Приветствую вас, мои добрые читатели, сегодня - на борту комфортабельного авиалайнера, размещайтесь поудобнее! Мы поговорим с вами о женщинах, красоте и самой воздушной специальности. И неспроста! На календаре прекрасный весенний праздник - 8 марта!🌷🌷🌷
И хотя я слегка скептически отношусь к традициям, это не помешает нам окунуться в суть одной из самых женственных профессий, до сих пор окутанных ореолом романтичности - стюардесса (бортпроводник). К ней нет равнодушных. Она всегда притягивает взгляды - как горящие мужские, так и восторженные с примесью зависти - женские. Стюардесса - это всегда создание недосягаемое и небесно возвышенное. И этой части авиационной отрасли я посвятила около 4,5 лет своей жизни.
"Длинноногая стюардесса
Проплывает между рядами.
В самолёте мне мало места,
Видно, все проходит с годами."
Эти строки были написаны в мою честь в начале 2000-х. Записку мне передал один из моих пассажиров на рейсе по тюменскому северу, выполняемом на маленьком, уютном и любимом мной самолёте Як-40.
И правда, юная, улыбчивая и открытая, я радостно порхала в нем словно птичка, с участием относясь к свои гостям на борту, создавая лёгкую непринуждённую атмосферу. Один из членов экипажа, глядя на меня, время от времени, смеясь, произносил яркую фразу героини Ренаты Литвиновой из "Таёжного романа": "Я летаю, я в раю". Это настраивало на хорошее настроение перед рейсом. Теперь же, я вспоминаю об этом эпизоде с ностальгической улыбкой на лице.
Как так получилось, что девчушка из провинциального сибирского городка стала летать? Точка отсчёта, конечно же, в детстве. Когда состоялся мой первый в жизни полет, оставивший неизгладимое впечатление. Мне было сознательных 12 и это был рейс "Тюмень - Минеральные воды" - болезненный ребенок отправился на лечение в кавказский санаторий. После чего я поняла, что дорога и путешествия вызывают у меня неподдельный интерес, а небесные красавицы лишили меня покоя, я наблюдала за этими бортовыми феями неба с открытым ртом и где-то далеко в моем подсознании зародилась мысль: "вот бы и мне так!".
И это произошло, спустя 10 лет, когда я стала довольно взрослой и самостоятельной барышней. Услышав о наборе бортпроводниц в тюменский отряд, я полетела окрылённая в аэропорт, чтобы принять участие в своеобразном "конкурсе красоты", иначе этот процесс, который в одном месте собрал столько миловидных авантюрных девушек, назвать сложно.
Поскольку мы сегодня говорим о небесной профессии, приглашаю вас погрузиться в историю и узнать, как все начиналось.
Первая в мире стюардесса появилась 94 года назад. То была американка Эллен Чёрч. Она родилась в Айове в 1904 и страсть как любила самолёты, наблюдая за ними с родительской фермы. В 1930-м, получив удостоверение медсестры, отважная девушка уговаривает руководство Air Transport взять ее на работу в салон Вoeing-80А для психологического спокойствия пассажиров, ведь авиакатастрофы тогда были не редкостью. Успех предприятия был ошеломляющим.
К первым претенденткам предъявлялся ряд довольно сексистских требований: быть не замужем, не иметь детей, быть симпатичной и миниатюрной (до 54 кг при росте до 152 см), образованной леди от 21 до 26 лет. В ответ они получали прекрасную возможность удачно выйти замуж и достойную по тем временам зарплату - 125 долларов в неделю.
В Европе первенство перехватила миловидная Нелли Динер (1912-1934), летающая на Swissair. Ее называли в прессе "белокурой кудрявой дамой с длинными ресницами" и "ангелом воздуха". Она не только кормила пассажиров самодельной едой, но даже перекидывались с ними в карты, дабы снизить их тревожность. Но как вы, наверное, уже успели подметить, ее жизнь, к великому сожалению, была недолгой, трагически оборвавшись в 22, при крушении 14-местного Condor, следующего из Цюриха в Берлин.
А как же у нас? Первопроходцем в Советском Союзе считается 20-летняя Эльза Городецкая. Свой первый полет она совершила на борту 21-местного Ли-2 в 1939 году. Лайнер летел из Москвы в Ашхабад. Тогда на это требовалось 13 часов и 2 посадки. В ее обязанности входила покупка продуктов и доставка их на самолёт. А оформили девушку изначально как простую кладовщицу.
Ещё одна советская знаменитость - "девушка с плаката" Татьяна Виноградова, призывающая пользоваться самолётами "Аэрофлота" (как будто была альтернатива😉).
Вошла в историю авиации как герой Надежда Курченко. Тогда в 1970-м на рейсе в Сухуми объявился террорист. Дерзкая бортпроводница, защищая кабину экипажа, приняла огонь на себя. Она была расстреляна в упор, после награждена орденом Красного Знамени. Посмертно.
В моей же жизненной истории было две авиакомпании - "ЮТэйр" и "Московия" (мне как раз удалось захватить сложный момент перехода с отечественной техники на импортную). По опыту могу сказать, что профессия бортпроводника не так романтична, как кажется на первый взгляд: бессонные ночи, невозможность предвидеть и распоряжаться своим временем, смена часовых поясов, элементы "дедовщины", готовность к физической работе (контейнеры с питанием), требуется умение грамотно разруливать конфликтные ситуации, быть одновременно тактичной и требовательной, улыбчивой и серьезной, поскольку в компетенции бортпроводника находится безопасность пассажиров.
Часто спрашивают, случались ли казусы? Однажды у меня случился таковой с очень известным высокопоставленным чиновником. Меня предупредили, что обычно он не ест, но тогда он, видимо, решил изменить своим привычкам. В тот вечер при полной загрузке бизнес-класса (12 человек), ресторанном обслуживании и коротком промежутке в 2 с небольшим часа, я понимала, что придется побегать, и как следует. В спешке, я порезала палец и не заметила как моя кровь капнула на ободок блюда супер вип гостя. У меня чуть глаза на лоб не вылезли, когда я увидела тарелку с красным пятном на его персональном столике. Конечно же, к трапезе он не притронулся. Да и у меня в итоге все обошлось без неприятных последствий.
Как-то на Боинге с саркастической улыбкой ко мне обратился писатель-сатирик Лион Измайлов. Нет, он не просил выпить или разместить ручную кладь, он задался несложным вопросом: "И с каких это пор в стюардессы стали брать моделей?". Не каждый раз услышишь комплимент, да ещё, к тому же, из уст знаменитости ☺️🫠.
Был у меня тогда блокнот, он сохранился и поныне, правда, растрепался со временем, в котором я предлагала известным публичным личностям оставить свои автографы и пожелания. А на моём веку случались и "Иванушки", и Елена Воробей, и "негр из "Аншлага" Николай Лукинский, и актер Акулич и многие другие. Они охотно шли на мое предложение. Вот что из этого получилось.
Мечтаете оказаться в небе в качестве стюардессы? Сегодня требования к профессии не такие жёсткие, как раньше. Модели не требуются, рост от 160 см, вес по ИМТ должен находиться в диапазоне от 18,5 до 24,9. Возраст не важен, летать могут и бабушки, опыт только в помощь. Кожа должна быть чистой, без шрамов и тату. Хорошее зрение (очки допускаются), красивая улыбка, волосы естественного оттенка, классический маникюр, естественный макияж (компания может сама устанавливать требования). Каблуки помогут выглядеть презентабельно.
А мне лишь осталось завершить статью на приятной поздравительной ноте.
Милые девушки и дамы, с праздником весны! ☀️Удачи вам во всех начинаниях, здоровья, любви, красоты, тепла и мира! И до следующих встреч на борту нашего авиалайнера!🥰✈️