Найти тему

Повелительница китайских разбойников: как Чжэн И Сао стала самой могущественной женщиной-пиратом

Оглавление

Когда-то скромная проститутка стала самым могущественным и устрашающим пиратом в истории Китая. Звали ее Чжэн И Сао, и в начале XIX века она командовала флотом из 400 кораблей и 40 000 пиратов. Она бросила вызов имперскому флоту, британцам и португальцам и почти десятилетие грабила Южно-Китайское море. Как она прошла путь от безвестности до славы, и какой была ее судьба после того, как она ушла из пиратства?

Зарождение легенды

Чжэн И Сао родилась как Чин Си в 1775 году в провинции Гуандун (это на юге Китая недалеко от Гонконга). Она работала в плавучем борделе в Гуанчжоу, где попалась на глаза печально известному пирату по имени Чжэн И.

В один из дней он совершил набег на бордель и похитил ее, взяв в жены в 1801 году, когда ей было 26 лет. Она согласилась выйти за него замуж при условии, что разделит его власть и богатство. Несмотря на изначальное недоверие к общему делу, объединение принесло результат. Девушка оказалась проницательным и амбициозным партнером, помогая Чжэн И объединить несколько пиратских группировок в огромную конфедерацию, известную как Конфедерация пиратов Гуандуна. Она также взяла его фамилию, став Чжэн И Сао, что дословно можно перевести как «жена Чжэн И».

После смерти Чжэн И в 1807 году Чжэн И Сао взяла на себя руководство конфедерацией при поддержке своего приемного сына и любовника Чжан Бао. Она установила для своих пиратов строгий кодекс поведения, который включал такие правила, как: не насиловать, не воровать из общего фонда, не дезертировать и полностью подчиняться приказам.

-2

Под ее руководством была также разработана система налогообложения и защиты прибрежных китайских деревень и торговцев, которые платили дань в обмен на безопасность. Чжэн и Сао быстро завоевала известность, так как была безжалостна к тем, кто оказывал ей сопротивление или предавал ее команду. Частыми практиками для нее были пытки и обезглавливание провинившихся.

Флот Чжэн И Сао было невозможно остановить, он атаковал корабли и города от Гонконга до Вьетнама. Ей успешно удавалось отражать нападения кораблей правительства Империи Цин, пытавшегося подчинить Конфедерацию. Также она смогла выиграть столкновения с британским и португальским флотами, которые на тот момент были одними из самых могущественных в мире.

В один из эпизодов Чжэн И Сао даже захватила британский корабль «Маркиз Эли» и потребовала выкуп за его команду. Она была не только опытным воином, но и опытным переговорщиком и стратегом. Это помогало заключать союзы с другими пиратскими группировками, а также с местными властями и военачальниками.

Пиратство было не единственным заработком, доходы Конфедерации были диверсифицированы, бандиты занимались контрабандой, азартными играми и добычей соли.

-3

Закат Конфедерации

К 1810 году Чжэн И Сао достигла пика своего могущества, но она также столкнулась с растущим давлением со стороны властей и своих соперников. Несмотря на свой статус, приходило понимание, что дальше перспектив роста практически нет. Поэтому Чжэн И Сао решила принять предложение амнистии от правительства Цин, которое позволило ей и ее последователям сохранить свою добычу и избежать судебного преследования, если они сдадут свое оружие и поклянутся в верности императору.

На момент капитуляции она лично командовала 24 кораблями и более чем 1 400 пиратами. Завязав с преступностью Чжэн И Сао поселилась в Гуанчжоу, где открыла игорный дом. Позже она вышла замуж за бывшего пирата и торговца солью по имени Чунг По Цай, который стал чиновником военно-морского флота Цин. Она умерла в 1844 году в возрасте 68 лет, прожив относительно мирную и благополучную жизнь с момента окончания своей пиратской карьеры.

Наследие

Чжэн И Сао называют не только самой успешной женщиной-пиратом в истории, но и одной из самых успешных пиратов в истории вообще. Она внушала трепет и восхищение, а также страх и ненависть среди своих современников и последующих поколений. Она была выдающейся женщиной, поднявшейся из низших слоев общества в высшие эшелоны власти и оставившей неизгладимое наследие в истории Китая и мира.

-4

Неспокойные времена пиратства в Китайском море

Пиратство в Китайском море в XIX веке представляло собой сложное и динамичное явление, находившееся под влиянием различных политических, экономических, социальных и культурных факторов. Это была не монолитная или однородная деятельность, а скорее разнообразная и подвижная, включающая разные группы, мотивы, методы и результаты.

Взлет и падение Конфедерации пиратов Гуандуна. Как упоминалось выше, Конфедерация пиратов Гуандуна была крупнейшим и самым могущественным пиратским альянсом в истории Китая, а, возможно, и мира. Она возникла в конце XVIII века в результате социальных волнений, роста населения, нехватки земли и ограничений морской торговли, от которых пострадали прибрежные районы Китая. Но на зарождение пиратства больше оказали влияние Опиумные войны и Тайпинское восстание.

Опиумные войны (1839-1842 и 1856-1860) представляли собой два вооруженных конфликта между Китаем и Великобританией, спровоцированные британской торговлей опиумом в Китае (чрезвычайно выгодной для Лондона), которую правительство Цин пыталось запретить. Войны привели к поражению Китая и заключению неравноправных договоров, которые вынудили Китай открыть свои порты, уступить территории и предоставить экстерриториальные права иностранным державам.

Войны также ослабили правительство Цин и способствовали вспышке Тайпинского восстания (1850-1864 гг.), масштабной гражданской войны, которую возглавила неортодоксальная христианская секта, целью которой было свержение династии Цин и установление нового Небесного Царства. Опиумные войны и восстание тайпинов оказали значительное влияние на пиратство в Китайском море в XIX веке.

С одной стороны, они создали новые возможности и стимулы для пиратства, поскольку хаос и нестабильность войн нарушили морскую торговлю и безопасность, а также увеличили спрос и предложение незаконных товаров и услуг. Многие пираты воспользовавшись ситуацией охотились на уязвимые корабли и порты или присоединились к силам повстанцев в качестве наемников.

С другой стороны, конфликты также создали новые проблемы и угрозы для пиратства, поскольку войны усилили военно-морское и военное присутствие и сотрудничество иностранных держав, которые стремились защитить свои интересы и влияние в Китае. Многие пираты столкнулись с враждебностью и сопротивлением иностранных военно-морских сил, которые преследовали и атаковали их, используя превосходные технологии и огневую мощь. Некоторые пираты также столкнулись с конкуренцией и конфликтом со стороны повстанческих группировок, которые претендовали на те же территории и ресурсы, что и они.

-5

Чуть больше о пиратстве

Некоторые из основных категорий и примеров пиратских групп и деятельности в XIX веке:

Местные и сезонные пираты. Это были наиболее распространенный тип пиратов, действовавших в прибрежных и внутренних водах Китая, главным образом в провинциях Гуандун, Фуцзянь и Чжэцзян. Обычно это были рыбаки, перевозчики или крестьяне, которые занимались пиратством в качестве временного или сезонного занятия, чтобы пополнить свой доход или справиться с трудностями.

Обычно их команды были небольшими, слабо организованными и плохо оснащенными и нападали в основном на местные торговые и транспортные суда или прибрежные деревни и города. Их часто поддерживали местные общины и власти, которые разделяли их этнические, языковые или религиозные связи, пользуясь также их услугами и защитой. Их также часто игнорировали или упускали из виду центральное правительство и иностранные державы, которые считали их незначительной или незначительной угрозой.

Региональные и профессиональные пираты. Это были более организованные и изощренные пираты, которые действовали в более широких и глубоких водах Южно-Китайского моря, главным образом в районах дельты Жемчужной реки, Парасельских островов и Тонкинского залива.

-6

Обычно это были бывшие солдаты, моряки или торговцы, которые занимались пиратством в качестве постоянной карьеры. Команды, как правило, были крупными, хорошо структурированными и хорошо вооруженными и нацелены в основном на внешнеторговые и колониальные суда или крупные порты и города. Их часто боялись и уважали региональные сообщества и власти, которые признавали их силу и влияние или зависели от их торговли или покровительства. Им также часто противостояло или бросало вызов центральное правительство и иностранные державы, которые считали их главными и опасными врагами.

Транснациональные и гибридные пираты. Это был самый редкий и экзотический тип пиратов, действовавший в далеких и разнообразных водах Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Обычно это были авантюристы, исследователи или отступники, которые занимались пиратством, чтобы исследовать новые горизонты или сбежать от своего прошлого. Команды часто были смешанными, многоэтническими и многокультурными, и их целью были различные корабли и порты из разных регионов и стран.

Пиратство в Китайском море в XIX веке было захватывающим и сложным явлением, отражавшим историческую и культурную динамику региона и мира. Это была не только форма насилия и преступности, но и форма сопротивления и адаптации, форма торговли и обмена, а также форма культуры и идентичности. Это было явление, которое бросило вызов и сформировало политический и экономический порядок, социальные и этнические отношения, а также моральные и правовые нормы того времени. Пиратство оставило богатое и разнообразное наследие в истории и памяти Китая и мира.

Подписывайтесь на Телеграм-канал и Вконтакте.