Найти тему

Фильм Меня зовут Ро Ги Ван. Столько клише и трагедии... Но для кого это кино?

Оглавление

Начнем с того, что писала я другую статью и почти закончила, но тут с третьего (!!!) раза досмотрела недавно вышедший фильм "Меня зову Ро Ги Ван". А я прям уже с первой попытки (отсмотрела 40 минут в первую же ночь, как появился этот фильм с субтитрами) пылала возмущением и брызгала сарказмом во все стороны... Со второго немного заинтересовалась (это следующие полчаса). И сегодня в ночи я досмотрела сей "шедевр".

За то время, что я смотрела (а это собственно с первых минут, как фильм вышел с субтитрами 3 марта) у меня было маленькое хобби, если это можно так назвать смотреть, как рейтинг фильма на IMDB потихоньку сползает вниз, и как на "наших" сайтах после первых восторженных сообщений появляются уже более реальные комментарии, более близкие сюжету фильма. Так что поклонники актера, конечно, молодцы, но справедливость штука такая. Кстати, на данный момент рейтинг фильма на Кинопоиске 6,9 (IMDB - 6,7). Что фильму вполне соответствует.

В этой статье не будет разделения на "объективную" и субъективную. Потому что я буду говорить четко и по делу. Почти. Без спойлеров. Также почти.

Опять же - я основываюсь исключительно на сюжете фильма, возможно - книжный оригинал отличается и более подробно освещает происходящее. Но как говорится, что есть... Поэтому если вдруг есть те, кто читал - интересно, насколько там лучше описано.

Теперь немного отвлечемся) я же такая) кто со мной давно "знаком" в курсе - что я люблю длинные статьи) Просто как раз в тему.
Так вот... Недавно наткнулась я на интересную расшифровку интервью Наталии (извиняюсь, если неправильно написала, но в большинстве источников так) Аринбасаровой в программе "Секрет на миллион".
-2
Рассказывала она о том, как ее к тому времени уже давно бывший муж Андрей Кончаловский рьяно звал уехать жить во Францию.
"Он стал уговаривать нас уехать за границу. А я и не собиралась уезжать, потому что у меня огромное количество родственников. Я говорю:"Как я уеду? Что тогда с ними будет? И вообще, что я там буду делать? Мыть кастрюли в Париже?". Андрон мне сказал: "Ну, знаешь, лучше мыть кастрюли в Париже, чем сниматься на "Казахфильме". Я сказала: "Нет, мне лучше сниматься на "Казахфильме" и приезжать в Париж на недели советских фильмов и быть звездой на фестивале, а не стоять из-за загородки наблюдать".
Правда, Кончаловский все-таки уговорил ее к тому времени второго мужа - художника-постановщика Николая Двигубского поехать за границу работать, но проект, ради которого он уехал не случился, а отношения с женой уже были испорчены, потому что перед отъездом он забрал все свои до этого полученные деньги за "Сибириаду", кучу вещей - и было понятно, что обратно он не собирается.
Так вот. К чему это я... Каждый человек видит для себя "свободу" по-своему.
Кто-то, как тот же Кончаловский, не мог творить в Советском Союзе (а он как раз незадолго до своего отъезда получил звание "Народный артист РСФСР), считая, что добьеться большего "на свободе". А у той же Аринбасаровой к тому времени было уже двое детей и более-менее стабильная жизнь здесь (что уж она там думала - я не знаю).

Но к чему я это... Ведь фильм, о котором мы будем говорить не о поиске свободы, а о спасении человека. Так нам говорит официальное краткое содержание, взятое мною с сайта Кинопоиск

"Сeвeрoкoрeйский перебежчик пpибывaeт в Бeльгию и пытaeтся пoлyчить cтатуc бeжeнцa. Там он встpeчaeт бeльгийку кopeйского пpoисхoждeния, кoтopaя пoтepялa cмыcл жизни"
Девочки и мальчики, ау!!! Начинаем рыдать? Или пока подождем?

И с таким же настроем я собиралась смотреть... Я же видела (ну или нам рассказываkи) все "ужасы" или ужасы жизни в Северной Корее в тех же дорамах "Деревья умирают стоя", "Аварийная посадка любви", да та же "Игра в кальмара".... А сколько фильмов на эту тему, но они все очень тяжелые. А тут еще трагический постер такой. Так что я приготовилась к очередному рассказу из серии "как все было плохо, а стало еще хуже". Я знала КАК корейские режиссеры могут показать ужасы и несправедливость, творящиеся даже у них самих, а уж про северокорейских братьев вообще молчу.

Но это же Netflix. Который пришел и все испортил. Потому что как по мне - получилось европейское кино НЕ для европейцев, приправленное корейскими эмоциями и колоритом, но созданное НЕ для корейцев. И вот тогда вопрос - а для кого фильм?

-3

Меня зовут Ро Ги Ван/ Меня зовут Ло Ки Ван/ Ro Giwan

Южная Корея. 2 часа 11 минут. Премьера 1 марта 2024. Netflix.

А вот теперь по сюжету. Как я сказала - без особых спойлеров (наверное), но высказаться я должна. Поэтому те, кто хочет насладиться двухчасовыми страданиями главных героев без моей интерпретации с долей сарказма - лучше не читать. Но я с удовольствием потом обсужу, совпали ли мнения.

Скажем так, моя жалость закончилась достаточно быстро. Минуте на пятнадцатой. Поэтому рассказывать, с Вашего позволения, буду не флешбэками в памяти героя, а хронологически.

Потому что во-первых, перебежчики из Северной Кореи, конечно, есть. Но сейчас они уже год как прячутся в Китае. Ну как прячутся. Мама работает по своим документам (судя по тому, что полиции стало известно, кто она, хотя она и пошла в отказ, но получается, что окружающие тоже знали ее по настоящему имени, раз на нее указали). А сын действительно носа из их комнатки не кажет. И вот почему.

Нет, мы-то знаем, что отношения между Китаем и Северной Кореей особые (ну точнее знаем по дорамам и фильмам, по крайней мере я), ну а если кто не знает, то нам расскажут, что главный герой и его мама всегда носили с собой лезвие, если вдруг их решат депортировать. Потому что лучше смерть, чем возвращение. Ну логично, если верить всему ранее просмотренному и прочитанному, дома их ждет тоже самое. А Китай прям тысячами депортирует, это факт.

Главный герой - собственно Ро Ги Ван (в исполнении Со Джун Ки) предстает перед нами дома, в свой день рождения, когда мама собирается на работу. Сын очень расстраивается, что ей приходится так много работать, потому что он вынужден прятаться от людей, ведь его разыскивает полиция. И совсем не потому, что они перебежчики.

Ведь бежали они не по политическим мотивам (мама вон там даже получала партийную путевку в Пхеньян, куда ездила с маленьким сыном) и не по причине дикого безденежья и голода - а потому что главный герой совершил (как нам рассказывают) героический поступок - вступился за своего напарника, которого избивал бригадир. Ну и судя по тому, что героя нашего ищут даже в Китае (не просто как перебежчика, а именно с требованием найти и выдать товарища Ро Ки Вана, совершившего преступление) - видать заступился с явным превышением дозволимого. Вон на поиски его аж двое полицейских пришли.

изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru
изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru

Собственно двое "народных полицейских" (а вроде так в Китае называется полиция) приходят в кафе, где работает мама Ро Ги Вана. Пока полицейских отвлекает дядя, мама пытается уйти черным ходом и тут на пороге возникает сын, который принес зонт. Полицейские его видят и начинается преследование.

изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru
изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru

Правда, погоня была недолгой и трагичной. Маму сбивает грузовик. И по наставлению дяди Ро Ги Ван должен бежать. И перед смертью мама говорит ему, чтобы он жил открыто, под своим именем и по-человечески.

А затем дядя сообщил, что мама скончалась. А поскольку, видимо, не только Северная Корея должна быть для зрителя оплотом зла, но и Китай - то дядя рассказал, что на него в больнице вышли люди и предложили за тело мамы большие деньги (бельгийцы такому даже поверить не могли - КАК такое может быть, точнее ТОЧНО не может).

Я сначала подумала, что может за органы. Но по словам дяди, когда мама Ро Ги Вана услышала сумму, то сразу после этого скончалась сама (ну показанный момент аварии поводов для оптимизма для будущей жизни особо и так не внушал), правда, тогда непонятно, зачем органы после смерти. Короче, не суть.

Дядя за один день покупает ему фальшивый паспорт и билет в Бельгию (вот скорость-то) и на следующий день главный герой отправляется в Брюссель.

Почему в Брюссель, спросите Вы? А нам не объяснили. Может это просто рай для мигрантов, подумала я. Европейцы же любят всяких беженцев, но я вот тоже не помню, что Бельгия самая гостеприимная страна. Но нам должны же рассказать, почему (спойлер - нет) . Единственное, что я прочитала, что Бельгия позволяет пoлитичecким бeжeнцaм пepeceкaть границу с фaльшивым пacпopтoм, а уже на месте разбираются. Но почему Европа, а не Южная Корея, которая признает жителей Северной Кореи своими гражданами (как оказалось). А кто ж их знает. Ну кроме того, что, видимо, по задумке авторов - Европа - это спасение человеческих тел и душ.

Собственно, когда по прилете в Брюссель под предводительством "бригадира", все остальные нeзaкoнныe мигpaнты разбегаются кто куда (явно знали, зачем и куда летели), один Ро Ги Ван не знает ничего, кроме адреса центра по приему бeжeнцeв. Он просит "бригадира" отвезти его туда, что тот за дополнительные 40 долларов и сделает. И даст свою визитку, на всякий случай, если Ро Ги Ван захочет вернуться в Китай. Визитка летит в мусорку. Возвращаться ему некуда.

То есть наш герой сбежал из ненавистной Северной Кореи, где совершил пpecтупление (давайте называть вещи своими именами). Попал под розыск в Китае. И теперь очень хочет получить статус бeжeнцa здесь, в Бельгии. Кстати, о настоящей причине своего бегства он, конечно, в центре по приему бeжeнцeв не упомянул. Сбежали с мамой из треклятой Северной Кореи и все. Ну а теперь он сиротинушка. Подавайте мне вид на житeльство. Жаль, что хлебом с солью не встретили, а то очень кушать хочется.

С помощью переводчицы его заявление принимают, но рассмотрение данного вопроса займет почти год. И что будет делать наш герой все это время - злобных бельгийцев не волнует. Главный вопрос, который этих бюрократов волнует - не является ли Ро Ги Ван китайским корейцем, потому что гражданам Китая статус бeжeнцa не светит никак (они уже знают, что в Китае действуют целые "лагеря" - где из "китайца" делают "корейца" - европейцы же разницы не увидят - их учат языку, диалектам, произношению и вперед, к светлому некоммунистическому будущему), а если ты из Северной Кореи прибыл, то да, получишь свой вид на жительство, но докУментов северокорейских-то нету у главного героя. Короче, встреча назначена через год.

Собственно потом начинаются мытарства нашего Ро Ги Вана, поскольку а) языка он не знает, никакого, ну кроме корейского и может немного китайского, что очень поможет ему в Бельгии, конечно б) денег нет, ну точнее прям сильно мало и надо растянуть на год в) знакомых нет.

изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru
изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru

Где он живет - правильно, в общественном туалете, где от холода у него коченеют ноги. Для пущего трагизма - на дворе, конечно, зима. Греется у костра на помойке, где его периодически избивают всякие местные отбросы общества и дегенераты по поведению (просвещенная Европа, ёптa). Питается из мусорных бачков недоеденной едой, что логично приводит к отравлениям.

Собственно на этих кадрах страдания большинство зрительниц и рыдает. Нет, Со Джун Ки, конечно, молодец. Его героя, безусловно жалко. Но почему-то его страдания тяжелы, а страдания живущих с ним на помойке - проходят мимо. Не они же главные в этой драме. Хотя вроде как по типу лица - коренные жители, а не понаехавшие и скрывающие от правосудия. Нам показывают исключительно трагедию одного человека. Остальные пусть себе так живут. Помните, в том же фильме Брат, когда главный герой грелся у костра с такими же несчастными жителями окраин - нам хоть немного рассказали, чем и как люди живут. Тут же нет. Страдает только один.

Хотя нет, вот тут мы знакомимся с еще одной страдалицей.

В очередной раз попав под горячую руку "местных" (ну конечно же "бeлыe хoзяeвa cтpaны" ему напомнили, где его место) и будучи в бессознательном состоянии, его ограбила кореянка (ну да, она же бельгийка корейского происхождения, это другое). Забрав кошелек со всеми деньгами. Собственно так мы познакомились с главной героиней - Мари Ли - воровкой и нapкoмaнкoй - но о ней чуть позже.

изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru
изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru

Бельгийская полиция работает четко и ее арестовывают. Рассказав в полицейском участке свою грустную историю жизни, он уговаривает Мари Ли вернуть ему кошелек и деньги. А та в качестве извинений пристраивает его на работу через своих знакомых.

И когда его везли на фабрику и говорили, что теперь ты не северокореец, а китайский кореец и имя тебе теперь Чхве Лю Мён и вот тебе "левые документы" даже я, смотревшая фильм несколько без сопереживания, поняла, что аукнется ему это трудоустройство, раз у него столько раз при подаче заявления на статус бeжeнцa спросили - а не китаец ли ты, часом будешь.

Конечно же - права я была - припомнили ему эти китайские документы.

И еще попал главный герой в неприятности - опять же - быдловатые пьяные коренные жители (ну прям мpaзoтa на мpaзoтe, а не страна) хотели его ограбить, а он всего лишь оборонялся, но так неудачно, что ранил ножом одного из них. Что опять же его жизнь в ожидании статуса бeжeнцa не упростило.

Короче, Вы прочитали, а я посмотрела - пересказ жизни одинокого северокорейца-нелегала в европейском городе. Взгляд из трущоб. Со слезами на глазах. У меня плакать не получилось. Потому что я немного перенесла ситуацию на любого жителя бывшей Советской Социалистической республики, коих у нас многие миллионы - и подумала, что если совершить преступление у себя в стране, незаконно въехать, жить и работать по чужим документам, не зная языка страны или хотя бы английского (спойлер - главный герой его так и не выучил за год), ранить ножом коренного жителя - мы бы точно также плакали навзрыд над трагической историей или все таки ЭТОДРУГОЕ.

Теперь об этой Мари Ли (в исполнении Чхве Сон Ын). Идеальный пример, как можно прое... свою жизнь. Опять же - не по тексту, а по хронологии событий.

Жила была девочка Маша, из корошей южнокорейской семьи, еще в ее детстве приехала семья сюда на ПМЖ. Поэтому теперь она гражданка Бельгии. Прям вот полноценная. Живут в отдельном доме, папа служит в полиции, материальных проблем нет. Но очень больна мама. Не ходит, не говорит, болезнь прогрессирует (я так поняла, что болезнь Паркинсона, но не факт). Дочка о ней заботится, как и супруг (в исполнении Чо Хан Чхоля). Но оба понимают, что конец неизбежен и близок.

изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru
изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru

И мама, собрав последние силы говорит мужу ее отпустить. Это же европейская страна, демократическая. Эвтаназия разрешена. Но дочь не должна узнать, что мама ее бросила, поэтому пусть она на соревнования уедет, а мама в это время скончается. А Мари вернулась и все узнала.

И дальше - главным делом жизни девочки становится саморазрушение. Она как будто мстит своему отцу за совершенное - наркотики, воровство, незаконные тотализаторы. Неоднократные приводы в полицию, условный срок - везде ее спасает отец, а она его за это ненавидит. Он умоляет ее одуматься и поговорить, а она считает, что он зло во плоти.

Я даже честно говоря думала, может он маму того... из-за наследства, например. Или он не отец - а отчим. Но нет... Просто она дуpa и это ничего не объясняет.

Зато нам красиво и аллегорически объясняют и "сталкивают" судьбы героев. Ло Ки Ван считает,что ДОЛЖЕН жить из-за смерти матери (которая ради его спасению отдала свою жизнь), а Мари Ли считает, что НЕ ДОЛЖНА жить из-за смерти матери (потому что на самом деле она втайне думала, что маме уже нечего делать на этом свете).

изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru
изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru

И откуда-то взявшаяся неожиданная история любви тут ну вот вообще не к месту. При всей моей романтичности. Просто столкнулись два корейца с трудной судьбой, сделали друг другу доброе дело (хотя обворовать избитого человека без сознания и отобрать последние деньги - так себе доброе дело, но мы же должны понять ее тонкую душевную органиацию и долги за то самое, о чем нельзя говорить) и понеслась... Прям как по мановению волшебной палочки - он исцелил ее от всех погубных привычек (правда, чтобы показать как это мерзко при этом сам решил попробовать употребить и чуть не умер - это же так романтично) и мepзoтнo-блeвoтнoгo поведения ее в начале. А она просто сказала, что он достоин быть счастливым. Ну точнее они оба достойны.

изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru
изображение взято с сайта https://www.kinopoisk.ru

У этой истории не может быть такого финала. Не должно быть. Он не логичен. Хоть тут не буду ничего спойлерить, но ЧТО ЭТО БЫЛО. Удешевить историю до такого - это надо еще постараться.

Хотя заключительная фраза "Мне было не нужно право жить в этой стране, а право из нее уехать" меня порадовала. Нет, я понимfю, что смысл именно в том, что не надо никуда бежать, ни от кого прятаться. Ну в принципе с доплатой в тысячу евро как бeжeнцy (это я посмотрела расценки на сайте по предоставлению услуг по тому самому) жить стало куда лучше. Вот теперь как надо. Можно и уехать куда хочется).

Теперь собственно, вопрос из названия статьи. Для кого это кино? Для европейцев? Порыдать над судьбой бедного пepeбeжчика, а то последнее время что-то возмущаться в просвещенной Европе стали количеству бeжeнцeв? Для корейского зрителя - не думаю, что в Южной Корее должны переживать за человека, который решил прожить свою жизнь в Европе, да и снято не так, чтобы из искушенного южнокорейского зрителя слезу вышибить.

Ну и трейлер, как краткое содержание всего вышесказанного)

Хотя вон сегодня везде прошла информация, что по просмотрам на Netflix фильм занял первое место на неделе с 4 по 10 марта (правда, в категории "фильмы на неанглийском языке). Соответственно, своего зрителя нашел (правда, судя по странам, где он занял первое место (Бахрейн, Гонконг, Индонезия, Япония, Малайзия, Филиппины, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и другие) - вопросов еще больше)

Ну и в завершении - Сон Джун Ки первоначально отказался от предложения сыграть главную роль в этом фильме, потому что "не смог проникнуться историей". Но когда получил сценарий повторно во время съемок в дораме "Младший сын семьи Чеболей" - "в некотором смысле испытал чувство сожаления... История глубоко отозвалась во мне и показалась одновременно острой и по-новому оригинальной".
Собственно, этим все сказано. Кого-то (как меня) этот фильм оставил совершенно равнодушной. Кто-то пишет восторженные отзывы (правда, больше о Сон Джун Ки и трагической истории бедственного положения его персонажа, а не о самом фильме и сюжетных поворотах).
Ну а как Вам? Смотрели или не планируете? если примете мой совет - наверное, надо посмотреть. Все-таки не самый плохой фильм. Своим 6,9 на IMDB соответствует. Сказать, что прямо "слезу вышибает" - как уже стало понятно - я не скажу. Но обсудить и подумать есть о чем.
А если смотрели - то будет очень интересно узнать Ваши впечатления о фильме.
И как обычно... завершающее...
Всем добра! И, как врач скажу, главное - здоровья!