Metro ознакомилось с проектом "Исследователь и художник: искусство в экспедиции".
Полотна, ещё хранящие следы холодного ветра и помнящие, как выглядят исполинские ледники, представили в рамках междисциплинарного выставочного проекта "Исследователь и художник: Искусство в экспедиции", который экспонируется сразу на трёх площадках: в России?ском государственном художественно-промышленном университете, парке "Зарядье" и Дарвиновском музее.
- Мы широкими мазками показываем историю арктических экспедиции? за последние 400 лет и внутри этои? истории подсвечиваем выдающихся мастеров русского искусства, которые заявили о себе как исследователи, учёные и художники одновременно, - объясняет Metro куратор проекта, член-корреспондент Российской академии художеств и искусствовед Кирилл Гаврилин.
Мировой интерес к Арктике пришёлся на эпоху царствования Николая II, тогда туда устремились не только чиновники, которых интересовал экономический и военный потенциал этих территорий, но и художники, которые тоже стремились по-своему освоить холодные и неизвестные земли.
Первым в мире художником, осмелившимся на пленэр в экстремальных условиях Заполярья, стал Александр Борисов - ученик Шишкина и Куинджи.
- Он строит на Новой Земле художественную мастерскую и одновременно там же - метеорологическую станцию, - объясняет Кирилл Николаевич. - Когда мы смотрим на пеи?зажи Борисова, нам кажется, что здесь всё просто - тут льдинка, тут мишка? Но это не так, Борисов видит глубже. Он пишет льдины, ледники, гигантские расщелины. Он смотрит на них как учёныи?-гляциолог (специалист, занимающийся изучением всех видов льда, снега, водоёмов. - Прим. ред.), как учёный наблюдает за тем, как ледники растапливаются в разные периоды, и как художник подмечает необычные оптические эффекты и освещение.
"Вдали от станционных домиков я пробовал писать, но тридцатиградусный мороз превращал краски в густое тесто, они не брались на кисть и не приставали к полотну", - из воспоминаний Александра Борисова.
- Или, например, у него есть полотно "На промысле за оленем". Охотник с ружьём, прекрасныи? пеи?заж, удивительное освещение, олень вдалеке? Но зритель замечает, что охотник застыл в ужасе. Почему? Мы не понимаем. Но есть объяснение: на безоблачном небе появились так называемые перламутровые облака, - говорит Кирилл Гаврилин. - Это значит, что температура начинает понижаться? до минус сорока и ниже. И тут уже не до оленя, надо бежать, уходить в укрытие, потому что скоро и олень, и охотник превратятся в ледяные скульптуры.
В картинах Борисова Арктика - опасная, суровая земля. Но совсем другими глазами на неё позволяют взглянуть картины ненецкого художника Тыко Вылки. Его работы - образец наивного искусства, его Новая Земля - богатый и красивый край.
- Для него она - родной, уютный дом, пушистыи? снежок и северное сияние? И ненец точно знает, что такое - северное сияние. В их мифологии это расшитое бисером божество. Доброе божество, которое пришло к своим детям-ненцам, чтобы поприветствовать их, - объясняет специалист. - Поэтому у него этот пеи?заж наполнен эи?фориеи?, ощущением гармонии, это особое мировоззрение и миропонимание.
Полотна известного зоолога, кандидата биологических наук и художника Николая Кондакова, исследовавшего морскую фауну, тоже позволяют зрителю увидеть совсем другую Арктику.
- Он погружался на дно арктических морей в тяжёлом старом водолазном костюме - с металлическим шлемом, свинцовыми ботинками? - говорит Кирилл Николаевич. - Брал с собои? масляные краски, кусочки орголита (их использовали вместо палитры) и писал всех этих морских звёзд, водоросли, кораллы, морских ежей, пучеглазых рыб?
Успехи россии?ских экспедиции? подогревали возрастающий интерес и настоящую моду на Арктику. Массмаркет заполнялся открытками. Одной из самых популярных для репродукции картин стала "Судно во льдах. Яхта "Мечта" Борисова.
- Это было какое-то откровение. Картина, написанная на пленэре в 40-градусныи? мороз! Художник уехал на Новую Землю, написал эту картину где-то, где люди не бывают. Это вызывало восторг!
Анна Левандовская