Найти в Дзене
Вечерняя Казань

В Казани рожают не благодаря, а вопреки уговорам

Постоянные призывы чиновников рожать (и рожать побольше) не имеют под собой реальной мотивации, ведь населению помимо пособий нужны социальные гарантии и смысл. Присвоенный 2024 году статус Года семьи вызван озабоченностью представителей власти демографическими проблемами в стране. Недавнее заявление вице-премьера России Татьяны Голиковой о том, что первый раз родителями лучше стать до 24 лет, очередное тому подтверждение. В целом, начиная с прошлого года, чиновники не устают сыпать идеями как стимулировать семьи пополняться. Депутат Госдумы Валерий Селезнев предлагал даже освобождать из тюрем женщин-заключенных в обмен на рождение детей. В Татарстане сделали ставку на запрет абортов и уговоры. В прошлом году правительство республики утвердило программу повышения рождаемости на 2023–2025 годы. Один из ее разработчиков – центр семьи и демографии Академии наук Татарстана. А из последних инициатив – предложение Управления ЗАГС устраивать молодежи вечера быстрых знакомств в библиотеках, па
Оглавление

Постоянные призывы чиновников рожать (и рожать побольше) не имеют под собой реальной мотивации, ведь населению помимо пособий нужны социальные гарантии и смысл.

Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Присвоенный 2024 году статус Года семьи вызван озабоченностью представителей власти демографическими проблемами в стране. Недавнее заявление вице-премьера России Татьяны Голиковой о том, что первый раз родителями лучше стать до 24 лет, очередное тому подтверждение. В целом, начиная с прошлого года, чиновники не устают сыпать идеями как стимулировать семьи пополняться. Депутат Госдумы Валерий Селезнев предлагал даже освобождать из тюрем женщин-заключенных в обмен на рождение детей. В Татарстане сделали ставку на запрет абортов и уговоры. В прошлом году правительство республики утвердило программу повышения рождаемости на 2023–2025 годы. Один из ее разработчиков – центр семьи и демографии Академии наук Татарстана. А из последних инициатив – предложение Управления ЗАГС устраивать молодежи вечера быстрых знакомств в библиотеках, парках и кафе, потому как сами молодые люди разучились общаться «офлайн».

«Государство должно повернуться лицом к народу не на бумаге, а в реальности»

Несмотря на то, что «женщины рожают во все времена», начиная с 2000 года демографический спад в стране стал слишком очевидным. Явно обозначился так называемый демографический крест (когда смертность превышает рождаемость) и это при том, что жили мы вроде как в мирное время и в социальном государстве. По предварительным данным Росстата, на 1 января 2024 года численность населения Татарстана более 4,003 миллионов человек. Сейчас почти половину прироста населения республики обеспечивают мигранты.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

- Вообще женщина по своей природе хочет рожать, это редкие случаи, когда она сознательно отказывается от этого. Но сейчас женщины просчитывают ситуацию: одного еще вытянем, а два, три ребенка - это путь в нищету. Нам говорят пособия, но ведь говорить можно одно, а на деле, что выходит? Собрать ребенка в школу сколько стоит? А что с жильем? У нас в отличии от европейских стран люди привыкли иметь жилье в собственности, а это сейчас только ипотека. Недавно в Татарстане власти заявили, что зарплаты в регионе 70 тысяч, это где они такие зарплаты видят? - делится мнением с журналистом «Вечерней Казани» врач-андролог, директор центра мужского здоровья «Ираклис», член-корреспондент академии общественных наук Любовь Мумладзе.

Помимо этого, врач отметила, что здоровье населения сейчас пониженно. Здоровых детей в школах и садах практически нет и чтоб говорить о репродуктивных функциях нужно вначале здоровых детей воспитать и выростить, чтоб они потом смогли родить.

- Проблемы закладываются в детстве. В советские времена не было столько проблем, не было столько онкологии, туберкулеза, хламидиоза, а это инфекция, которая бьет именно по фертильности. Ее плохо лечат, плохо ведут, все переходит в хронические формы и возникает бесплодие. Мне кажется государство должно повернуться к народу лицом не на бумаге, а на самом деле. Вернуть те достижения, которые были при Совестском Союзе, было бесплатное образование, медицина, почему сейчас за каждый шаг надо платить? - говорит врач.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Помимо физиологического бесплодия специалисты отмечают «психологическое», когда женщина подсознательно ставит себе запрет рожать детей. В основном он связан со страхами, которые породил мощный деструктивный информационный поток.

- Прекрасно, что правительство начало участвовать в поддерждке родительства, но здесь есть психологический момент. Сейчас возникла эпоха потребительтства, люди хотят обеспечить себя, при этом испытывают страх перед трудностями и все больше оттягивают момент деторождения. Мы пропустили момент пагубного информационного воздействия: соревновательность женщин с мужчинами, чайлд фри. У молодых девушек возникают страхи. Насмотрелись разных блогеров, бояться, что он не станут идеальной мамой, смогут ли быть хорошей мамой, что родители токсичны, сомнения в мужчинах. Сейчас государство вроде включилось в процесс пропаганды семейных ценностей и тут должна быть работа психологов, учителей, - говорит психолог Зульфия Альмухаметова.

«Вы нам школы, мы вам бэби-бум»

В телеграмм-канале раиса республики Рустама Минниханова под традиционными приветствиями «Исенмесез» каждый день жители Казани пишут о нехватки школ и детских садов в разных районах города. Вероятно на очередной призыв чиновников повышать рождаемость, в комментариях под постом раиса появилась запись.

«Уважаемый Раис, с удовольствием бы поучаствовала в реализации вашего обещания поднять рождаемость в нашей республике, данное Владимиру Путину. Да только у нас школы нет в Вишневке и в сад единственный в Привольном не пробиться. Очень хочу родить третьего, но ежеутренней эпопеи с выездом из поселка, мне хватило с двумя уже! Давайте: вы школу на ул.Фиалковой построите, а мы вам бэби-бум устроим, что остальные регионы обзавидуются».

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Шутка шуткой, но проблема реальная. Масштабная застройка жилых комплексов без учета социальной инфраструктуры приводит к ухудшению качества проживания. В городе люди не обеспечены элементарными и базовыми условиями, в том числе благоприятной окружающей средой. Ведь отсутсвие садов, парков, застройка зеленых участков приводит к потери здоровья. Так недавнее исследование агентства «ПромРейтинг» показало, что для 60% татарстанцев парк у дома важнее прибавки к зарплате.

«Лишь бы не лезли в семьи с ювеналкой»

Если говорить про многодетные семьи, то пока сложилась интересная ситуация. Чаще всего много детей рожают или очень бедные, или люди с доходом выше среднего. Такой парадокс. В остальных случаях - скорее исключения. Отец троих детей Антон Глухов уверен, что стране не нужны карикатурные, картонные образы человека с тремя-четырьмя детьми. Нужны реальные примеры и они есть, а помощь от государства должна быть точечной и адресной.

- Годами борюсь за парковочные места для беременных и многодетных, а еще в этом году отменили выплату за третьего ребенка, сказали проект закончился, а новый еще не начался. И компенсация на лекарства составляет 130 рублей, - поделился Глухов - Но в целом я за сложную дифференциацию помощи. Помогать точечно и адресно. Скорее софинансировать проекты, халявы быть недолжно. Нашел родитель 500 тысяч рублей, пусть государство тоже дает 500 тысяч. Кроме того, часто помощь направляется тем, кому она вообще не нужна. Вот 130 рублей на лекарства мне не нужны. Многим людям с тремя детьми и земля не особо нужна. А какие-то дети реально испытывают нужду и заслуживают шанс. В ковид миллиардеры говорили, что им на карту приходили деньги для поддержки детей. Это смешно, но кто-то ведь этих денег недополучил. Потому я за адресность помощи и за то чтобы инициативу проявляли сами родители, а не получали подачки.

Многодетная мама Алина Рузиева тоже больше расчитывает на свои силы, а на помощь государства смотрит как на дополнение. При этом считает, что в обществе имеются опасные для детей тенденции, например, в образовании или медицине.

- Я отношусь к помощи от государства как к бонусу. Дадут - хорошо, не дадут - лишь бы не мешали и не лезли в мою семью со своими ювенальными замашками. А чтобы не лезли, стараюсь быть в теме и знать свои права, чтобы защитить свою семью, в случае чего. А к многодетности меня лично стимулирует моя семья, мой муж и отношение его ко мне и детям, примеры многодетных подруг. И я бы сказала, мы рожаем детей не благодаря деньгам и уговорам со стороны государства, а вопреки. Если кто реально верит,что многодетные получают какую-то офигенную помощь от государства, это все сказки. Мы сейчас планируем 4ого, - говорит мама Алина.

«Материальное стимулирование вторично, первое — это ценностные установки»

В социологии семьи есть понятие демографические волны. Пики рождаемости, сменяют естественные спады. Один из последних пиков был в конце 80х годов прошлого века. Дальше мы пережили распад СССР, который принес стресс и совпал с естественным снижением рождаемости и новый бэби-бум ожидали в 2010-х годах. Однако, его не произошло.

- По этому поводу велись дискуссии. Часть семьеведов (их меньшинство) придерживается прогрессивной теории о том, что просто идет переход от многодетности к семьям с одним-двумя детьми. Другие (их большинство), в том числе я, склоняюсь к кризисной теории. Она говорит, что происходит изменение ценностных координат. На первый план выходят эгоцентрические ценности: карьера, «я хочу путешествовать», «саморазвиваться» и так далее. Вторая причина — здоровье. В частности профессор Гундаров говорил, что сейчас около 17% семей физически не могут родить, а это каждая шестая семья. Причиной он называл стресс, - говорит кандидат социологических наук, доцент Аида Нурутдинова.

Эксперт подчеркнула, что проблема депопуляции давняя и в скрытой форме была еще в совесткое время, просто сейчас положение стало совсем катастрофическим.

- Материальный фактор влияет и его нужно стимулировать, но он второстепенный. На первом месте эгоцентрические установки. Одними деньгами не решить. Поэтому рост и идет за счет мигрантов — у них культурные установки другие, хотя по материальному положению они даже ниже. Сейчас явно кризис семейных ценностей, на который влияет в том числе социальная ситуация в обществе - подытожила Нурутдинова.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Безуслово поколения девяностых и двухтысячных разнятся в своем психологическом настрое относительно темы семьи и это связано с тем в какой период времени выросли они сами. Рожденые в девяностые годы столкнулись со сложностями материального порядка и у них настрой: если будет ребёнок, то он должен получить всё по максимуму, а если я не могу этого дать, то ребёнка не будет. У поколения двухтысячных ориентация на карьеру. С одной стороны они умеют работать в команде, умеют чего-то достигать и они дальше по времени отодвигают тему создания семьи.

- Постулат, что нужно родить до 24 лет с ними не работает, поскольку они ориентированы на то, чтобы отучиться, получить карьеру, создать себе какую-то материальную базу. И это не значит, что они не создают пары. У этой стороны есть и исключение, например, ранние беременности, но это как раз таки про незрелость, - говорит детский психолог Оксана Макарова.

Что касается запрета на аборты, то психолог склоняется к тому, что запреты и принуждения ни к чему хорошему еще не приводят. А молодые семьи все чаще сталкиваются с трудностями по воспитанию и взаимодействию с детьми начиная с дошкольного возраста и завершая подростками.

- Призывы больше рожать и в определённое время - это точно давление, психологическое, в первую очередь. А любое принуждение вызывает противодействие. Из того, что я знаю о настрое молодого поколения относительно темы детей, то с сохраняется некоторая часть молодых людей, имеющих традиционные ценности относительно семьи, брака, рождении детей, но очень многие молодые люди ориентированы в большей степени на карьеру, материальное благосостояние, получения собственного удовольствия от жизни, на свободу без обязательств и материальной нагрузки , которые сопряжены семьей и заботой о детях, - обьясняет Макарова.

Небольшой опрос молодежи показал, что помимо вышеупомянутых установок у них есть чувство недоверия государству. Молодые люди подсознательно ожидают подвох, ощущают нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне. На выплаты смотрят как на небольшую помощь, которая кадинально не изменит положение дел, ведь их жизнь в постсовесткий период уже научила, что «бесплатный сыр только в мышеловке».

Автор материала: Гузель Касимова