс Полоновский тут же сообщил мне, что это могло быть именем на идише Матес, соответствующим иудейскому Маттитьяху. На русском это превращается в Матвея, на французском в Матиаса или Мэтью.
Мой прадедушка Исай Матвеевич, возможно, приехал из Селенгинска, городка на реке Селенга, к востоку от Байкала, который он покинул около 1870 года. Я не знаю причин его переезда в Иркутск; он уже был купцом второй гильдии, и, возможно, это было результатом его процветания и его успехи вели его в более значительный город, каким был Иркутск. Но всё же заметим, что Кроль, революционер из «Народной воли», сосланный в Селенгинск в 1890 году, рассказывает, что тогда селиться евреям в этом месте было запрещено, так что нельзя исключать, что мой прадед был когда-то вынужден покинуть Селенгинск». В первые годы пребывания в Иркутске, Файнберг обратил внимание на усадьбу, принадлежащую вдове крестьянина Житкова.

Здесь я вынужден сделать небольшое отступление. Первый вопрос - кем на самом деле являлись те, кого называют крестьянами. Нам создан образ подневольных работников, занятых исключительно сельским хозяйством и платящим оброк помещику. Но, оказывается, что одновременно с ними существует другой класс крестьян, ведущих купеческий промысел. Все предки богатых иркутских купцов были записаны здесь, в Иркутске, как крестьяне. Все они были пришлыми, не имеющими местных корней. Возьмусь предположить, что изначально слово «крестьянин» произошло от слова христианин. То есть прозвание пошло от колонистов - христиан, заселяющих покоренные территории и исповедующих свою религию. Позже крестьянами стали называть местное население, попавшее в зависимость от пришлых. Различие в том, что колонисты обладали значительно большими правами и свободами.

Второе, что из себя представляет крестьянская усадьба? Согласно википедии - это дом в сельской местности для одной семьи, обычно с огражденным двором, включает жилище, место для скота, для хранения инвентаря, огород, иногда сад. Но в нашем случае, напоминаю, речь идёт о центре города в конце девятнадцатого века.

Вернемся к Файнбергу. Процитирую доклад Технического стола Иркутской городской управы в мае 1902 года: «В городскую управу поступило заявление первой гильдии купца Исая Матвеевича Файнберга о разрешении постройки каменных магазинов, каменных двухэтажных служб и деревянной двухэтажной пристройки к дому на принадлежащем ему месте земли по второй части на углу Медведниковской и Толкучей улиц». Судя по тексту, Файнбергу принадлежал участок земли, а не сам дом.

Мнения о постройке здания разнятся. По одной из версий выкупив усадьбу, Файнберг сносит все постройки, кроме одной – деревянного здания в два этажа. Странная избирательность. На образовавшемся пустыре строится кирпичное здание в стиле, который никому не известен. Кто разрабатывал проект и где сам проект – неизвестно. По второй версии, усадьба выгорела в большом пожаре 1879 года. На её месте с 1900 по 1902 годы и было выстроено кирпичное здание. Получается, что пепелище находилось в центре города на протяжении двадцати одного года? Пристроенное к кирпичному деревянное двухэтажное здание служило жильем семье Файнбергов. Кирпичное здание рачительный хозяин сдавал внаём. Выстроить здание, где имелось, как нам говорят, водоснабжение и канализация, и жить в деревянном пристрое?

На мой взгляд, здание существовало задолго до приобретения его Файнбергом. И находилось оно в непригодном для эксплуатации виде. Здание было выкуплено Файнбергом и восстановлено. Деревянное же здание пристроено для проживания на время восстановления.

Начнём с архитектурных особенностей. Информации о применении подобной технологии строительства мной не найдено. Версия производства фигурного кирпича с последующей его кладкой в определённом порядке вызывает большое сомнение. По причине, во-первых – неизбежного возникновения неразберихи на месте строительства из-за огромного количества деталей. Во вторых - как должна была выглядеть спецификация к проекту строительных работ? В третьих - какого уровня специалисты привлекались к проведению работ? Создаётся впечатление, что при строительстве производилась кладка кирпича - сырца с последующей фигурной резкой и сушкой. Но это всего лишь предположение, поскольку подобные технологии скорее всего утрачены и точного ответа никто не даст. Либо это не кирпич, а известняк, обработанный после укладки. Дом выстроен из чередующихся слоёв известняка и кирпича. И ещё. Здание вызывает ощущение незаконченности из-за своей ассиметрии.

Далее. Изначально куполов на крыше, по моему мнению, не существовало. На это указывают следующие моменты. Левое крыло здания купола никогда не имело. На центральной части основание купола в основном состоит помимо кирпичной кладки фронтона из каркаса, обшитого листовым железом с имитацией декоративной отделки. Купол правой стороны здания выполнен в отличном от других куполов стиле.

Теперь - двери. При внимательном рассмотрении увидим, что часть из них сделаны на месте бывших окон. Кстати о окнах. Размеры и количество оконных проемов были задуманы для максимально полного использования дневного освещения. Разделение внутренних помещений дополнительными стенами произошло в двадцатом веке.

Обратите внимание на толщину стен и высоту потолков. Предположу, что это сделано для сохранения прохлады внутри здания. Что косвенно подтверждает факт существования здесь на момент постройки более тёплого климата. Существенное изменение которого в сторону похолодания произошло на самом деле не так давно. Счёт идёт не тысячи лет, как утверждает академическая наука, а всего лишь на сотни.

На фронтонах здания выполнен, как нам говорят, древний символ иудаизма – щит Давида. Что якобы указывало на религиозную принадлежность хозяина дома. Но данная гексаграмма является древним индийским символом. А евреи присвоили себе этот символ как национальный лишь в девятнадцатом веке. Ранее эту роль выполняла менора – храмовый светильник. Для сравнения. На здании иркутской синагоги, религиозного сооружения, построенного в 1882 году, гексаграмма вовсе отсутствует. На доме Файнберга символ выполнен из кирпича. То есть при строительстве этим выделялось особое назначение здания. Думаю, что к евреям это не имело никакого отношения.

-2

Ещё одна интересная деталь. Здание углублено вглубь земли на два этажа. Как минимум.Все утверждения о том, что так строили, о культурном слое, об усадке зданий можно смело отвергнуть по причине нелогичности. Для каких целей усложнять строительство и прятать под землю полноценный этаж? А в нашем случае не один.

Культурный слой – это остатки жизнедеятельности поколений. Насколько бурной была жизнь в прошлом? Настолько бурной, что людям пришлось перебраться этажом выше, поскольку улицы на высоту первого этажа завалило отходами?

Кто-то утверждает, что это были подвалы. Но как по вашему произошло слово «подвал»? Ведь любое название несёт определённый смысл и имеет свои причины. А если это название произошло от слов «подвалило» или «завалило»? Для примера – знакомое всем слово «завалинка». Могут сказать, что подвалы делались для прокладки инженерных коммуникаций. Но централизованное водоснабжение и канализация появятся в Иркутске только в начале двадцатого века.

Признаюсь, я сторонник теории о глобальной катастрофе, произошедшей на нашей планете. Эта катастрофа привела к уничтожению городов, полному или частичному. Когда осваивались пострадавшие территории, то никто не стал утруждать себя расчисткой засыпанных этажей. В этом не видели смысла. Шло постепенное восстановление того, что осталось на поверхности. Для примера предлагаю рассмотреть фотографию промышленного училища. Как вы думаете, это стройка или расчистка?

По поводу усадки зданий. Как можно начинать строительство не проведя ряд подготовительных работ, таких как обследование грунта, расчета фундамента, проектирования здания? Посмотрите на фотографии Иркутска, сделанные во второй половине девятнадцатого века. И обнаружите, что за прошедшие сто пятьдесят лет абсолютно никаких изменений в положении зданий относительно поверхности не произошло. И ещё один показательный момент на фотографиях. Обратите внимание на дороги. Они грунтовые, не мощёные. Получается, что были потрачены огромные средства на постройку архитектурных шедевров, но о дорогах никто не подумал? Хотя, если откопать засыпанные этажи, то вполне возможно мы увидим мощёные дороги и мостовые.

Сейчас остаётся только восхищаться зданиями, подобными дому Файнберга и сожалеть о том, что сейчас подобных зданий не строят.