Найти тему
Around Art

БАЛАГАН ПАЛЬТО в Elohovskiy Gallery: метаморфозы из-под полы

Текст: Галина Мумрикова

Я честно признаюсь, что концептуалистов не любила никогда. Сначала сторонилась их от непонимания, а потом, видимо, не на тех нападала. Впрочем, концептуальное и современное – одного поля ягоды. Но с терминами пусть крутые искусствоведы разбираются. Что же касается идеи, концепта, как такового, то за него можно принять что угодно – любую букашку, любое явление – смотря как преподнести. А вот последнее получается у немногих. Они-то, немногие, и остаются, на них буквально «западают».

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

На Балаган с пальтишками от Петрелли я «запала» не глядя. Любопытство заело, знакомые имена, новое пространство…

… И не пожалела. Давно, прямо скажем, не получала такого драйва.

Начнем с того, что все выставочное пространство представляет собой некую большую довольно безалаберную квартиру, в которой уживаются люди самые разные и куда вы спускаетесь, как в преисподнюю, по красной лестнице. Ну, а дальше, как захотите: можно пойти с в гостиную, а можно сразу на кухню. Или в примерочную присмотреть пальтишко. Можно пошуровать через стекло в архивах.

В каждой комнате свои атрибуты, свой дизайн, своя атмосфера. И… реально немного балагана. То есть театра. Да что говорить, сам Александр Петрелли в своим пальто на каждом культурном мероприятии – уже спектакль. Уже и юбилейная выставка галереи «Пальто» прошла в Cube два года назад (время летит). В гостиной (кстати, господа, кто писал красного цвета релизик-путеводитель – слово «гостиНая» пишется с одной буквой «н» - 5 класс, вторая четверть) можно присесть на диванчик, посмотреть кино про художников и отдохнуть.

Сделать выставку с известной долей юмора с одной стороны просто – они все, концептуалисты, юморят, а с другой – есть опасность пуститься во все тяжкие, переборщить, переиграть.

Валерий Чтак.
Валерий Чтак.
Маленькие работы Валерия Чтак
Маленькие работы Валерия Чтак
Архив из Третьяковки
Архив из Третьяковки
Айдан Салахова
Айдан Салахова
Анатолий Осмоловский
Анатолий Осмоловский

Первое впечатление – через стенку-стекло смотрел на нас очаровательный котик Валеры Чтак. Grozis. Красота, да и только. А дальше мы ходили как-то хаотично, кругами, все время возвращаясь на исходный рубеж и изредка почитывая красный листочек-путеводитель. Можно пройти мимо Айдан Салаховой, лишь зафиксировав: да, это она. И мимо деревянных работ классика концептуализма Анатолия Осмоловского тоже можно пройти, не останавливаясь: да, это он.

Андрей Ройтер
Андрей Ройтер
Андрей Ройтер
Андрей Ройтер

Вот Андрей Ройтер, один из авторов «Детского сада» с 17 лет выставлялся в Горкоме графиков. Да, он уже и не наш практически, курсируя между Голландией, где началась его стремительная карьера, и Америкой, но если вдуматься, то пусть не наш в географическом плане, а в Архитектурном институте учился-таки в Москве.

Аркадий Насонов
Аркадий Насонов
Аркадий Насонов
Аркадий Насонов

Вот уж кого я вообще раньше не воспринимала, так это Аркадия Насонова с его бурной биографией и участием в разных группах, но наткнувшись однажды на его откровения какому-то интернет-изданию, прониклась к нему симпатией и даже поизучала психоделический реализм, представителем которого он числится. Но главное – я теперь узнАю его сразу, с первого взгляда.

Гоша Острецов
Гоша Острецов

Вообще все концептуалисты, которые начали свой так называемый творческий путь еще в 1980-е, большие любители создавать какие-то группировки и практически все «многостаночники», работая в самых разных жанрах одновременно – в живописи, графике, фотографии, перформансах, инсталляциях. Они не боялись и не боятся экспериментировать, соединять, казалось бы, несоединимое, участвуют в любых арт-тусовках, где можно показать свои работы, уезжают и возвращаются обратно, а их идеи и проекты порой просто бегут впереди телеги. Поди успей! Вот попробуйте не узнать at a glance любой комикс Гоши Острецова!

Дмитрий Гутов
Дмитрий Гутов

Многие подписывают свои работы самым оригинальнейшим образом. Даже теоретик искусства и его популяризатор, а также создатель «Института Лифшица» Дмитрий Гутов пишет нечто нейтральное, может, даже банальное. Или, напротив, назидательно-ироничное. «Искусство выживать». Поди ж ты. И ножички. Ножички-то мы «скушаем», а вот как выживать после этого? Вопрос.

Владимир Дубосарский
Владимир Дубосарский
Владимир Дубосарский
Владимир Дубосарский
Сергей Шеховцов
Сергей Шеховцов
Сергей Шеховцов
Сергей Шеховцов
Егор Плотников
Егор Плотников
Егор Плотников
Егор Плотников

Конечно, про арт-дуэт Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, который длился двадцать лет, известно всем. А расклад такой. Дубосарский закончил Суриковский в 1991-м. Сергей Шеховцов из Ростовского училища им.М.Б.Грекова попал в Суриковский в мастерскую Николая Андронова и окончил в 1996-м. Егор Плотников учился в Суриковском позже у Павла Никонова, впитав в себя его суровый стиль. Но я сейчас о другом. О том, как они рисуют. О школе. Вольно ж им всем не экспериментировать, если у них есть эта самая школа. А еще из сквота на Бауманской в конце 1990-х получались потом совместные выставки в России и за рубежом (Дубосарский-Кошляков. Кошляков-Шеховцов). Тут такие переплетения, что голова закружится.

Олег Петренко
Олег Петренко
Олег Петренко
Олег Петренко

По возрасту да и по школе Олег Петренко стоит вообще особняком от «Суриковского конгломерата». Он – профессор Академии Штиглица. Преподает рисунок больше тридцати лет.

Еликука
Еликука
Еликука
Еликука

Если художники группы Еликука (Олег Елисеев и Женя Куковеров) реально исследуют «формы глупости и нахальства в художественной среде», то что ж – это им удается. Молодежь сегодня такая падкая на глупости. Впрочем, на глупости попалась и Третьяковская галерея, поскольку работы Еликука есть в коллекции Третьяковки.

Дмитрий Грин
Дмитрий Грин

Работы Дмитрия Грина я видела в Гуслице в рамках параллельной программы Московской Биеннале современного искусства больше десяти лет назад, потом на Арт Москве в 2022-м. Наверное, пора изобрести что-нибудь новенькое, потому что tape-art уже как бы и поднадоел.

Паруйр Давтян
Паруйр Давтян
Паруйр Давтян
Паруйр Давтян

Вот уж кто не надоест, так это Паруйр Давтян. Правда, когда я начиталась, что про него пишут умные критики… ужас какой-то! Он реально с мощным невероятным потенциалом, как сказала Ольга Свиблова. Он выдумщик не ради выдумки, он выдумщик-аналитик, который не будет муссировать первую попавшуюся мысль. Ведь переосмысление – процесс. А последний требует времени. В противном случае может получиться просто игра в термины.

Дарья Коновалова-Инфанте
Дарья Коновалова-Инфанте
Дарья Коновалова-Инфанте
Дарья Коновалова-Инфанте

Дарья Коновалова-Инфанте, у которой все в роду живописцы, фотографы, режиссеры, актеры, окончив и лицей при РАХ, и курсы керамики в Строгановке, выбрала в качестве темы что ли обыкновенную тень, игру с тенью, - одним словом, тень во всех ее ипостасях. Два года назад я видела ее серию «Тайная жизнь вещей» в Граунд Солянке. Там такие тени реально неожиданные, какие-то превращения, которые привидеться могут только художнику, ее личные силуэты, ее личная ирония.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции
Из чемодана
Из чемодана
Фрагмент
Фрагмент
Такой симпатичный Юрюзань
Такой симпатичный Юрюзань

Такая вот выставка, как говорится, из-под полы, с подкладки. Пальто в результате увеличилось до огромных размеров, заполонив собой все пространство, а вот сами картинки остались маленькими. Почти все они маленькие, которые прикалывали к поверхности. На первый взгляд, прикалывали хаотично. Ан нет, хаоса нет. И даже на холодильнике Юрюзань (господи, откуда они его добыли) узнаваемые кисточки Ульяны Подкорытовой смотрятся довольно импозантно. Вообще хорошо, когда узнаешь кого-то. А еще лучше, когда кого-то заново открываешь.

Впрочем, я не знаю, что лучше. В этом бывшем купеческом доме мы все гости, которым надо вовремя уйти. Уйти, чтобы остаться поклонником еще одного арт-места. Тогда остаемся!

Участники проекта:

Архив музея «Гараж»

«Государственная Третьяковская галерея»

Выставка продлится до 1 апреля

#выставки#изобразительное искусство#балаган пальто#Elohovskiy gallery#галерея Пальто#концептуальное искусство