Согласитесь, у нас всех особое отношение к истории. И к фильмам на историческую тему. Стоит выйти на экран какому-нибудь кино из прошлой жизни, как тут же поднимается волна народного обсуждения: и герои не те, и одеты не по погоде, и причёсаны не по уставу. Но главное – зрители начинают доискиваться до исторической правды, шуршать архивами, ссылаться на труды почтенных авторов. Давайте признаемся: славное прошлое настойчиво стучит в наши души. Поэтому любой костюмный сериал с реальными персонажами вызывает активный зрительский интерес.
Здравствуйте!
Скажу сразу: я отношусь к тем людям, которым понравился фильм «Союз спасения». Впечатление осталось надолго. Я наконец-то запомнила, кто из декабристов состоял в Южном обществе, а кто – в Северном. И знакомые со школьных лет фамилии обрели наконец лица. Да ещё такие привлекательные.
"Союз спасения": те же и Безруков
В фильме события были спрессованы плотно, на экране успело появиться множество героев. Авторы использовали титры: исторических персонажей подписывали, чтобы зрители понимали, с кем имеют дело.
В сериале от этого приёма отказались. И некоторые зрители растерялись. Исторических персонажей стало больше, На экране появились те, кого в фильме не было: цесаревич Константин, Аракчеев, Сперанский, Батеньков, Волконскийэ
"Союз спасения": от фильма до сериала
По сравнению с фильмом темп замедлился. В первых сериях мне показалось, что события слегка размазаны. Героев разбросали по разным местам, их истории перемежались подробностями, которых раньше не было. Грустная императрица, сенаторы-интриганы. Излишние подробности ослабили напряжение.
Более того – всплывшие детали показали, что у многих были личные мотивы. История декабристов не простая, и многие обстоятельства до сих пор вызывают у историков вопросы.
Так, остаётся загадочной история отречения Константина Павловича. Он не просто отказался от престола, но отстранился от всех событий. И бросил не только родных братьев. Но и друзей, соратников. Огромную империю поставил на грань. Мог выйти к войску, огласить, объяснить свой выбор. Но тогда это был бы не Константин.
"Союз спасения": голубоглазые Романовы
Выбор актёров на роли представителей императорской фамилии можно считать удачей. Александр, который на всех портретах предстаёт мягким и обходительным кавалером, приобрёл жёсткость и трудный опыт Виталия Кищенко.
Подлинно великолепен Николай в исполнении Ивана Колесникова. Статный и рослый кавалер с романовскими голубыми глазами – до 14 декабря. А потом за одну серию можно видеть, как твердеют черты лица, и из прекрасного Великого князя прорисовывается чеканный облик императора Николая I.
"Союз спасения": кавалергарды, век недолог
Хороши актёры старшего поколения. Александр Домогаров как будто создан для роли Милорадовича: когда-то блестящий кавалер, а ныне уставший, погрузневший, но не теряющий ни стати, ни отваги.
Александр Лазарев в роли Бенкендорфа. Всего несколько сцен, но как сыграно. Всего несколько секунд – когда на Сенатской площади ему палят в спину, видно, как внутренне сжимается он на мгновение – и тут же берёт себя в руки. Не съёжился, не рванул коня, не уронил достоинства, не отступил.
И декабристы остались такими же яркими. В фильме у каждого было немного экранного времени, но артисты создали узнаваемые характеры. Несгибаемый Пестель, вдохновлённый Рылеев, благородный Муравьёв-Апостол, восторженный Бестужев-Рюмин.
В сериале все они не оплошали, провели свои роли. Пестель всё так же твёрд.
Михаил Бестужев-Рюмин раскрылся как романтический красавец. Со времён выхода фильма Иван Янковский приобрёл статус звезды, и теперь ему уделили гораздо больше внимания.
Вообще это хорошая идея: брать на главные роли в костюмных фильмах популярных узнаваемых актёров. При таком обилии персонажей зритель легче запоминает, кто есть кто. Иначе трудно разобраться в блеске эполетов.
А вот главный герой кинофильма – Сергей Муравьёв-Апостол – в сериале как-то погас. Должно быть, дело в том, что партнёрша не вдохновляла. В фильме ещё как-то справлялся, а в сериале, с увеличением времени, стало очевидно: не нужна была здесь эта выдуманная девушка, которая дала возможность актрисе покрасоваться в изящных нарядах.
В главных сценах напряжение сохранилось. И мы увидели всё, о чём вроде бы знали, но не уделяли внимания. Тогда, 14 декабря 1825 и позже, во время восстания Черниговского полка, больше всего пострадали те, кем блестящие благородные офицеры пожертвовали, не раздумывая.
Простой народ. Солдаты, которые стоят под пушками. Когда выбивают из строя товарищей – они стоят. Исполняют приказ командира, держатся до конца. И – падают на снег, уходят под лёд.
Спустя двести лет мы так и не можем решить: кто был прав. Кто герой в тех событиях.