Гражданская война в Нигерии идёт то ли с 2009-го, то ли в 2002-го – смотря как считать. Последние новости из самой многолюдной африканской страны не обнадёживают: 5 марта террористы «Боко Харам» атаковали деревню в штате Борно, сожгли дома и похитили около 200 мужчин и женщин. На следующий день более 100 нигерийских школьников были похищены в городе Курига. За последние 10 лет в этом штате убиты тысячи людей и сожжены сотни деревень, а число беженцев достигло 1,4 миллиона, или 1/4 всего населения.
В Нигерии и во всём мире все нападения на города и деревни, убийства, сожжение церквей и захваты в рабство приписываются «Боко харам» («Западное образование греховно»). Относительно штата Борно, расположенного на северо-востоке страны, близ границ Чада и Камеруна – это, возможно, правильно.
В феврале 2024 г., за неделю до нападения, губернатор штата Бабагана Умара Зулум похвастался, что 95% боевиков «Боко харам» (БХ) убиты, либо сдались нигерийским войскам. Оказалось, что либо губернатор ошибся, либо в Борно свирепствует какая-то другая сила.
В Борно живёт большая часть нигерийских канури – исповедующих ислам земледельцев и полукочевников.
Демографический взрыв и наступление пустыни выгнали большинство канури в города, где не было работы, и сделало их восприимчивыми к радикально-исламистской пропаганде. «Боко харам» было создано в 2002 г. Его первым военным лидером стал Абубакар Шекау – этнический канури, считавший себя богословом. Группировка начала войну с властями, христианами и «неправильными» мусульманами, к которым она относила всех, кто не является её членом или сочувствующим. «Неверными» и «отступниками» БХ считала, например, тех, кто считал Землю круглой, и верил, что она вращается вокруг Солнца. За два десятилетия «джихада» «Боко харам» сожгла сотни деревень и штурмовала многие города, включая неформальную столицу Севера Майдугури.
БХ долгое время было этнической организацией канури. Малоэффективные и жестокие попытки властей Нигерии разгромить БХ часто выражались в преследовании канури по этническому признаку, что усиливало приток молодёжи в состав боевых отрядов БХ.
К БХ с самого начала примыкали отдельные не-канури – хауса, самого многочисленного мусульманского народа Нигерии, и фулани (или фульбе) – воинственные кочевники с давней традицией ведения джихада.
На рубеже XVIII - XIX вв. фулани, воинственные мусульмане-скотоводы, начали джихад против земледельцев (как язычников, так и единоверцев, но земледельцев хауса). Около 1802 г. шейх фулани Осман дан Фодио был провозглашён халифом (повелителем правоверных всего мира), и объявил джихад, завоевав север нынешней Нигерии и создав там т.н. «халифат Сокото», основанный на принципах раннего ислама (точнее, на том, как он понимал эти принципы).
Особенностью этого «халифата» (разумеется, не признанного таковым ни исламскими авторитетами, но другими мусульманскими сообществами мира) был его откровенно хищнический характер: фулани грабили, эксплуатировали и обращали в рабов не только «неверных», но и «неправильных» мусульман, к которым они относили прежде всего хауса и другие мусульманские народы.
В конце XIX в. «халифат» столкнулся с английскими колонизаторами, которые его разгромили и включили территорию в состав колонии «Нигерия». В составе колонии воинственные фулани потеряли возможность грабить соседей и заниматься работорговлей, но сохранили скотоводство как основу экономики, социальную структуру, приверженность исламу в весьма нетрадиционной агрессивной форме – и крепкую память о «великих свершениях» времён Османа дан Фодио.
В независимой Нигерии малообразованные фулани не были включены в высшие слои государства, и оказались на вторых и третьих ролях. Но их природная воинственность, усугубляемая демографическим взрывом, рано или поздно должна была прорваться.
В 1980 г. радикальная секта во главе с неким Мохаммедом Марвой подняла восстание в Кано – городе со смешанным в религиозном плане населением, убив несколько тысяч человек. Марва погиб, восстание было подавлено, но ещё несколько лет в разных частях Северной Нигерии вспыхивали беспорядки, организованные остатками секты.
В 1980-е гг. «на помощь» исламским фундаменталистам в Сахеле – саваннах, примыкающих к пустыне Сахара с юга, простирающихся от Атлантики до Красного миря в Судане, пришла сама природа. Сахара начала расширяться на юг, Сахель последовал за ней (сухие саванны наступали на влажные тропики). Соответственно, пустынные народы, прежде всего туареги, занимали места, ранее принадлежавшие полукочевникам- фулани, а те (и примкнувшие к ним менее многочисленные канури) устремились ещё южнее, тесня земледельцев, как мусульман-хауса, так и христианские народы, и язычников.
В 1999 г., пытаясь смягчить межрелигиозные отношения, федеральное правительство Нигерии разрешило ввести в районах с мусульманским большинством законы шариата. Это было роковой ошибкой: христиане, жившие на Севере (а их там немало), отказывались подчиняться новым законам, и их стали принуждать силой. Начались вооружённые столкновения, порождая хаос и анархию. В этих условиях фулани и канури создали банды, грабившие и изгонявшие «неверных», превращая их пашни в пастбища. А в 2002 г. часть этих банд составила костяк БХ.
Хотя БХ прикрывалась исламскими лозунгами, её террор носил тотальный и бессистемный характер; в безопасности чувствовали себя только канури. Поэтому фулани с их крайне высокой самооценкой, хотя и вливались в ряды БХ, чувствовали себя неуютно среди «дикарей»-канури. А многочисленные банды, созданные фулани для грабежа земледельцев, действовали самостоятельно, и не спешили влиться в организацию.
БХ совершало набеги далеко за пределы этнической территории канури, закрепиться там ей не удалось. В 2015 г. БХ присягнуло Исламскому государству*, однако оно осталось, по сути, племенным ополчением канури, а её целью – не установление радикального ислама, а грабёж и подчинение «неверных» и вообще всех не-канури.
Поэтому в 2019 г. от БХ откололось Исламское государство в провинции Западная Африка (ISWAP), в которую вошли фулани и обнищавшие хауса (один из крупнейших народов Нигерии). Они похожи на единомышленников в других частях света: создают местные управленческие структуры, системы налогов и образования, а этнические проблемы для них, сторонников интегрального ислама, не имеют большого значения. Они также крайне жестоки, но им претит неизбирательное, дикарское зверство БХ.
Между двумя группировками началась вооружённая борьба, в которой ISWAP оказался сильнее: его поддерживают гораздо более многочисленные фулани. В апреле 2021 г. отряды ISWAP взяли штурмом базу нигерийской армии в окрестностях города Майнока, где захватили множество военной техники, включая танки. А БХ слабел под ударами правительственной армии, союзных контингентов из Чада, Нигера и Камеруна, ISWAP и местных проправительственных ополчений. В мае 2021 г. лидер БХ с группой сторонников был окружён боевиками ISWAP и застрелился, не желая сдаваться. В феврале-марте 2023 г. вблизи озера Чад и леса Самбиса (труднопроходимый район в штате Борно) развернулась настоящая война между ISWAP и БХ. Последнее потерпело поражение. Взаимное ожесточение было столь велико, что боевики ISWAP убивали всех пленных. Остатки БХ сдались правительственной армии.
В настоящее время отряды БХ базируются на этнических территориях канури (в основном в соседнем Камеруне), и периодически совершают оттуда рейды. На остальной территории Северной Нигерии орудуют отряды ISWAP, а также не подчиняющиеся никому вооружённые банды грабителей, преимущественно из числа фулани.
Поэтому, возможно, губернатор Борно говорил правду насчёт 95% уничтоженных и сдавших боевиков БХ. И террор в этом штате ведут отряды ISWAP (для них грабить и убивать канури – геройство), и «независимые» бродячие отряды фулани.
Если деятельность БХ была ограничена северо-востоком Нигерии, то ISWAP и самостоятельные отряды фулани, большинство из которых, для запугивания населения, объявляет о членстве в ISWAP, орудуют по всему северу страны, угрожая центральным штатам и проникают далеко на юг, где живут христианские и языческие народы.
Юго-Запад Нигерии, где живёт народ йоруба, часть которого исповедует христианство, часть – ислам, но большинство остаётся верным традиционным культам, всё чаще подвергает набегам фулани. Не имея сил справиться с набегами, нигерийская армия в последнее время пытается договориться с лидером йоруба Сандей Игбохо о сотрудничестве с отрядами самообороны йоруба. Эти отряды воюют с налётчиками самостоятельно, что приводит к конфликтам с армией.
Игбохо заявил, что жители Юго-Запада должны объединиться для создания региональных сил безопасности, которые защитят их от непрекращающихся нападений пастухов фулани на их сельскохозяйственные угодья, добавив, что его стремление к созданию нации йоруба будет осуществляться на законных основаниях.
Но пока правительство договаривается с лидерами этнических организаций, федеральные власти - с штатами, штаты – с муниципальными властями, а те – с сельской самообороной, гражданская война продолжается.
К настоящему времени она превратилась из восстания БХ - радикально-исламистского движения народа канури, в традиционный джихад фулани. Который на периферии осложняется и остаточным сопротивлением БХ, и действиями сепаратистов из числа христианских и языческих народов юга страны.
Таким образом, история населяющих Нигерию народов за два века совершила полный круг, и вернулась в ту же точку, откуда самозваный «халиф» фулани Осман дан Фодио объявил джихад «неверным» и «неправильным» мусульманам, а его конные отряды начали покорять, грабить и захватывать в рабство представителей других народов. Отряды, терроризирующие современные нигерийские деревни, отличаются от тех, кто жёг и убивал в 1800-30-х гг. только техническим оснащением: джипы Toyota вместо коней и АК-47 вместо сабель. Хотя и конями, и саблями современные джихадисты тоже не брезгуют.
Можно сказать, в Нигерии восстание БХ стало запалом, сдетонировавшим в виде массового вооружённого движения фулани. Что гораздо опаснее для Нигерии, чем страшная, кровавая, но всё же локальная война БХ.