Найти тему

На роботов надежды нет. Промышленники предлагают поискать за рубежом более квалифицированные кадры

Создать льготные условия для привлечения на промышленные производства специалистов из визовых государств предложили на прошедшей в Петербурге конференции Intelligent Industry Conference. Участники говорили, что из безвизовых стран к нам едут не самые квалифицированные работники, а роботизация идет слишком медленно.

Еще 6 лет кадрового дефицита

Времена нынче такие: почти любая бизнес-дискуссия превращается в форум труда. Кадров не хватает и лидерам рынка, и небольшим предприятиям. Всем понятно, что в ближайшие годы людей больше не станет – значит, надо заменять их роботами и автоматизировать все, что можно. А для этого опять нужны машины, многие из которых у нас пока не производятся, отметили участники Intelligent Industry Conference, организованной Деловой ассоциацией Network Северо-Запад.

«Автоматизация и роботизация нам точно быстро не помогут, - считает исполнительный директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты Игорь Муравьев. – За работников из безвизовых стран идет жесточайшая борьба. И, к сожалению, оттуда к нам едут не самые квалифицированные специалисты. Скорее всего, выход надо искать в создании льготных условий для работников из визовых государств».

Обещанный завоз работников из Индии, Пакистана и Северной Кореи вызывает у российских работодателей сомнения. Производственному сектору нужен не просто персонал, а квалифицированный. Даже если речь идет о производстве круассанов.

«Тестомесы работают с машинами, современными миксерами и должны знать, какую программу запустить, - пояснила руководитель отдела подбора и адаптации персонала «Цех 85» Татьяна Варламова. - Еще не так давно нам говорили, что роботы всех заменят, поэтому не надо никого учить, останутся только айтишники. Но роботизации в том виде, в котором ожидалось, не случилось, а вот демографическая яма наступила. По прогнозам, дефицит персонала сохранится до 2030 года. У нас много ручного труда, но мы автоматизируемся. Если руками 3000 круассанов делают 8 человек за смену, то линия позволяет выпускать столько же за час».

Пока работа идет на оборудовании европейского производства, есть импортные запчасти для плановой замены. Но дальше – туман неизвестности.

«Наши инженеры по эксплуатации каждый день проходят квесты, пытаясь подобрать аналоги к существующим станкам, - говорит представитель сети. – Оборудование – такая же проблема, как и кадры».

Проблема с оборудованием

В компании Kutterer Rus, которая выпускает изделия из пластмассы, уже задумались над необходимостью замены основного оборудования. И убедились, что взять его практически негде.

«Нам повезло – наши станки более-менее новые, в хорошем состоянии, мы внимательно за этим следим, - сообщил финансовый директор компании Вадим Рассоленко. – Но уже скоро их придется менять. Альтернатива европейским производителям осталась одна – Китай. Но и она под большим вопросом. Мы не уверены, смогут ли китайские производители выдать такое же качество, к которому мы привыкли. Коллеги, уже работающие на их оборудовании, не достигают нужной производительности. А машина – как самолет: чем больше «летает», тем больше дает прибыли».

В России не выпускается почти ничего из того ассортимента, который необходим отрасли, пояснил Mashnews Вадим Рассоленко. Нужны, в частности, термопластавтоматы для литья пластмассы под давлением. Производства таких машин нет ни в России, ни в странах ближнего зарубежья.

«Приезжаем на профильную выставку, а там - ничего. Термопластавтоматы выпускал Хмельницкий завод – он, понятно, уже не работает. Белорусский «Атлант» пытался собирать их из китайских комплектующих, но не сильно в этом преуспел. По крайней мере, мы не видим такого оборудования на рынке», - рассказал представитель производства.

Почему спрос не подтягивает предложение? Это наукоемкое производство, поясняют промышленники. Нужны инженеры, технологии обработки металла, программное обеспечение – пазл сложный, пока не складывается, объясняют специалисты. У Kutterer Rus парк оборудования загружен на 70%. Будет 75-80% - надо покупать дополнительную машину. Принимать решение придется уже в конце 2024 года.

Кто в выигрыше

Но зато те, кто пользуется моментом и занимает такие опустевшие ниши, оказываются в выигрыше.

«Да, у промышленных предприятий много проблем – ключевая ставка, нарушение логистических цепочек, отсутствие оборудования и комплектующих, к которым мы привыкли, - отметила директор по развитию АО «АБЗ-1» Ольга Бакалюк. – Нам пришлось менять ПО на всех заводах, мы сильно потеряли в производительности@.

"Но с другой стороны, открылись новые возможности, связанные с импортозамещением и мерами господдержки. Например, раньше у производителей полимерно-битумного вяжущего для цветного асфальтобетона были западные конкуренты. Теперь остался единственный российский поставщик этой продукции. Такие ниши можно и нужно развивать", - говорит Ольга Бакалюк.

СПРАВКА

По данным HeadHunterСеверо-Запад, во всероссийский ТОП производственных специализаций, которых ищут работодатели, входят инженер-конструктор и инженер-проектировщик (12% об общего числа вакансий), слесарь (10%), машинист (9%), электромонтажник (7%), сервисный инженер и инженер-механик (7%), сварщик (7%), токарь, фрезеровщик и шлифовщик (6%), технолог (5%).

Марина Ледяева