Маркетинг-микс – базовая концепция, описывающая элементы, на которых основано продвижение любого продукта. Этот комплексный подход позволяет учесть и проработать все элементы, которые продвигают продукт от производителя к потребителю. Поэтому, все решения, принимаемые в маркетинге, связаны с составляющими этого процесса продвижения: продуктом, ценой, людьми и др. Все эти составляющие в комплексе и называют маркетинг-миксом.
Классическая модель маркетинг-микса называется 4P.
Составляющие 4Р:
Product — продукт.
Мероприятия, связанные с продуктом: ассортимент и продуктовая линейка, качество, свойства и характеристики, разработка, оформление, упаковка, постпродажное и гарантийное обслуживание, диверсификация, кастомизация и др.
Стратегии, реализуемые на базе анализа элемента:
- Товарная стратегия.
- Ассортиментная политика.
Price — цена.
Конкурентоспособная цена, экономически эффективные скидки, выбор методов ценообразования, кредитная политика, способы оплаты, финансовые условия поставок и др.
Стратегия, реализуемая на базе анализа элемента:
- Ценовая стратегия.
Place — место.
Месторасположение торговой точки, формирование системы продаж, дистрибуция, каналы распределения, торговый персонал, мерчендайзинг, удобство и др.
Стратегии, реализуемые на базе анализа элемента:
- Сбытовая стратегия.
- Политика распределения.
Promotion — продвижение.
Продвижение, брендирование, реклама и PR, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, спонсорство, спец.предложения и др.
Стратегии, реализуемые на базе анализа элемента:
- Стратегия продвижения.
- Рекламная политика.
При разработке маркетинговых стратегий часто используют 4P как базовую модель, дополняя ее.
5P. К стандартным элементам 4Р добавляют ещё один.
Рeople – люди.
Все, кто задействован в процессе сбыта продукта и влияет на принятие решений потребителем: сотрудники компании, клиенты, лидеры мнений и персонал в точках продаж.
Стратегия, реализуемая на базе анализа элемента:
- Коммуникационная стратегия.
6P. К элементам 4P здесь добавляют еще 2-а элемента:
Public Option Formation - формирование общественного мнения о бренде.
Political Power – политика.
Ключевая мысль - формировать общественное мнение и заручаться поддержкой организаций, регулирующих рынок.
Стратегии, реализуемые на базе анализа элементов:
- Коммуникационная стратегия.
- Стратегия продвижения.
- Рекламная политика.
Модель направлена во внешнюю среду рынка и подходит для компаний международного уровня.
7P. К элементам 5P здесь добавляют еще 2-а элемента:
Рrocess – процесс.
Взаимоджействие потребителя с компанией: организационные процессы, процессы оказания основных услуг, процессы сопровождения бизнеса, возможные варианты использования продукта, обратная связь и др.
Рhysical evidence - физическое окружение.
Создание благоприятной атмосферы вокруг потребителя, которая влияет на принятие решения о покупке, лояльность к компании, имидж: запахи, внешний вид сотрудников, чистота, свет, звуки и др.
Стратегии, реализуемые на базе анализа элементов:
- Стратегия позиционирования.
- Сервисная политика и сопровождение клиентов.
- Коммуникационная стратегия.
Модель 7P широко используют в маркетинге услуг и в секторе B2B.
Самая новая модель в маркетинг-миксе – это 12Р, которая включает в себя и вовлечение потребителя (Participation), и программы лояльности (Program of loyalty), и даже политику социальной ответственности (Politic of social responsibility).
Я рекомендую, независимо от выбранной модели маркетинг-микс, всегда добавлять в свой анализ бизнеса элемент:
Positioning — позиционирование.
Завоевание определенного места в сознании потребителей и среди конкурентов.
Стратегии, реализуемые на базе анализа элемента:
- Стратегия позиционирования маркетинга
- Рыночная стратегия
- Конкурентная стратегия
- Политика конкурентной борьбы
- Политика отстройки
Маркетинг-микс — это неотъемлемая часть маркетинговой стратегии, где над всеми элементами необходимо работать комплексно, а элементы каждый бизнес выбирает для себя индивидуально, возможно, даже создавая свой корпоративный макетинг-микс.
Как всегда, для вашего удобства весь материал кратко изложен в картинках - сохраняйте, делитесь с коллегами, подписывайтесь, чтобы оставаться на связи!
Спасибо за подписку на каналы! Stay tuned & Еnjoy!