Когда я поступила в аспирантуру, старшаки (аспиранты второго и третьего курсов) рассказали мне, что бесплатно статьи ВАК опубликовать невозможно, якобы писать их очень сложно, а редакционные коллегии в журналах ВАК – жуткие вонючки, которые ко всему придираются. Только профессионалы-посредники знают, как сделать все правильно, чтоб статью приняли в печать.
В общем, намекнули мне – даешь денюжку, статья публикуется, а не даешь – фиг тебе с маслом, а не статья.
К счастью, я не из их тех, кто слушает ПЛОХИЕ советы. Поэтому к сегодняшнему дню я уже опубликовала две статьи, еще одна находится в печати, но все приняты с первого раза, и при этом – я не потратила ни пенса.
Как я это сделала – рассказываю дальше. Не переключаемся и начинаем этот опус.
Публикации ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия – прим.) нужны тем, кто хочет получить степень кандидата наук или доктора наук. Это, своего рода, один из этапов, пройдя который кандидат получает доступ к защите своей научной работы.
Корнем всех бед является то, что статьи ВАК отличаются от обычных статей (например, РИНЦ) не только формой и содержанием, но и сложностью опубликования, так как они проходят обязательную научную цензуру.
К счастью, для аспирантов, статей требуется не так много, правда, их количество зависит от специализации:
- искусствоведение и культурология – 3 статьи;
- общественные науки – 3 статьи;
- экономические специальности – 3 статьи;
- гуманитарные специальности – 3 статьи;
- другие области науки – 2 статьи.
Я гуманитарий, поэтому мне нужно было написать три статьи.
Для докторантов, очевидно, статей требуется больше:
- Для гуманитарных наук необходимо 15 и более статей;
- Для остальных – от 10 и более.
Фух, основное рассказала. Теперь вернемся к основной теме, как написать статью ВАК и пройти рецензирование без посредников и трат.
Это первое, с чем сталкивается каждый, кому нужно написать научную статью.
Прежде всего нужно отметить, что все статьи ВАК должны быть связаны с темой будущей диссертации. В противном случае вас могут завалить вопросами на защите, почему вы написали статью, которая не соответствует теме исследования, и включили ее в апробацию результатов исследования. Обычно кандидат с такой статьей степень не получает.
Короче говоря, у вас должна быть тема будущего исследования, и на ее основе вы должны писать статьи.
Теперь мы дошли до поиска тем. Я бы посоветовала выделить ключевые слова в теме исследования (диссертации).
Например, тема исследования “Фольклорные мотивы в массовой культуре”. Ключевыми словами будут “фольклор” и “массовая культура”.
Или в теме “Развитие критического мышления через анализ текстов” ключевыми словами будут “критическое мышление” и “тексты”.
Следующим этапом изучаем, какие статьи есть по этим ключевым словам. Для этого я обращаюсь к таким сайтам, как cyberleninka.ru, e.lanbook.com, elibrary.ru. Там ввожу в поиск эти ключевые слова и смотрю, какие есть уже статьи по теме исследования.
По хорошему, некоторые статьи стоит скачать и почитать, чтобы понять, о чем уже написано много, а о чем практически не пишут. И вот чем больше вы прочитали статей, тем больше шансов найти то, чего не хватает научному миру. Именно это может быть темой для вашей статьи.
Например, про фольклорные мотивы в массовой культуре пишут в основном через призму культурной адаптации, то есть ученые изучают, как фольклорные мотивы адаптируются к различным культурным контекстам и как они отражают меняющиеся социальные и культурные ценности.
А вот статей про то, как фольклорные мотивы используются в массовой культуре для коммерческих целей, например, в рекламе, товарах и развлечениях – практически нет. И от этого можно оттолкнуться.
Тема статьи может быть такой: “Фольклорные архетипы в рекламе” или “Реклама и фольклор: к вопросу о воздействии на массовую культуру”.
Еще один способ найти тему – спросить научного руководителя. Иногда их багаж знаний настолько велик, что они сходу накидывают по 10 тем для статей.
Последний, и пожалуй, самый простой способ найти тему для статьи, который я особо не рекомендую, – это найти уже существующую статью по вашей теме исследования, которая уже раскрывает какой-то аспект. Вам можно рассмотреть ту же тему, но под другим углом. Название статьи, правда, придется придумать другое, чтоб не повторяться*.
*N.B. Название и тема – не одно и то же! Название можно придумать уже после написания статьи.
Итак, вы придумали тему статьи, и следующее, что могло прийти вам в голову: «Надо составить план или содержание статьи». Но пока притормозите.
Лучше начать с поиска журнала, в котором хотите опубликоваться.
Почему это нужно сделать? Все дело в том, что у всех журналов свои требования к статьям. Например, чтобы опубликоваться в журнале «Медиалингвистика», вам нужно написать не только введение, раздел с методологией, основную часть и заключение, но также добавить раздел «История вопроса».
Более того, каждый журнал принимает разный объем статей: одни требуют объем рукописи не более 80 тыс. знаков с пробелами, другие – не более 40 тыс. знаков.
Объем знаков или слов варьируется и у аннотации к статье. Например, в «Медиалингвистике» нужно написать не менее 250 слов, а в "Вестнике волжского университета им. Татищева" достаточно и 150 слов! Это значительная разница.
Оформление тоже у всех разное, и чтобы написать статью сразу в правильном формате, вам нужно ориентироваться на требования конкретного журнала.
Выбираем журнал правильно!
Иногда бывает так, что вам попадается журнал, который рецензируется в ВАК, у него простые требования, поэтому вы написали туда статью. Все идет хорошо, статью должны опубликовать через месяц. А потом вдруг оказывается, что на момент выпуска вашей статьи, журнал уже не входит в перечень ВАК. И это самое неприятное, ведь ваша статья не индексируется ВАК, а значит нужно заново писать статью для другого журнала. А это время, силы и нервы, так как вы не сможете опубликовать ту же статью в другом сборнике - это будет плагиатом.
В общем, чтобы избежать ситуации, описанной выше, следует предпринять три простых шага:
- Зайти на сайт ВАК и скачать АКТУАЛЬНЫЙ список всех рецензируемых журналов. Список обновляется где-то раз в год (реже - два).
- В этом списке выбираем журналы по вашему направлению, по которому будете защищаться. Например, у меня это были филологические науки. (N.B. Выпишите все журналы (не более 10), которые на ваш взгляд, вам подходят).
- Заходим на сайты всех этих журналов. Обращаем внимание на эти вещи: когда и как часто они публикуют статьи в течение года, как долго они входят в перечень ВАК, платная или бесплатная публикация.
Например, «Медиалингвистика» публикует сборники четыре раза в год, что довольно часто. Однако статей в этот журнал присылают много (так как это бесплатно), поэтому не стоит ждать быстрой публикации.
Когда я в феврале 2023 прислала свою первую статью ВАК, меня опубликовали только в декабре 2023 года. Я ждала почти год!
А вот в “Вестник волжского университета им. Татищева” статьи принимаются за один месяц до печати (выходит также четыре сборника в год). Но есть нюанс - публикация платная для всех, кроме аспирантов очной формы обучения. Мне было нужно дополнительно отправить справку, которая подтверждает мое право там публиковаться бесплатно.
В общем, по этим критериям мы выбираем 3-4 журнала, где хотели бы опубликоваться. Затем смотрим требования журналов, пишем статью и отправляем на рецензирование.
Если честно, останавливаться на этом пункте практически бессмысленно – вы можете найти похожие советы в интернете в открытом доступе.
Но все же опишу свой опыт создания статьи ВАК и представлю свою схему написания научных статей.
Когда передо мной встала задача написать статью, я решила выработать для себя определенный алгоритм действий:
- Первое: читаю статьи из выбранного журнала, смотрю их оформление и беру за основу то, что понравилось. Это может быть раздел с методологией, введение, внешнее оформление или описание примеров. Обычно выбираю статьи 3-4. На их примере я уже вырисовываю свою композицию научного труда.
- Второе: читаю научные труды по теме своего исследования, выделяю мысли, которые мне могут быть полезны и затем составляю краткие содержания, чтобы быстро ориентироваться в этом списке. Набираю 20+ источников (желательно – 80% не старше пяти лет).
- Третье: придумываю план статьи. Здесь, ориентируясь на требования журнала, я составляю последовательное повествование с доказательной базой.
Например, я сначала пишу введение, в котором описываю актуальность, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования (также сюда могут войти теоретическая и практическая значимость).
Далее описываю методологическую базу исследования, то есть какие научные методы я использовала для проведения исследования.
Потом приступаю к основной части, которая может сильно отличаться от статьи к статье. Она может состоять из одной или нескольких частей, которые обязательно должны быть связаны между собой или вытекать одна из другой.
В конце я описываю выводы и результаты исследования.
Вот я и описала свой процесс создания научной статьи ВАК. Надеюсь, вы почерпнули что-то новое для себя. Хочется верить, что моя статья вдохновила вас написать научную статью самостоятельно и без посредников. И раз вы дочитали до конца, то предлагаю вам небольшой бонус – в карточках ниже представлена полезная информация про отличительные особенности научного стиля речи.
Расскажите в комментариях, как вы писали свои научные статьи. Обращались ли за помощью к посредникам?