Спецификация содержит перечень НПА,которые раскрывают отдельные аспекты тем, заявленных в Кодификаторе. Откройте Спецификацию, откройте, не ленитесь...стр.29, найдите - Краткий перечень нормативных правовых актов. Напротив некоторых НПА стоит № статьи или главы, которые надо изучить, из некоторых нужно знать только "Общие положения".
Сегодня остановимся на разделе "Человек в обществе. Духовная культура"
Код 1.10. Духовные ценности российского общества предполагает знание Указа Президента РФ от 09.11.2022 N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». (Спецификатор требует "обратить внимание"на общие положения Указа).
Какое значение придают авторы Указа защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей говорит то, что они связывают ее с делом обеспечения национальной безопасности РФ: "Основы являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ .... в части, касающейся защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Указ дает оценку ситуации, перечисляет основные угрозы и риски для традиционных ценностей и даже представляет сценарии развития ситуации.Подчеркивается, что негативный сценарий может быть реализован в случае отсутствия противодействия распространению деструктивной идеологии. Указ называет инструменты реализации гос-ной политики по сохранению традиционных ценностей, ставит цели и задачи государственной политики по их сохранению.
- дает определение традиционным ценностям как «нравственным ориентирам, формирующим мировоззрение граждан России, передаваемым от поколения к поколению, лежащим в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющим гражданское единство, нашедшим свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России».
- дается перечень ценностей: «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» (понадобится в 18.1, 20, 23, 25 заданиях). http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 - я очень бы порекомендовал познакомиться с этим документом!
____________________________________________________________________________________
Код 1.12. «Направления научно-технологического развития и научные достижения РФ» предполагает знание Указа Президента РФ «О Стратегии научно-технологического развития РФ», который утвержден 28.02. 2024 года, взамен утратившего силу аналогичного Указа от 01.12. 2016г. https://docs.cntd.ru/document/1305071057
(Спецификатор требует "обратить внимание"на I и II главы Указа).
Стратегией определяются цель, основные задачи и приоритеты научно-технологического развития РФ, устанавливаются принципы, основные направления гос-ной политики в этой области и меры по ее реализации, а также ожидаемые результаты.В Указе отмечено, что высокий темп освоения новых знаний и создания наукоемкой продукции на собственной технологической основе является ключевым фактором, определяющим конкурентоспособность нашей экономики и национальной безопасности.
I глава раскрывает смысл некоторых понятий, используемых в Указе.Например,технологический суверенитет РФ понимается как "способность государства создавать и применять наукоемкие технологии, критически важные для обеспечения независимости и конкурентоспособности, и иметь возможность на их основе организовать производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) в стратегически значимых сферах деятельности общества и государства".
II глава говорит о роли науки и технологий в обеспечении устойчивого будущего нации, в развитии России и определении ее положения в мире. Стратегия направлена на научное и технологическое обеспечение национальных приоритетов РФ. Приоритеты научно-технологического развития РФ обозначаются в Указе как «важнейшие направления научно-технологического развития государства» в рамках которых создаются технологии, наиболее эффективно отвечающие на большие вызовы и которые обеспечиваются в первоочередном порядке кадровыми, инфраструктурными, информационными, финансовыми и иными ресурсами»
В ближайшие 1О - 15 лет приоритетами научно-технологического развития РФ следует считать: (Сократим текст Указа, чтобы легче запомнить):
- переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, роботизированным системам;
- переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике;
- переход к персонализированной медицине и технологиям здоровьесбережения;
- переход к высокопродуктивному и экологически чистому сельскому хозяйству;
- противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, а также киберугрозам; - создание единых транспортных и коммуникационных систем, связывающих территорию РФ и пр.
О научных достижениях РФ, видимо сделаю отдельную статью, если нужно - поставьте лайк. ___________________________________________________________
Поискал пример задания по теме и нашел с готовым ответом в Решу ЕГЭ:
Тип 25 № 644731) Обоснуйте значимость исследований в области естественных наук для повышения качества жизни населения России. 2) Назовите трех любых российских ученых, известных своими достижениями в области естественных наук. 3) Для каждого из ученых, названных в пункте 2, назовите их вклад в науку.
1) Обоснование.Исследования в области естественных наук для повышения качества жизни населения Российской Федерации крайне важны. Наука в современном обществе играет немаловажную роль за счет быстрого распространения научного знания, формирующего мировоззрение. Именно естественные науки, изучая природный мир, способствуют формированию бережного отношения людей к окружающей среде, что приводит к ответственному отношению граждан к окружающему миру. Также изучение естественных наук помогает находить способы решения экологических проблем и изобретать технологии для борьбы с загрязнениями. Все это способствует улучшению экологической обстановки в Российской Федерации, поэтому уровень жизни населения повышается, так как комфортная и безопасная окружающая среда положительно сказывается на здоровье и продолжительности жизни. (Вполне заслуживает положенных 2 балла, только одно замечание: в конце ("поэтому уровень жизни населения повышается") надо сказать "уровень качества жизни повышается"). Эта "путаница" (если будем снисходительны), говорит проверяющему о том, что человек не понимает разницы между "уровнем" и "качеством" жизни.
2) Ученые: Павлов, Менделеев, Сахаров. (1 балл, хотя странно видеть фамилии великих людей без инициалов))Мне говорят - "да ладно, пусть хоть порог перейдут"! А потом вуз тратит практически весь первый курс на переподготовку перешедших порог или отсеивает после первой сессии.
А вот после этого я перестал доверять Решу ЕГЭ. Здесь должны быть образцы ответов, или я что-то не понимаю?
3) Примеры: 1. Павлов изучал собак и их нервную систему. Ученый открыл наличие условного рефлекса и как он вырабатывается. Это способствовало развитию изучения психики человека.
Вот тут я чуть не упал со стула))): "Павлов изучал собак"! Ну не изучал Иван Петрович собак! Он занимался изучением "физиологии пищеварения", за что получил Нобелевскую премию в 1904г., первый среди российских ученых (кстати, ее лауреатов тоже надо знать!). В принципе Павлов разработал новую науку — физиология высшей нервной деятельности, в основе которой лежит условный рефлекс как базис психики высших животных и человека. (0 баллов).
2. Менделеев изобрел таблицу Менделеева, которая и в современном мире используется в химии, способствуя развитию естественных наук.
"Менделеев изобрел таблицу Менделеева" - просто вдумайтесь в эту фразу....ну не изобретают таблиц, изобретают ... велосипед! Дмитрий Иванович создал периодическую таблицу химических элементов. Классификация элементов способствовала открытию новых элементов, что,
в свою очередь, способствовало дальнейшему развитию наук. И еще. Фраза - что таблица "и в современном мире используется", много говорит эксперту об уровне знаний пишущего. Хочется спросить: а что,таблица Менделеева может устареть? (0 баллов).
3. Физик Сахаров в 20 веке разрабатывал атомную бомбу в СССР, что вывело советскую науку на новый уровень.
«Отцом» советской атомной бомбы считают Игоря Курчатова. Испытана 29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне. Андрей Дмитриевич Сахаров разработал водородную бомбу.Испытана там же 12 августа 1953 года. (0 баллов).
Я очень расстроен(((.
Речь раскрывает человека, показывает, насколько он развит, чтобы знать, как с ним можно общаться дальше. Письменная речь раскрывает человека еще больше. Вот для чего, кроме прочего, придумано ЕГЭ.
Дети, читайте учебники Федерального перечня. Не забрасывайте другие предметы, видите, как много надо знать, чтобы сдать общество.Здесь нужен хоть какой-то уровень общей культуры. Решайте задания сборников Котовой, Лисковой - разработчиков КИМов. На 20, 24 и 25 задания советую отвечать письменно, а потом критически перечитывать то, что написали, как это сделал выше я.
Время еще есть! Удачи!
Об НПА продолжу.