Найти в Дзене

Труд, освобождающий от жизни

Кино, оставляющее след в душе, не всегда трогает с первых кадров. «Зона интересов», картина, ставшая лауреатом гран-при Каннского кинофестиваля и претендентом на целых четыре статуэтки «Оскар», доказывает это, воздействуя на зрителя постепенно, усиливая напряжение с каждым кадром. В центре повествования ­– жизнь немецкой семьи 40-х годов ХХ века. Рудольф Хесс, глава семейства, комендант лагеря смерти «Освенцем», и его жена Хедвиг, мать пятерых детей и домохозяйка, живут на пороге самого мрачного явления Гитлеровской Германии. Их быт, изображенный полной безмятежности идиллией, вступает в диссонанс с ужасающими звуками, доносящимися из-за стены: расстрелами, криками и гудением крематориев. Иногда в кадр попадают жители города, которые закрывают окна, почуяв запах жженой плоти, испытывают рвотные позывы, присыпают землю известью, а в остальном ведут обычный образ жизни. Фильм убедительно показывает, как идеологическое ослепление, лишённое критической рефлексии, превращает людей в бездушн

Кино, оставляющее след в душе, не всегда трогает с первых кадров. «Зона интересов», картина, ставшая лауреатом гран-при Каннского кинофестиваля и претендентом на целых четыре статуэтки «Оскар», доказывает это, воздействуя на зрителя постепенно, усиливая напряжение с каждым кадром.

Постер фильма
Постер фильма

В центре повествования ­– жизнь немецкой семьи 40-х годов ХХ века. Рудольф Хесс, глава семейства, комендант лагеря смерти «Освенцем», и его жена Хедвиг, мать пятерых детей и домохозяйка, живут на пороге самого мрачного явления Гитлеровской Германии. Их быт, изображенный полной безмятежности идиллией, вступает в диссонанс с ужасающими звуками, доносящимися из-за стены: расстрелами, криками и гудением крематориев. Иногда в кадр попадают жители города, которые закрывают окна, почуяв запах жженой плоти, испытывают рвотные позывы, присыпают землю известью, а в остальном ведут обычный образ жизни.

Фильм убедительно показывает, как идеологическое ослепление, лишённое критической рефлексии, превращает людей в бездушных монстров. Даже приехавшая погостить мать Хедвиг, глядя на ночное небо, озаренное горячими красно-пепельными столбами дыма, не выдерживает и сбегает ранним утром оставив записку, содержание которой нам неизвестно, но по лицу и обращению Хедвиг с прислугой нам все становиться понятно.

Немецкое общество, столкнувшись с ужасами концлагерей, не могло прийти в себя и поверить, что так называемое «перевоспитание трудом» на самом деле было маскировкой геноцида. Но нельзя забывать и о ростках надежды в этой «адовой печи». В параллель повествованию о семье Хессе, мы видим переход на термальные черно-белые кадры, рассказывающие историю девушки, подкладывающей фрукты в места, где работали заключенные.

Финал фильма – мощный, пронзительный. Вид обуви – последних останков жертв этой «фабрики смерти» – становится молчаливым свидетельством войны, цинизма и бесчеловечности, которые поразят вас до глубины души. «Зона интересов» –это не просто фильм, это кинематографическая отрезвляющая правда, с которой каждый должен столкнуться хотя бы раз в жизни, чтобы больше не смочь сказать «это меня не касается».

Рецензии на другие фильмы-номинанты премии «Оскар».

© Dari Dari

© Литературное объединение ISPRAVLYAY