В произведениях великого поэта прослеживаются некоторые взаимосвязанные моменты, касающиеся религии. В этой статье мы о них расскажем.
Детство
Думаю всем известно, кто воспитывал будущего великого поэта. Арина Родионовна, занимаясь воспитанием юного Пушкина, рассказывала ему бесконечное количество старинных чувашских/русских сказок, легенд, сказаний, песен, пословиц, поговорок. Её мозг хранил немыслимые объёмы памяти предков и Богов. Юный Пушкин в упоении слушал рассказы и сказки человека языческой культуры. Ребенок был заворожен, покорён и ошеломлён этими рассказами.
Также на отношение к вере маленького Александра повлияли книги Вольтера, Дидро, Мольера – авторы, которых он читал еще до поступления в лицей. Эта литература вкупе с влиянием родителей, отличавшихся модными тогда вольтерьянскими взглядами, подталкивала мальчика к размышлениям о сущности религии. Он рано начал испытывать недоверие к христианским догматам и обрядам, в нем развилось насмешливое отношение к религии как таковой.
Антихристианство
Первый протестом против православного учения можно считать посещение уроков «чистого афеизма» (атеизма) в Одессе у некоего философа-англичанина.
Пушкин много и с удовольствием подтрунивал над «попами», посвящая им острые эпиграммы и язвительные строки в стихах. Архимандрит Фотий у него «полуфанатик, полуплут», да и не только он.
Пиком «антихристианских настроений» Пушкина можно считать поэму «Гавриилиада», написанную в 1821 году. В ней молодой стихотворец высмеивает святость самой христианской морали, изображая Деву Марию «еврейкой молодой», которая только-только открыла в себе зарождающуюся чувственность и готова проводить эксперименты с каждым желающим, а Бога – скучающим старцем, которому «постыло все творенье, наскучило небесное моленье». Верховный Бог-отец уподобляется старому развратнику, сочиняющему «любовные псалмы». Он всего-навсего вожделеет Марию, и точно такие же желания она вызывает у Архангела Гавриила и у Сатаны. Все трое по очереди в один день навещают Марию, удовлетворяя свои плотские желания, и в итоге она рожает сына, которого Бог признает своим.
С рассказом Моисея
Не соглашу рассказа моего:
Он вымыслом хотел пленить еврея,
Он важно лгал, — и слушали его.
Бог наградил в нем слог и ум покорный,
Стал Моисей известный господин,
Но я, поверь, — историк не придворный,
Не нужен мне пророка важный чин!
Языческие настроения
Начну с довольного символичного отрывка из стихотворения.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней ЯЗЫК:
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык…
Из этого отрывка мы ясно видим, что слово «язык» обозначает не средство общения между людьми, а именно такие понятия как народность, племя, род.
А. Бычков так пишет об Александре Пушкине: "А. С. Пушкин великий языческий поэт, оставивший нам большое количество прекрасных сказок. … Все его сказки только про язычество: о Золотой рыбке, о Попе и его работнике Балде, о Золотом Петушке".
А сам А. Пушкин в своем очерке "Путешествие в Арзрум" упоминает езидов, называя их язидами.
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.
В этом кратком произведении наблюдается презрение к идее сотворения Природы божеством.
Помните остров Буян из "Сказки о царе Салтане"? Его реальным прототипом является о. Руян (Рюген), на котором стояла Аркона - языческая свЕтыня славян. От имени острова пошло называние его жителей - "русы".
Особенно удачное воплощение сказочный русский мир получил в поэме "Руслан и Людмила" (1828):
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русской дух... там Русью пахнет!
Также вы можете прочитать два одноименных стихотворения "Русалка" и "Домовому"