Найти в Дзене

Жанры компьютерных игр

Оглавление
От этой темы можно застрелиться
От этой темы можно застрелиться

Добрейшего времени, лисята! Вещает лисий информатор, ваш покорный слуга – ohitokitsune. В предыдущей статье я разбирала историю возникновения компьютерных игр, но что там по категориям и жанрам... На заре возникновения компьютерные игры разнообразием жанров похвастаться не могли, так как те на тот момент только начинали зарождаться. Да что уж, даже сейчас нет чёткого списка жанров, так как в играх могут комбинировать различные механики из других жанров и создавать тем самым новый. Тем не менее за время существования индустрии компьютерных развлечений их накопилось немало, а значит нам есть о чём поговорить. Сегодня рассмотрим на какие жанры на данный момент подразделяют игры и какие отличительные особенности имеют относительно других жанров. Что ж, начнём!

MMORPG

Это массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра. Отличительной чертой данного жанра является кастомизация персонажа, которого игрок возьмёт под управление, и проведение различных манипуляций в открытом мире. Данный жанр даёт возможность поднимать уровень персонажа, находить различные предметы (броню, оружие, артефакты), усиливающие его боевую мощь, вступать в бой с различными противниками и игроками, проходить основные и побочные сюжетные квесты (задания), а самое главное, всё это будет происходить на большом открытом пространстве среди тысячи прочих игроков из разных точек планеты, с которыми можно выполнять вместе все вышеперечисленные действия.

MOBA

Многопользовательская боевая арена. Главной целью выступает защита своей базы и уничтожение вражеской. На карте также обычно находятся всякого рода усиления, которые могут дать преимущество как вашей команде, так и вражеской. Помимо игроков по карте от вашей базы до вражеской будут проходить боты (персонажи под управлением искусственного интеллекта), которые отвлекут атаки вражеских построек на себя, а также будут атаковать вражескую команду и их ботов.

Королевская битва (Battle Royale)

Жанр выделяет массовость, ограниченная территория, одна попытка на матч и стремление выжить. Как правило в играх подобного жанра огромный онлайн, где среди множества игроков нужно остаться единственным выжившим (либо победить командой). Игрокам необходимо не только выжить в суровых условиях без оружия, которое нужно находить уже во время матча на локации, и не умереть от рук противников, но и всегда оставаться в так называемой зоне, которая с течением времени сокращается всё больше и больше, тем самым сталкивая игроков друг с другом.

RPG

Role Playing Game или Ролевая игра представляет из себя категорию игр, в которой вы примеряете на себя роль персонажа (или персонажей) и проходите сюжетные квесты (задания), прокачиваете (усиливаете) своего персонажа и в целом исследуете предоставленные в ваше пользование локации (территории).

Стратегии

Можно сказать, что это один из общих жанров, от которого идут некоторые другие (тот же Tower Defense). В основе геймплея лежит распределение ресурсов и сил ради достижения определённой цели, а также продумывание различных вариантов исходов событий на несколько шагов вперёд. По сути жанр стратегии берёт начало ещё с 19 века (а то и ещё раньше), когда полководцы и правители тренировали свои навыки ведения боя за стратегическими играми. Сам по себе жанр довольно обширный, и какие-то отклики от него можно найти в огромном количестве игр, у которых жанр «стратегия» даже не указан. Таким образом к данному жанру можно приписать любой шутер, так как игроку необходимо понимать, сколько у него противников, какое оружие, сколько патронов, как громко, далеко и насколько сильно оно стреляет, какое может быть оружие у противников, куда они могут пойти и многие другие аспекты. То же самое можно сказать и про MMORPG, где необходимо разобраться в скиллах (навыках) выбранного игроком класса, оружии и снаряжении, которые игрок получил или сможет получить в будущем, как распределить ресурсы на прокачку (усиление), чтобы победить босса, необходимо изучить его атаки, поведение и стадии.

Tower Defense

Данный жанр предполагает стратегическое распределение сил на ограниченном поле, ради защиты ценного объекта от волн врагов. Объектом защиты может выступать всё, что угодно, от какого-либо здания, до живого существа. Количество «башен» (орудий, с помощью которых и будет осуществляться оборона объекта) ограничено, как имающихся на руках типов, так и возможностей расположить их на поле.

Шутер

Достаточно популярный жанр, основной геймплей которого представляет из себя уничтожение врагов путём использования огнестрельного оружия. Шутеры могут быть от первого лица (когда на экране от персонажа видно только ручки да пушку) и от третьего (тут уже можно рассмотреть своего вояку со всех сторон). В играх этого жанра важны реакция и точность. Также есть возможность пострелять как в ботов, так и в реальных игроков.

Выживание (Survival)

Отличительной особенностью этого жанра является выживание, зачастую во враждебно настроенном, мире. Основными элементами геймплея выступают крафт (создание из подручных материалов) предметов для выживания, строительство убежища или базы (в некоторых играх может доходить до строительства целых городов), необходимость отслеживания состояния характеристик персонажа (голод, вода, состояние здоровья, усталость – базовые показатели), а также противостояние враждебно настроенной флоре и фауне.

Roguelike

Жанр представляет собой исследование подземелий, где каждый новый уровень рандомно (случайно) генерируется, на каждом новом «этаже» игрока встречают всё более сильные враги, а при поражении весь полученный прогресс сбрасывается и игрок возвращается в изначальную точку.

Стелс

В играх этого жанра особую важность играют ваши способности скрываться от противников. Здесь вы не будете в открытую нападать на толпы врагов, ибо сама суть заключается в прохождении миссий таким образом, дабы враги не заподозрили о вашем нахождении рядом с ними. В таких играх необходимо простраивать тактику своего пути, выискивать наиболее безопасные пути прохода, издавать как можно меньше шума и самое главное не привлекать чужого внимания.

Приключения (адвенчура)

Тоже довольно старый жанр, представляющий из себя прохождение сюжета. Игроку даётся роль протагониста, играя за которого, игрок проходит основную сюжетную линию. Этот жанр так же, как и стратегия, слишком обширный, чтобы определить игру, в которой данный жанр преобладает. По сути это любая игра, в которой в игрок в роли протагониста проходит сюжетную ветку. Это могут быть как обычные текстовые квесты, так и игры с полноценным открытым миром.

Хоррор

Жанр игр специально для тех, кто непрочь пощекотать нервишки. Отличается он наличием скримеров (внезапно или резко появляющихся объектов или происходящих событий) и жуткой нагнетающей атмосферы. Самыми яркими представителями являются проекты, в которых жуткая бабайка гоняет игрока по ограниченному пространству, пока тот должен решить какую-то задачу (чаще всего отыскать что-то или починить). Реже встречаются проекты, в которых наводит ужас и заставляет мурашки устроить марафон по коже непосредственно сама атмосфера. В игре могут напрочь отсутствовать скримеры, но присутствовать хорошая атмосфера, способная вызвать именно то тревожное чувство, которое держит в напряжении и не отпускает до конца игры.

Песочницы

В общей сложности к данному жанру относятся игры с практически неограниченной свободой действий. Игрока не ограничивают сюжетом, линейностью и целями. По большей части он развлекает себя сам. Такие игры предоставляют возможность строительства, крафта, а также свободного исследования доступных территорий.

Симуляторы

Представляют из себя имитацию какого-либо рода деятельности или даже объекта. К примеру, есть симуляторы строителей, где игроку выдаётся задача, а он должен её решить (построить здание, проложить трубы, починить пирс), или симулятор камня, где необходимо подражать образу жизни камня.

Платформер

Один из самых популярных жанров 90-х, главной задачей которого было передвижение по платформам для прохождения уровня (отсюда и название). От игрока требовалось в тайминг (вовремя) нажимать прыжок или уворот, дабы не возвращаться к начальной точке. Ещё одной отличительной чертой можно назвать вид сбоку, дабы игроку было удобнее простраивать тактику дальнейшего продвижения по уровню.

Слэшер

Жанр, заточенный под реакцию и комбо-атаки. Персонаж под управлением игрока сражается преимущественно в ближнем бою, используя холодное оружие. Игроку необходимо вовремя нажимать кнопки атак, а также прожимать особые комбинации для произведения серии атак.

Файтинг

Данный жанр представляет из себя бои, преимущественно кулачные, между двумя игроками. Игрок может играть как с живым человеком, так и с ботом. Основной целью является победа над противником путём снижения его HP (здоровья) до нуля. Обычно игра длится от двух до трёх раундов.

Beat ’em up

А этот жанр даёт возможность разукрасить лицо любому встречному. В Beat ’em up играх пользователь должен пробиться сквозь толпы врагов ради достижения поставленной перед ним цели.

Ритм-игры

Данный жанр предлагает игроку испытать свою реакцию под хорошую музыку. Обычно гемплей представляет из себя прожимание определённых кнопок или выполнение каких-либо действий в ритм музыке.

Метроидвания

Жанр отличает вид сбоку, карта в виде лабиринта, разбитая на отдельные обширные зоны, а переходы на другие локации закрыт до того момента, пока игрок не проведёт определённые манипуляции (найдёт оружие, способность или инструмент). По мере прохождения игрок возвращается в старые локации с новоприобретёнными способностями для сбора прежде недоступных предметов и секретов (хорошо спрятанные бонусы или достижения).

Гача-игры

Представляют из себя игру с абсолютно любым геймплеем, но отличается наличием внутреигровой валюты и возможностью получить за неё с определённым шансом редкие предметы или персонажей из, так называемых, беннеров или лутбоксов.

Интерактивное кино

Преимущественно игрок наблюдает за историей, периодически делая выборы в пользу той или иной концовки. Помимо выборов, в такого рода играх часто присутствует такой элемент геймплея, как quick time event, когда игроку необходимо в напряжённой ситуации быстро нажимать на необходимые клавиши.

Визуальные новеллы

Жанр схож с интерактивным кино, только представляет из себя интерактивную книжку с картинками. Игрок тоже может делать выборы в пользу разных концовок, а также выстраивать отношения с игровыми персонажами.

Аркады

Данный жанр представляет игры с простым управлением, в которых важны скорость, ловкость и реакция, а персонаж под управлением игрока крайне ограничен в своих действиях.

Каков итог

Что ж, жанров и поджанров оказалось довольно-таки много, хоть я и не все отдельные направления расписала, а выделила те, что, на мой взгляд, выглядели самыми интересными, а также часто встречались мной в повседневной жизни.

В дальнейшем я подробнее разберу каждый жанр отдельно и, возможно, затрону те, что не упоминались в данной статье. Поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить интересную информацию!

Всем спасибо за прочтение! Поддержите лайком, если вам понравилась статья, и не забывайте делиться своим мнением в комментариях.

Удачи, лисята~