ПОБЕДА НАД СТРАДАНИЯМИ С ПОМОЩЬЮ СВЯТОГО ДУХА
Если бы не существовало греха, наш Небесный Отец нашел бы другие средства, чтобы развить в нас добродетели и научить нас благодатям кротости, смирения, терпения и долготерпения, которые так украшают христианский характер. Но поскольку в мире присутствует грех с его противоречиями и ложью, его тьмой, его войнами, жестокостью и несправедливостью, производящими боль и печаль, Бог в чудесной мудрости и любящей доброте превращает даже их в инструменты, с помощью которых в нас формируются добродетели. Буря сменяет солнце, а тьма — свет; боль следует за удовольствием, а печаль выглядывает из-за плеча радости; счастье и горе, отдых и труд, мир и война, бесконечно переплетаясь, следуют друг за другом в непрерывной последовательности в этом мире. Мы не можем избежать страданий, находясь в теле. Но мы можем принять их с верой, которая лишает страдания ужаса и извлекает из них величайшее благословение; из кремнистой скалы польется живая вода, и труп льва даст сладчайший мед.
Это происходит даже тогда, когда страдание является результатом нашей собственной глупости или греха. Оно является не только наказанием, но и учителем, исправлением, предостережением; и это, несомненно, принесет пользу, если вместо того, чтобы роптать и тщетно сожалеть о прошлом, мы будем постоянно смотреть на Иисуса и усваивать урок терпения и благодарности.
Представь, что солнце светит каждый день
И человек ежеминутно счастлив.
Признайся, что нужна ему и тень.
Поэтому приходит дождь ненастный.
Представь, что музыкой наполнен целый мир
И хочется тогда уединиться,
Оставить всех, быстрей закрыть клавир
И тишиною насладиться.
Представь, что люди веселятся день и ночь.
Поют, кричат, один другому вторя.
Кто с утешением душе спешит помочь?
Она его найдет в объятьях горя.
Несомненно, все наши страдания являются результатом греха, но не обязательно нашего собственного греха. Иисус был безгрешным, но Он также был и главным из страдальцев. Великие и пожизненные страдания Павла обрушились на него не из-за его грехов, а потому, что он оставил грех, последовал за Иисусом в мире греха и искал спасения своих собратьев. На этом пути нет спасения от страданий, хотя есть скрытые и неизреченные утешения. «В мире будете иметь скорбь», — сказал Иисус (Иоанна 16:33). «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы», — писал Павел (2 Тимофею 3:12).
Рано или поздно страдания в той или иной форме приходят к каждому из нас. Это может произойти из-за подорванного здоровья или боли и усталости тела; или через душевные муки, моральные страдания, духовную тьму и неуверенность. Это может произойти из-за потери близких, из-за предательства со стороны надежных друзей; или из-за отложенных или разрушенных надежд, или подлой неблагодарности; или, возможно, в безответном труде, жертвах и нереализованных амбициях. Ничто так ясно не отличает человека, наполненного Духом, от остальных, как его способность принимать страдания.
Тот, у кого торжествующая вера, сияющее лицо и сильное сердце, славится в скорби и считает все это радостью. К таким людям принадлежат апостолы, которые, несмотря на угрозы и побои, «пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие» (Деяния 4:1). Один с сомнениями и страхами, ропщет и жалуется, добавляет к другим своим страданиям бунтующее сердце и недовольный ум, видит вооруженное войско врага и несметные бедствия и опасности; а другой видит, как Ангел Господень несет помощь и безопасность (Псалом 33:8).
Мой знакомый евангелист рассказал историю, иллюстрирующую это. Будучи пастором, однажды утром он пошел навестить двух сестер, которые сильно страдали. Они были примерно одного возраста и уже давно исповедовали христианство и были членами церкви. Он спросил одну: «Как твои дела сегодня утром?» «Ой, я не спала всю ночь, — ответила она. — Я очень больна. Здесь так тяжело лежать. Я не понимаю, почему Бог так поступает со мной». Очевидно, она не исполнилась Духа, но спорила с Господом о своих страданиях и не хотела утешаться.
Оставив ее, он немедленно обратился к другой сестре и спросил: «Как ты сегодня?» «О, у меня была такая ночь страданий!» — ответила она. Затем на ее измученном лице появилось прекрасное сияние, и она добавила: «Но Иисус был так близко и так помог мне, что я могла бы страдать и больше, если бы мой Отец счел это необходимым». Она продолжала говорить с такой радостью и триумфом, что комната больных превратилась в зал славы. В ее сердце не было недостатка утешения, ибо Сам Утешитель, Святой Дух, был приглашен и присутствовал там. У одной был Утешитель во всей полноте, у другой — нет.
Вероятно, ни один человек никогда не страдал больше, чем Павел, но с солдатской стойкостью он нес свое тяжелое бремя, сталкивался с постоянным нелегким трудом, переносил тяжелые испытания, разочарования и горькие преследования со стороны жестоких и беспощадных врагов; он стоял неподвижно среди кораблекрушений, ударов и тюрем, холода, голода и бездомности, не причитая, что могло бы означать ропот, уныние или призыв к жалости. На самом деле, он вышел за рамки простой безропотной стойкости и говорил: «Хвалимся и скорбями» (Римлянам 5:3); «Преизобилую радостью, при всей скорби нашей» (2 Коринфянам 7:4); «Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Коринфянам 12:10). После ужасного бичевания по голой спине его бросили в отвратительную внутреннюю темницу, закрепив ноги в колодках, и назавтра его, вероятно, ждали еще худшие вещи. Тем не менее, мы видим его и Силу, его товарища по страданиям, в полночь молящихся и воспевающих Богу (Деяния 16:25). В чем его секрет? Послушайте его слова: «Потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Римлянам 5:5). Его молитва о братьях в Ефесе получила ответ в его собственном сердце: «Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Ефесянам 3:16-17). И эта внутренняя сила и сознание, через веру в Христа, живущего в нем, позволили ему принять страдания и испытания не стоически, как краснокожему индейцу, и не весело, в духе бравады, а с радостью и благодарным сердцем.
Арнольд Регби написал о своей самой дорогой и благословенной сестре слова, которые иллюстрируют ее непоколебимость, текущую из неиссякаемых источников внутренней радости и силы, благодаря работе Святого Духа. Вот его слова:
«Я никогда не видел более совершенного примера духа и силы любви и здравого смысла. Ее жизнь представляла собой ежедневное мученичество длиною в двадцать лет, в течение которых она придерживалась своего рано сформировавшегося решения никогда не говорить о себе; она заботилась о булавках и лентах для платьев моей жены, о пошиве кукольных чепчиков для нашей дочери, но о себе самой — разве что о том, как она возрастает во всей доброте, совершенно инстинктивно, наслаждаясь всем милым, изящным, прекрасным, благородным, будь то в делах Божьих или человеческих, с величайшим удовольствием; унаследовав землю до самой полноты обетования, хотя она никогда не покидала своей кровати и не меняла позы своей; и в долине смертной тени она была свободна от всякого страха или нетерпения и от всякого признака слабости, которое могло бы запятнать красоту дела Христа и Духа».
Не гипнотизируя душу и не благословляя ее на состояние экстатического бесчувствия, Господь дает возможность человеку, наполненному Духом, торжествовать над страданиями. Скорее всего, душе даруется теплая, постоянная и непоколебимая уверенность через веру. Во-первых, веру в то, что человек свободно и полностью принят Христом. Во-вторых, что какое бы страдание ни приходило, оно измеряется, взвешивается и допускается бесконечно нежной любовью и направляется мудростью, которая не может ошибаться. В-третьих, веру в то, что, как ни трудно сейчас объяснить настоящее страдание, оно, тем не менее, есть одно из «всего» того, что «любящим Бога содействует ко благу» (Римлянам 8:28), и что это «кратковременное» страдание не только будет поглощено неизреченным блаженством и славой, но и каким-то образом действительно «производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Коринфянам 4: 17). В-четвертых, веру в то, что хотя печь и раскалена в семь раз сильнее, чем обычно, тем не менее с нами в огне ходит Тот, Чей вид «подобен сыну Божию» (Даниил 3:25); хотя торжествующие враги ввергли нас в львиный ров, но ангел Господень прибыл первым и сомкнул пасть львов; хотя враги, возможно, подготовили против нас острое оружие, но они не могут преуспеть, потому что Его «щит и ограждение» защищают нас; хотя все вокруг могут быть потеряны, но «Ты пребудешь»; и хотя «изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог — твердыня сердца моего и часть моя вовек» (Псалом 72:26).
Не все дорогие дети Божьи таким образом побеждают свои трудности и страдания, но это Божий стандарт, и они могут достичь его, если верой откроют свои сердца и «исполнятся Духом».
Вот свидетельство офицера Армии Спасения:
Если смотреть со стороны, моя жизнь как грешника была легкой и безмятежной, чему большинство моих друзей завидовало; в то время как эти же самые друзья считали мою христианскую жизнь полной забот, тяжелого труда, невзгод и огромных потерь. Однако это был лишь взгляд со стороны, а действительное положение дел было прямо противоположным тому, что они предполагали. Ибо в поисках удовольствий, праздности и свободы от ответственности отдельно от Бога я носил неизмеримое бремя страха, беспокойства и постоянно возвращающегося разочарования; пустяки тяготили меня, и мысль о смерти преследовала меня смутными ужасами.
Но когда я полностью отдал себя Богу и моей участью стали тяжелый труд, ответственность, сравнительная бедность и жертвенность, я, однако, перестал страдать, какой бы сильной ни была буря, разразившаяся над моей головой, и все это, благодаря присутствию Бога. Я стал не столько нечувствителен к неприятностям, сколько начал сильнее ощущать Его присутствие и любовь; а худших испытаний я не испытывал уже более двадцати двух лет. Что же касается смерти, то она кажется мне лишь дверью в более изобильную жизнь, и я могу переделать старый немецкий гимн и петь от радости:
О, как мое сердце от счастья танцует:
Час смерти грядет и душа вся ликует!
Тогда окажусь я с Тобой!
Мой Господь, лишь с Тобой!
Это триумф веры над худшим, что мир может предложить, благодаря благословенной полноте внутреннего Утешителя. Да будет превознесенно Его имя!
Радость заблудших и свет обреченным,
Верным защита, надежда в плену,
Глас Утешителя всем угнетенным:
Горе проходит в небесном дому.