Найти тему

Штраф за проезд на "желтый" правомерен ли?

Еще каких-то 2-3 года назад большинство водителей «преспокойненько» проезжали на желтый сигнал светофора и не опасались, что им «прилетит» штраф и уж тем более никто не думал, что может быть лишен прав за проезд на желтый.

Однако в последние годы ситуация резко изменилась, и сотрудники ГИБДД с завидной регулярностью выносят Постановления о штрафах за проезд на «желтый» сигнал светофора, а суды, в случае обжалования штрафов водителями, выносят решения о их виновности в нарушении Правил дорожного движения (далее «ПДД»). Более того, в случае спорного ДТП, виновным в нем, при прочих равных, признается тот, кто ехал на «желтый».

Изображение из открытых источников. Благодарим его автора.
Изображение из открытых источников. Благодарим его автора.

Правомерно ли такое ужесточение, может и ГИБДД и суды напрасно «лютуют»?

Почему сложилась такая практика? Возможно, что таким образом пытаются снизить количество ДТП на дорогах страны.

Водители часто пытаются проскочить на желтый сигнал светофора, поскольку у них в сознании складывается, что он не запрещающий, а разрешающий, но это не так. Суды указывают, что водитель должен выбирать скорость таким образом, чтобы у него была возможность своевременно остановиться либо перед стоп-линией, либо перед пересекаемой проезжей частью, либо перед пешеходным переходом до того, как загорится желтый сигнал. Такие выводы суды делают на основании положений пункта 6.14. ПДД, согласно которым водитель может проехать на желтый сигнал в том случае, если он не может остановиться, не применяя экстренное торможение. И если раньше водитель мог апеллировать на свидетельские показания или просто на то, что он «завершал маневр», то в нынешних реалиях камеры фиксируют и скорость, и наличие/отсутствие рядом едущих авто и т.п. Правда, к сожалению, иногда суды действительно «лютуют» и даже в ситуации, когда экстренное торможение могло бы привести к ДТП (сзади едет другой автомобиль и неизбежно бы врезался в резко тормозящий впереди идущий) выносят отрицательные для водителей решения! В последнее время суды вышестоящих инстанций оставляют такие решения в силе, даже если водитель предоставляет результаты экспертизы о том, что он не имел технической возможности остановиться без применения экстренного торможения.

Логика судов очень простая, - желтый сигнал является запрещающим, даже несмотря на то, что буквально вышеуказанный пункт 6.14. звучит так:

6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил (остановка на красный сигнал светофора перед стоп-линией или перед пересекаемой проезжей частью), разрешается дальнейшее движение.

И если нарушение ПДД в виде проезда на желтый сигнал светофора зафиксировано камерой в автоматическом режиме и на основании ее данных будет вынесено Постановление о привлечении к административной ответственности, то это решение будет признано законным и шанс оспорить его резко стремиться к нулю.

Важно знать и помнить, что на мигающий желтый сигнал светофора проезжать можно, и никаких штрафных санкций за это не грозит. Однако при этом нужно обязательно руководствоваться требованиями знаков «Главная дорога» и «Уступите дорогу».

Какая же ответственность предусмотрена за проезд на «желтый сигнал светофора?

Согласно статье 12.12 КоАП РФ применяется следующее наказание:

- на первый раз это будет штраф в размере 1000 рублей;

- если в течение года случится повторный проезд на красный или желтый сигнал светофора, то наказание составит 5000 рублей;

- ну, а особенных «везунчиков» могут лишить прав на 4–6 месяцев.

Изображение из открытых источников. Благодарим его автора.
Изображение из открытых источников. Благодарим его автора.

Безусловно, если в результате проезда на «желтый» произошло ДТП, то ключевое значение будет иметь факт соблюдения правил проезда на желтый сигнал светофора. В случае, когда водитель мог остановиться, но поторопился и решил проехать на желтый, его, скорее всего, признают виновным. Если же он оказался на перекрестке и уже после этого загорелся желтый, либо у него не было возможности безопасно остановиться, то есть все шансы доказать свою правоту. Как правило, решение принимается по результатам осмотра места происшествия, изучения записей с камер видеонаблюдения и опроса свидетелей произошедшего».

Есть такое выражение: «Каждый пункт Правил дорожного движения прописан кровью». Но к чему может привести «экстренное торможение»?

Все известно, что в большинстве населенных пунктов, скорость движения по дорогам общественного пользования ограничена 60 км/ч.

Принято считать, что среднее время реакции водителя 1 секунда. При скорости в 60 км/ч легковой автомобиль за секунду проезжает примерно 16,7 метра, при этом тормозной путь на сухом асфальте при идеальных условиях составляет не менее 20 метров. Переключение зеленого сигнала светофора на желтый происходит после моргания зеленого сигнала светофора. В среднем моргание происходит три раза, то есть одно моргание в секунду, итого мы получаем ориентировочные 3 секунды, информирующие о скором включении запрещающего (желтого) сигнала светофора.

Таким образом, получается, что если на расстоянии примерно 40-50 метров до светофора водитель, при скорости 60 км/ч увидит зеленый мигающий сигнал светофора, то с учетом среднего времени реакции в 1 секунду он может и должен произвести остановку автомобиля. Условия проезда при желтом сигнале светофора как раз и являются условием, "прописанным кровью", поскольку в случае включения зеленого мигающего сигнала светофора на расстоянии менее 30-40 метров водитель должен принять решение с учетом дорожной обстановки, направленное на недопущение создания опасности для движения и непричинение вреда другим участникам движения.

Если время реакции водителя и дорожная обстановка не позволяют остановиться до перекрестка в момент переключения зеленого сигнала светофора на желтый, а также если такой проезд не создает еще большего вреда и опасности остальным участникам движения, то водитель имеет право выехать и завершить проезд светофора на желтый сигнал. В противном случае это будет считаться проездом на запрещающий сигнал светофора.

Не стоит забывать, что при увеличении скорости, а также зимой или условиях непогоды тормозной путь увеличивается в разы. При рассмотрении такой категории споров суды должны были бы установить именно наличие возможности или невозможности остановки транспортного средства с учетом дорожной обстановки, опыта и времени реакции водителя.

Благодарим за внимание и удачи на дорогах!

Не забудьте подписаться на канал и оценить статью, поставив внизу "лайк", а если вам требуется юридический совет или профессиональная помощь, - обращайтесь к нашим профильным юристам!

авторы- юристы ООО «Объединение ПРИАМ&студия И2»

e-mail: ob_edinenie@mail.ru тел. +7 968 866-0862