Найти в Дзене
DO YOUR MARKET

Маркетинг-микс 4P, 5P, 6Р, 7P и 12Р

Бренд-дизайнер Татьяна Трушникова для doyourmarket
Бренд-дизайнер Татьяна Трушникова для doyourmarket

Маркетинг-микс – базовая концепция, описывающая элементы, на которых основано продвижение любого продукта. Этот комплексный подход позволяет учесть и проработать все элементы, которые продвигают продукт от производителя к потребителю. Поэтому, все решения, принимаемые в маркетинге, связаны с составляющими этого процесса продвижения: продуктом, ценой, людьми и др. Все эти составляющие в комплексе и называют маркетинг-миксом.

Классическая модель маркетинг-микса называется 4P.

Составляющие 4Р:

Product — продукт.

Мероприятия, связанные с продуктом: ассортимент и продуктовая линейка, качество, свойства и характеристики, разработка, оформление, упаковка, постпродажное и гарантийное обслуживание, диверсификация, кастомизация и др.

Стратегии, реализуемые на базе анализа элемента:

  • Товарная стратегия.
  • Ассортиментная политика.

Price — цена.

Конкурентоспособная цена, экономически эффективные скидки, выбор методов ценообразования, кредитная политика, способы оплаты, финансовые условия поставок и др.

Стратегия, реализуемая на базе анализа элемента:

  • Ценовая стратегия.

Place — место.

Месторасположение торговой точки, формирование системы продаж, дистрибуция, каналы распределения, торговый персонал, мерчендайзинг, удобство и др.

Стратегии, реализуемые на базе анализа элемента:

  • Сбытовая стратегия.
  • Политика распределения.

Promotion — продвижение.

Продвижение, брендирование, реклама и PR, стимулирование сбыта, прямой маркетинг, спонсорство, спец.предложения и др.

Стратегии, реализуемые на базе анализа элемента:

  • Стратегия продвижения.
  • Рекламная политика.

При разработке маркетинговых стратегий часто используют 4P как базовую модель, дополняя ее.

5P. К стандартным элементам 4Р добавляют ещё один.

Рeople – люди.

Все, кто задействован в процессе сбыта продукта и влияет на принятие решений потребителем: сотрудники компании, клиенты, лидеры мнений и персонал в точках продаж.

Стратегия, реализуемая на базе анализа элемента:

  • Коммуникационная стратегия.

6P. К элементам 4P здесь добавляют еще 2-а элемента:

Public Option Formation - формирование общественного мнения о бренде.

Political Power – политика.

Ключевая мысль - формировать общественное мнение и заручаться поддержкой организаций, регулирующих рынок.

Стратегии, реализуемые на базе анализа элементов:

  • Коммуникационная стратегия.
  • Стратегия продвижения.
  • Рекламная политика.

Модель направлена во внешнюю среду рынка и подходит для компаний международного уровня.

7P. К элементам 5P здесь добавляют еще 2-а элемента:

Рrocess – процесс.

Взаимоджействие потребителя с компанией: организационные процессы, процессы оказания основных услуг, процессы сопровождения бизнеса, возможные варианты использования продукта, обратная связь и др.

Рhysical evidence - физическое окружение.

Создание благоприятной атмосферы вокруг потребителя, которая влияет на принятие решения о покупке, лояльность к компании, имидж: запахи, внешний вид сотрудников, чистота, свет, звуки и др.

Стратегии, реализуемые на базе анализа элементов:

  • Стратегия позиционирования.
  • Сервисная политика и сопровождение клиентов.
  • Коммуникационная стратегия.

Модель 7P широко используют в маркетинге услуг и в секторе B2B.

Самая новая модель в маркетинг-миксе – это 12Р, которая включает в себя и вовлечение потребителя (Participation), и программы лояльности (Program of loyalty), и даже политику социальной ответственности (Politic of social responsibility).

Я рекомендую, независимо от выбранной модели маркетинг-микс, всегда добавлять в свой анализ бизнеса элемент:

Positioning — позиционирование.

Завоевание определенного места в сознании потребителей и среди конкурентов.

Стратегии, реализуемые на базе анализа элемента:

  • Стратегия позиционирования маркетинга
  • Рыночная стратегия
  • Конкурентная стратегия
  • Политика конкурентной борьбы
  • Политика отстройки

Маркетинг-микс — это неотъемлемая часть маркетинговой стратегии, где над всеми элементами необходимо работать комплексно, а элементы каждый бизнес выбирает для себя индивидуально, возможно, даже создавая свой корпоративный макетинг-микс.

Как всегда, для вашего удобства весь материал кратко изложен в картинках - сохраняйте, делитесь с коллегами, подписывайтесь, чтобы оставаться на связи!


Спасибо за подписку на каналы! Stay tuned & Еnjoy!

Instagram ВКонтакте Telegram