Оградить современного ребенка от гаджетов не получится — бессмысленно даже пытаться. Никто же не станет асфальтированные дороги держать в тайне от детей? Смартфоны и планшеты стали такой же частью нашей реальности. По данным Института возрастной физиологии РАО, около 5% годовалых детей знакомы с электронными устройствами. А уже к первому классу их использует практически каждый ребенок. Многие родители этому активно способствуют. Детям часто включают мультики, чтобы успокоить. Дают поиграть в телефон, чтобы отвлечь.
Психологи не советуют включать мультфильмы детям младше 2-3 лет. Им же вторят ограничения Роспотребнадзора. Игры не рекомендованы до 5-летнего возраста. А большинство соцсетей принимают пользователей старше 13-14 лет, чтобы обезопасить детей от нежелательного контента.
Бесконтрольное использование гаджетов приводит к негативным последствиям:
- снижает концентрацию внимания;
- вызывает проблемы со сном;
- повышает уровень тревожности;
- затрудняет социализацию;
- ухудшает зрение;
- провоцирует боли в шее, плечах, спине.
Исследований пагубного влияния гаджетов на детей немного. Их опасно проводить: никто не будет заставлять ребенка часами сидеть за компьютерными играми и отслеживать реакции. Однако специалисты проводят сравнительные исследования. Например, ученые выявили связь между речевым развитием детей и уровнем «погруженности» родителей в гаджеты. Ребенок, чья семья сидит в телефонах более 3-х часов в день, демонстрирует более низкие речевые навыки.
Признаки зависимости
Специалисты выделяют три вида зависимости. Игровую — когда у человека появляется болезненная тяга к видеоиграм. Сетевую — когда ребенок с головой ныряет в соцсети. Серфинговую — когда пользователь часами скролит ленту, поглощает тонны информации, но не применяет ее в обычной жизни. Однако внешние признаки зависимости проявляются одинаково ⬇️⬇️⬇️
Ребенок проводит за гаджетами все свободное время и это имеет негативные последствия — ухудшается здоровье, снижается успеваемость, меняется поведение. Он становится раздражительным, вспыльчивым, рассеянным и даже агрессивным.
Ребенок не может оторваться от телефона / планшета / компьютера. Не «отлипает» от экрана, когда с ним говорят. Начинает истерить при попытке забрать устройство.
Ребенок уходит в себя, все интересы сосредоточены в телефоне. Он не общается со сверстниками, трудно идет на контакт. Ему интересно только то, что находится внутри гаджета — мультики, игры, видео.
Ребенок теряет интерес к занятиям, которые раньше любил. Перестает ходить в секции, ему не хватает терпения. Любым вариантам досуга он предпочитает взять в руки телефон.
Как бороться
Лучшее лечение — это профилактика. Если вы еще не столкнулись с проблемой зависимости, важно сразу правильно организовать пользование гаджетами:
- У ребенка должен быть свой телефон или планшет. Желательно выделить конкретное место, где есть доступ к устройству. Это поможет избежать истерик, когда родитель не дает свой смартфон по первому зову ребенка.
- Оттягивайте знакомство детей с гаджетами как можно дольше. Используйте для связи смарт-часы или «кнопочные» телефоны, которые не так увлекают ребенка. При этом дома у него может быть полноценный девайс.
- Контролируйте время. Детям 3-4 лет рекомендовано не более 30 минут за гаджетами в день. Детям 5-6 лет — до 1 часа. Детям 7-9 лет — до 1,5 часа. Детям 10-13 лет — не более 2 часов. Подросткам допустимо до 3 часов.
- Не связывайте просмотр мультфильмов с приемом пищи или другими занятиями. Не используйте смартфон в качестве похвалы и награды.
- Показывайте своим примером «здоровое» отношение к гаджетам.
Многие рекомендации ☝️ работают и в борьбе с зависимостью. Если ребенок будет видеть вокруг себя людей, которые все время сидят в телефоне, он вряд ли научится экологичному использованию гаджетов.
Также важно понимать причину, по которой зависимость сформировалась. Соцсети и игры — это источник быстрого дофамина. Они дают кратковременное чувство удовольствия, к которому хочется возвращаться снова и снова. Чтобы с этого «соскочить», важно искать более полезные источники нейромедиатора. Выработку дофамина стимулируют прогулки (особенно в солнечные дни), общение с близкими, крепкий сон, сбалансированное питание, творчество, новые занятия, физическая активность.
Полный запрет на гаджеты не поможет. Потому что без смартфонов сейчас не обойтись. Вместо жестких ограничений, специалисты советуют:
- Установить время на использование смартфона.
- Настроить родительский контроль, чтобы избежать доступа к нежелательному контенту.
- Отключить уведомления, чтобы рука реже тянулась к смартфону.
- Полностью выключать телефон или планшет, когда он не нужен (например, для учебы).
- Предлагать ребенку альтернативы — поход в кино, прогулку в парке, совместное чтение и игры.
Часто дети «сбегают» в телефон от внутренних переживаний или конфликтов с окружающими. Важно быть всегда в контакте со своим ребенком, проявлять чуткость и поддержку. Выстраивать доверительные отношения, чтобы он в любой момент мог поделиться своими чувствами. Ну и в целом, учить распознавать свои эмоции, анализировать их причины и справляться с негативом 🫶