Найти тему
Дети Юнга

О роли образа в психической жизни...

Я гуляю во сне — там, где синий туман,
И деревья растут фантастически.
Из земли до небес,
Словно выстроил бес,
Возвышается замок готический.
Я искала его, чтобы тихо застыть
В нежном жаре большого волнения.
И теперь никогда не смогу позабыть
Столь чудесного приключения.

27 сентября 2019

Образы могут появляться в сновидениях, особенно если речь идёт о повторяющихся сюжетах.

В пространстве искусства: в кино, на картинах, как метафора в музыке.

В личном творчестве: например, если Вы рисуете или пишете стихотворения, и в Ваших работах время от времени возникают одни и те же символы.

Обращайте внимание: все они имеют большое значение.

Даже в повседневности наше внимание иногда встречает то один, то другой какой-нибудь объект.

И здесь нет никакой магии: мы синхронизируемся с ритмами самой жизни, и она щедро делится подсказками.

Образы могут приходить через:

  • сны
  • искусство
  • творчество
  • продукты повседневности, обращающие на себя наше внимание

Наверное, основные образы, как более архаичные и универсальные, относятся к миру природы (величественный океан, пожирающий лес пожар, умиротворяющий вид лотоса и так далее). Однако психика говорит с нами не только через них, но также через элементы городской среды: являя взору то красный автомобиль, то какое-нибудь здание, то закрученную лестницу в старом подъезде.

Кабриолет из сна
Кабриолет из сна

Тогда как определить, что нам попался именно знак (если он ничем не примечателен во всей остальной жизни), и не пройти мимо, или не забыть его после сна? Дело в том, что Вы никак его не пропустите. Фигура обязательно выделится из общего фона, как нечто важное, как отдельное.

Всё прочее смешается с шумом и суетой... А вот знак — совсем иное: он словно из вечности выпал в мир наших быстрых дней. И время в нём будто остановилось...

Если же Вы упорно игнорируете послание (всякое бывает), то сигнал повторится снова и снова. Придёт по всем каналам: и на улице, и ночью во сне...

Есть люди, кто ищет эти знаки намеренно: блуждает глазами по полкам книг, пока не попадётся нужное, умеет интуитивно выбрать резонирующий с подсознанием фильм...

При хорошей натренированности психика станет всё отчётливее направлять Ваше внимание, чаще и яснее формировать для Вас ответы.

Я тоже часто использую подобный поиск (книг, фильмов и музыки), но чтобы быть ещё активнее, практикую одно несложное упражнение: в любой непонятной ситуации или при возникновении смутных чувств спрашиваю себя об образах.

Задаюсь вопросами...

На что происходящее похоже? С чем сравнить? Какая картина представляется?

Образ людей (и не только) с закрытыми глазами посещает меня довольно часто. Теперь рисую его сама. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Образ людей (и не только) с закрытыми глазами посещает меня довольно часто. Теперь рисую его сама. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Но следует не просто фантазировать, оставаясь на уровне головы и ума, а спускаться в свои ощущения — с тем, чтобы именно им придавать форму.

Юнгианский аналитик Томас Мур в своей книге "Тёмные ночи души" пишет об этом так:

"Вы нуждаетесь в образах, иначе у вас будут только сырые эмоции и бессвязные идеи. Образы придают телесность вашему опыту и позволяют вам размышлять над ним.
Чем более сильным и точным будет образ, тем более успешным будет взаимодействие с вашим опытом.
Вот почему беседа является главным процессом в терапии, речь исцеляет.
Вы говорите и говорите, надеясь найти язык, который связал бы ваши чувства и мысли таким образом, чтобы пришло облегчение.
Каким-то образом сырой материал трансформируется в образ, становящийся посредником, он обновляет ваши чувства, даже если при этом практически не дает никакого понимания...
В терапии человек остановится на выражении, которое будет лучше всего схватывать ядро его опыта, или на определенном сне, который будет месяцами отражать направление его внутреннего движения, удерживая в себе сложное сочетание событий и эмоций..."

Таким способом можно отследить не только динамику внешней жизни (ваших отношений с другими людьми, обстоятельств и выборов), но и внутренней.

Например, ощущение пустоты, тупика, застоя, непонимания того, куда вы движетесь, можно рассеить, будто туман, если включить своё внутренне зрение.

Им можно различить пустыни и депрессивные города, говорящие об эмоциональной заброшенности, вокзалы и поезда, свидетельствующие о желании перемен, пещеры, обозначающие поиск защиты от внешних воздействий...Многое из того, что не чувствуется на поверхности сознания и маркируется как безразличие — можно разгадать.

Способы активного взаимодействия с образами:

1) Интуитивный поиск (фильмов, музыки, книг... да хоть даже заставок на свой телефон).

2) Визуализация внутренних состояний и скрытых отношений с внешним миром.

Сюда же можно отнести прогулки в уединении (но не в одиночестве!), предложенные Джулией Кэмерон в книге "Путь художника" и названные "творческим свиданием".

Метод заключается в том, чтобы уделить немного времени себе, отправившись в путь без компании и без цели, по интуитивно выбранному маршруту.

Возле всего, что привлекает внимание, следует останавливаться, и оставаться рядом столько, сколько вам захочется.

Надо сказать, что мы, действительно, редко живём в своём темпе и воспринимаем жизнь непосредственно. Гораздо чаще —через шум собственных мыслей в голове или суету разговоров и дел снаружи.

Но если мы позволим себе роскошь уединения и допустим спонтанность, то сможем получить прекрасные богатства: новые идеи, неожиданные вопросы, свежие мысли и интуитивные послания в виде уже готовых или только созревающих образов.

P.S. Если Вы читаете эту и другие статьи, то, ставьте, пожалуйста, лайки, пишите комментарии и подписывайтесь на блог. Это даст ценное ощущение, что на канале водится жизнь, и что автор не один здесь в вакууме сидит)). Спасибо!