Дорогие женщины, мы от всего сердца поздравляем вас с 8 марта!!! В честь такого замечательного праздника, история которого связана с революционными событиями, мы хотим показать, как этот день отражался в плакатном искусстве нашей страны.
Дело в том, что в нашей стране именно государство определяло ии закрепляло социальную роль женщины, такой, какая она должна быть в новом обществе. Проект формирования нового человека как труженика и политически активного деятеля с самых первых дней установления советской власти предполагал небывалое освобождение женщины.
В рамках первого, «большевистского» (1917—1920 гг.), периода женский вопрос решался посредством политической мобилизации женщин. Они считались угнетенным элементом, находившимся под властью патриархальной семьи и частной жизни. Нужно было «повысить активность женщин в борьбе рабочего класса за социализм».
Для их «политического просвещения» были созданы органы общественной самодеятельности (женсоветы). Отделы по работе среди женщин, учрежденные при комитетах ВКП(б) (женотделы) сыграли огромную роль в формировании «коммунистической сознательности» большинства женщин. Именно при женотделе выпускались знаменитые журналы "Колхозница" и "Работница".
Характерные лозунги на плакатах того времени: «Раскрепощенная женщина, строй социализм!», «Женщина! Грамотность — залог твоего раскрепощения!», «Долой кухонное рабство. Даешь новый быт!», «Под красный стяг, в ряды с мужчиной! — Буржуазии страх несем!», «Ударницы заводов и совхозов, вступайте в ряды ВКП!», «Работницы и крестьянки! Все на выборы!».
Визуально плакаты в начале 20-х годов напоминают советское авангардное искусство. Они похожи на работы Эль Лисицкого и Родченко.
С конца 1920-х до середины 1950-х гг. складывалась концепция «работающая мать». Женщину должна была нести «тройную нагрузку»: в семье, в быту и на производстве. Выполнение первых пятилетних планов индустриализации страны предполагало вовлечение всего населения в общественное производство, и по решению партии женщины стали овладевать мужскими профессиями. Появились трактористки, летчицы, женщины — водители трамваев и грузовиков, машинисты подъемных кранов — новые профессии требовали новых качеств. Так происходило вовлечение прекрасного пола в сферу неженского труда.
1930-е гг. ознаменованы возвращением традиционных семейных норм. На плакатах и открытках этого времени авангардистские эксперименты уступили место натуралистической описательной реальности фотографии. Иллюстрации стали более традиционными по форме и однозначными по содержанию.
В 50-х годах образ женщины меняется. Она становится "идеальной". Это женщина, ориентированная прежде всего на семью и материнство, но вместе с тем работающая на советских предприятиях и в учреждениях.
На поздравительных открытках по случаю 8 Марта и плакатах начала 1960-х гг. изображены улыбающиеся женщины и рядом с ними счастливые дети. На плакатах и журнальных фотографиях мы видим представительниц разных рас и национальностей, демонстрирующих свою солидарность в борьбе за мир во всем мире и пропагандирующих преимущество социалистического порядка.
Вот как в такой, казалось бы, необычной форме, можно проследить изменение взгляда на "женский вопрос" в СССР.