Нас в России, казалось бы, дорогами не напугаешь! Но это смотря какие дороги. В мире есть такие, которые любому человеку покажутся чудовищными. Они по-настоящему пугают. Поэтому их и называют дорогами сме*рти.
- 1. Горная Дорога сме*рти
Старая трасса из столицы Боливии Ла-Пас до города Коройко – северный Лас-Юнгас – имеет второе, более часто употребляемое имя: Эль Камино де ла Муэрте, то есть Дорога смерти. Всего 64 км асфальта, которые ведут вниз по кромке горы Альтиплано с высоты 4650 метров до высоты в 1200 метров. В 1930-х это шоссе построили во время войны парагвайские военнопленные.
Движение на Дороге смерти (в отличие от остальных боливийских трасс) разрешено в обоих направлениях, хотя дорожное полотно не шире 3-х метров и не имеет ограждения безопасности.
Чудовищный перепад высот между верхней и нижней точки Дороги Смерти заставляет путников, спускающихся по ней, переходить из высокогорной прохлады в тропическую жару. По этой же причине – крутой перепад высот – на коротком отрезке дороги очень часты дожди, туманы, обвалы и оползни. Кое-где с горы прямо на асфальт бегут водопады.
В итоге любая ошибка водителя может привести к падению в пропасть глубиной 600 метров.
Повсеместно на дороге видны памятные знаки и метки, указывающие места катастрофы, падения автомобилей и гибели людей. Ежегодно с момента открытия Дорога смерти уносила десятки жизней. 24 июля 1983 года с нее сорвался вниз автобус, погибло больше 100 человек.
Наконец, в конце 90-х, власти Боливии построили дорогу-дублер, новую и более безопасную. Но Дорогу смерти не закрыли: она стала туристической достопримечательностью. Гиды возят по ней иностранцев и организуют экстремальные велосипедные туры.
- 2. Железная Дорога Сме*рти
Железнодорожный путь длиной 415 километров (из которых 13 км - мосты) между Бангкоком (Таиланд) и Рангуном (Бирма) тоже называют Дорогой смерти, но не из-за опасности движения по нему, а потому, что его строительство стало причиной гибели нескольких тысяч человек. Может быть, более точным было бы название Дорога мер*твецов.
Вероятно, это единственная стройка в мире, признанная по суду военным преступлением.
В 1942 году императорская Япония вторглась из Таиланда в Бирму, отвоевав её у Великобритании. Для снабжения японских войск потребовалось возвести дорогу.
Когда Бирмой правили британцы, они сочли такую постройку непосильной задачей: проложить почти полтысячи километров через холмистые джунгли с большим количеством рек.
Однако самураев грандиозный замысел не смутил. Ведь они не своими руками предполагали строить. Да и платить за работу не собирались. Они использовали труд 180 тысяч азиатских каторжников и 60 тысяч военнопленных – британцев, австралийцев, голландцев, американцев и других участников антигитлеровской коалиции. Условия работы и содержания были такими, что во время строительства уме*рли около 90 тысяч азиатских каторжников и 16 тысяч военнопленных. После войны Хироси Абе — надзиратель лагеря для военнопленных - был признан лично виновным в сме*рти 3000 заключённых и приговорён к 15 годам тюрьмы.
Дорогу построили в 1943 году, но в результате военных действий она почти сразу пришла в негодность. Тем не менее, 130 км пути после войны реконструировали. Были даже планы полностью восстановить дорогу.
А пока катание по маршруту «Ад*ский путь» возле города Канчанабури к северо-западу от столицы Таиланда – там, где поезд огибает отвесные скалы и минует несколько деревянных мостов – является одним из популярных туристических развлечений.
Встречаются ли там призраки, неизвестно. В наши дни о печальных событиях на Дороге сме*рти напоминает только классический фильм «Мост через реку Квай» и несколько музеев и мемориальных клад*бищ.
- 3. Стеклянная тропа и «Райские врата»
На горе Тяньмэнь, одной из самых высоких вершин Китая (1518.6 метров над уровнем моря), в национальном парке неподалеку от города Чжанцзяцзе выстроен изумительный туристический комплекс, частью которого являются уникальная стеклянная тропа и самая длинная и высокая в мире канатная дорога. Пролеты ее достигают 500 м, а общая длина - 7455 м! Название дороги на китайском звучит весьма романтично: «Врата в небо». А вот на английском романтика уже сомнительна: название Heaven’s Gate, скорее, выдает опасливое отношение многих путешественников, которым довелось провести несколько жу*тких и захватывающих минут в кабинке, подвешенной посреди облаков на стальном тросе.
Тут многих охватывает робость. Но если найдутся такие, кого не испугает высота канатки, то уж подвесная стеклянная тропа нагонит стр*аху на кого угодно. Подвесная дорожка ведет вдоль горы прямо по краю пропасти среди причудливых реликтовых деревьев. В отдельных местах пол подвесной дорожки стеклянный. Можно увидеть облака под ногами. И вспомнить о хрупкости и бренности земного бытия.
Впрочем, ни аварий, ни катастроф на горе Небесных врат еще не случалось: все конструкции весьма надежны.
- 4. Спорная дорога
Каракорумское шоссе проложено, хоть и по земле, однако на многих своих участках погружается в облака. Эта самая высокогорная трасса в мире проходит из города Абботтабад в Пакистане в китайский город Кашгар и считается одной из самых опасных дорог планеты.
Каракорумская магистраль повторяет Великий Шелковый Путь древности. Сверху там открываются прекрасные, уникальные по красоте виды, но путешественников подстерегает множество опасностей в виде дождей, оползней, бурей, ветров, снежных заносов, завалов и горной болезни. На 20 километров дороги в среднем приходится всего 30-40 метров асфальта. Но что еще более неприятно – дорога эта пролегает между областями Джамму и Кашмир, то есть территориями, которые больше 60 лет являются причиной ожесточенных споров между Индией и Пакистаном. Область пограничных конфликтов, где, помимо суровой природы, царит власть силы и оружия – вот что такое шоссе Каракорум. Тем не менее, отчаянные велосипедисты и байкеры обожают путешествовать по нему.
- 5. Безжалостная дорога
Название этой трассы, вырубленной в скалах Тайхань китайской провинции Голиань – «Дорога, не прощающая ошибок».
Жители местной деревни построили ее в 1997 году, чтобы получить возможность добираться до «большой земли» из своих заоблачных высот.
Шоссе представляет собой 1200 метров туннеля в горе 15 футов высотой и 12 футов шириной. Имеются 30 окон, может быть, для того, чтобы клаустрофобы могли успокоить нервы, выглянув наружу и полюбовавшись на просторную бездну внизу.
Действительно, очень красиво. Местные жители преодолевают дорогу, в основном, на велосипедах. А вот автомобили не редко слетали с нее в обрыв. Ведь это дорога, не прощающая ошибок.
- 6. Дорога без страховки
Во второй половине 19-го века эту дорогу построили в Новой Зеландии, чтобы местные шахтеры получили доступ в золотоносный каньон. При этом называется дорога почему-то Дорогой капитанов - Skippers Road.
Теперь, чтобы передвигаться по ней, водители должны получить разрешение. Но большинство страховых компаний предупреждают, что покрывать убытки таких любителей риска они, в случае чего, не будут.
Тем не менее, туристы-экстремалы из лежащего поблизости города Квинстауна обожают однодневные путешествия по этой опасной дороге. Очень уж там красиво. И потом, вслушайтесь: прошел Дорогой капитанов. Без страховки. Звучит гордо!
- 7. Пустынная дорога
Люксор-Хургада – известная туристическая трасса в Египте, соединяющая зоны отдыха вдоль берега Красного моря с древним городом фараонов, Люксором. Шоссе длиной 280 км с хорошим и ровным дорожным покрытием, путь по нему отнимает всего 4-5 часов.
И все-таки на этой дороге погибло множество народу. Штука в том, что ездят тут, в основном, ночью, избегая палящего дневного зноя пустыни. Когда водители мчатся по шоссе с выключенными фарами, они нередко, не видя друг друга в столбах пыли, сталкиваются в лобовую.
Почему же они не включают фары? Дело в том, что ездить по этой дороге с включенными фарами еще опаснее. Террористы, грабители, всевозможные разбойники слетаются на этот свет подобно мотылькам. Последствия печальны. В 1997 году исла*мисты-фан*атики рас**стреляли здесь 62 германских туриста.
- 8. Чем длиннее – тем убойнее
Согласно книге рекордов Гинесса, шоссе «Панамерикан» является самой длинной автомобильной трассой в мире. Оно начинается на Аляске, в Северной Америке, а заканчивается в самых южных районах Южной Америки.
Участок дороги, проходящий через Коста-Рику – самый жуткий отрезок этой трассы.
Живописный маршрут ведет сквозь тропические леса, дикие места, почти нетронутые цивилизацией. Красиво, но ремонтные работы проводятся здесь слишком редко. Так что некоторые участки панамериканской трассы просто смывает во время сезона дождей. А после наводнений здесь в любое время года могут случиться оползни.
Так что дорога эта полна сюрпризов, но часть из них – смер*тельны.
- 9. Ледяная дорога
Канадские городки Инувик и Туктояк расположены на самом севере Канады. Они так удалены от «большой земли», что никаких дорог, кроме зимника по льду реки Маккензи в тамошних местах не существует.
Каждую зиму дорожные службы проводят замеры толщины льда и разрешают или запрещают открывать движение. Они же чистят дорогу и спасают несчастных, угодивших в метель - бури в этом регионе Канады коварны, налетают всегда внезапно.
Так же существует постоянная опасность нарваться не трещину во льду или попасть в снежный занос. Канадцы и американцы считают Ледяную дорогу Туктояк экстремальной. А вот у нас в России зимники – дело привычное, чуть ли не в каждой деревне используются.
- 10. Скот*ская дорога
Каннингский скотоперегонный путь(Canning Stock Route) в Австралии - и в самом деле бывший маршрут, по которому гоняли стада первые белые поселенцы.
Это одна из самый удаленных от цивилизации дорог в мире. Пройти по ней не просто, ведь она пересекает 1850 км абсолютно безлюдной пустыни. Чтобы преодолеть эту дорогу, понадобится не меньше месяца времени, технически безупречный автомобиль, запчасти и умение чинить любые поломки своими руками, солидные запасы воды, провизии и топлива. Хотя кое-что можно и прикупить у аборигенов, одна или две общины все же обитают в этой дикой местности.
Только нет гарантии, что у них отыщется именно то, что вам нужно. Или что никто из них не окажется лю*до*едом.
- 11. Дорога Троллей
Норвежскую горную трассу начали строить в конце 19 века, но закончили только в 1936 году.
Это самая сказочная дорога в мире, так как она ведет путников по горе «Колпак Тролля», через местечки «Хижина Тролля» и «Церковь Тролля».
На извилистой дороге 11 петель, ширина дорожного полотна не превышает 3 метров. Автомобили ездят по этому пути только весной и летом. В остальное время года - слишком опасно.
Чтобы преодолеть эту непростую дорогу, приезжие туристы часто нанимают водителей из числа местных: они во всех этих троллях, поди, лучше разбираются.
- 12. Увертливая дорога
Когда-то давно эта местность была границей между Италией и Австро-Венгрией. Как говорится, и вашим, и нашим. Может быть, поэтому дорога через перевал Прато в здешних горах получилась столь… увертливой.
Поездка по ней способна изрядно потрепать нервы, особенно если наверху въехать в облако, а чуть ниже попасть под ледяной дождь. Не напрасно эту капризную дорогу назвали Stelvio Pass – «Королева Зигзагов».
Ездить по ней на автомобилях можно с июня по сентябрь. Зимой это - трасса для санного спорта. Опять: и нашим, и вашим, два в одном. Но кое в чем уже есть определенность: дорога признана территорией Италии.
- 13. Дорога в никуда
Американскую автотрассу в штате Нью-Мексико, недалеко от Альбукерке местные жители называют «дорогой в никуда». Она ведёт к горному массиву Сан-Матео и там заканчивается. Туристы любили ездить по ней, чтобы полюбоваться видами. Однако, начиная с 2000 года, на этой дороге бесследно исчезли 17 человек. И это только подтвержденные официальные данные.
На дороге нет поворотов и ответвлений и, по идее, деться с нее никуда. Тем не менее дорога словно проглатывает неосторожных водителей, а иногда целые семьи. Люди будто растворяются в воздухе. Полиция штата и управление по туризму не так давно официально признали существование загадки этого сухопутного Бермудского треугольника. Раскрыть секрет Дороги в никуда пытались и государственные служащие, и частные энтузиасты, и разного рода экстрасенсы. Но до сей поры это так никому и не удалось.
© Мария Артемьева