Другое название картины «Явление Месси́и». В Третьяковской галерее для нее построили отдельный зал, ведь ее размер — 540 × 750 см.
Масштабная композиция русского художника Александра Ива́нова создавалась на протяжении двух десятилетий и была полностью закончена в 1857 году.
Сюжет полотна связан с событием, о котором говорится в первой главе Евангелия от Иоанна, — явлением Иисуса Христа во время крещения людей у реки Иордан.
Идея написания картины возникла у художника, когда он жил и работал в Италии в качестве пенсионера (с XVIII по начало XX века в Российской империи так назывался выпускник Императорской академии художеств, получивший денежное пособие (пенсион) для дополнительного совершенствования мастерства; аналог современного гранта) Общества поощрения художников.
Называя этот сюжет «всемирным», Иванов задумывал показать человечество в судьбоносный для него момент.
Реакция людей на появление Христа раскрывает идею картины: Иоанн Креститель изображен в момент своей проповеди, он обращается к еврейскому народу, возвещая людям о приближении Царства Божьего, о скором приходе Мессии. Заметив вдалеке идущую фигуру Спасителя, он останавливается и указывает на Христа рукой. Народ, готовящийся креститься в реке Иордан, развернут и показан художником таким образом, чтобы зритель сумел разглядеть место и значение каждого присутствующего на полотне. Одни заинтересованно прислушиваются к тому, о чем говорит Креститель. Другие не обращают должного внимания, в их сердцах нет истинной веры.
По некоторым исследованиям, левая часть картины указывает на окончание Ветхозаветного и начало Новозаветного периода: Юноша и старец, уже вышедшие из воды, являются символом готовности народа ко Спасению и Пришествию в мир Мессии. Их взоры устремлены в сторону Спасителя. Будущие апостолы Петр, Андрей и Иоанн внимают проповеди, постигают смысл истины и пробуждаются к новой духовной жизни.
С другой стороны, группа уходящих фарисеев и левитов, выражающих противостояние и неприятие Христа, явившегося в мир ради Спасения людей. От них отделяется мужчина в красно-коричневом хитоне и юноша, по истине стремящиеся ко Христу. Они желают освободиться от показного благочестия и воспринять Божию любовь и его учение всем сердцем и душой.
Посередине композиции читается мотив богатства и бедности – знатный нагой римлянин и раб в голубом грязном одеянии рядом с ним. Иванов хотел представить в образе раба крайнее состояние унижения. Человек доведен до полуживого состояния, но улыбка, которой его наделил автор, является неким просветом духовности.
Тема истинной и ложной веры является центральной для художника. Своей задачей он ставил пробуждение истинного религиозного духа, истинной веры и любви.
Не ветхозаветная праведность, не формальный закон, а горячая вера и искренняя любовь возрождают человека, делают его причастником Нового Завета. Этот путь лежит через покаяние, уверование в Иисуса Христа и изменение своей жизни добродетелями.
Друзья, поделитесь, нравится ли вам творчество Александра Иванова?