Найти тему
Республика Татарстан

Москва одновременно стала и Третьим Римом, и "вторым Сараем"

Россия – одна из девяти известных историкам цивилизаций, названной ими "православной". В момент ее зарождения вокруг уже существовали вполне жизнеспособные и сегодня западноевропейская католическая, исламская и китайская цивилизации, хотя и в несколько иных границах, чем сегодня. Но обширная территория от Днепра до Тихого океана и от полярного круга до прикаспийских степей ни в одну из этих цивилизаций тогда не входила. И в VII–VIII веках, когда славянские племена начали свой путь на восток и север по рекам будущей Европейской России, их там встретили лишь немногочисленные финноязычные группы.
Фото: rusdozor.ru
Фото: rusdozor.ru

РУСЬ ПОШЛА ОТ ТОПОРА

Не лес и не степь, а именно реки и пойменные луга вокруг них стали той колыбелью, в которой в итоге выросла будущая российская цивилизация. При помощи нового для тех мест орудия – металлического топора, предки великороссов и выигрывали схватки с коренными жителями, и расчищали леса под посевы зерновых и овощных культур.

Постепенно славяне ассимилировали финнов (названия "меря" или "мурома" сегодня лишь географические понятия) и под руководством скандинавских князей создали первые государственные образования на будущей российской территории. Важными вехами российской цивилизации являлись принятие русскими княжествами христианства по византийскому обряду и монгольское завоевание. И то и другое событие привело в итоге к унификации – и административной, и культурной – обитателей ядра исторической России. Таким образом становление русского мира прошло в суровом, но защищенном от внешних врагов государстве наследников Чингисхана.

По странной случайности примерно в одно и то же время – во второй половине XV века – и Византия, и Золотая Орда приказали долго жить. Возвысившаяся к тому времени Москва получила возможность стать одновременно и Третьим Римом, и "вторым Сараем". В распоряжении тогдашнего Великого князя Ивана III были уже значительные ресурсы, как территориальные, так и людские.

Основу тогдашней – вполне самостоятельной – русской цивилизации составили несколько компонентов. Византийское влияние, выраженное не только в религиозном, но и в коммуникативном отношении; административная монгольская система тотального подчинения по вертикали и, что часто забывают, сильные финские мотивы в менталитете жителей Московского государства. В состав русского народа вошли кроме славян и финнов значительные группы принявших христианство тюркских и, возможно, балтийских племен. Но именно финское понимания Бытия как вечной борьбы Добра и Зла во многом определило мироощущение как тогдашних московитов, так и великороссов более поздних времен.

В тот конкретный исторический период, примерно совпадающий с XVI веком, Россия являлась совершенно самостоятельной цивилизацией. Именно в таком качестве она противостояла соседям с католического запада (Великое княжество Литовское, Речь Посполита, Ливонский орден) и с мусульманского юга (Крымское ханство, Османская империя). Самый известный из государей того периода Иван Васильевич Грозный весьма активно распространял свою цивилизационную мощь на окрестные территории с использованием вооруженной силы. Правда, с переменным успехом.

В итоге Московская Русь, ослабленная как внутренними распрями, так и внешними врагами, а также природными катаклизмами, впала в катастрофу Смутного времени. И понесла тяжелый урон и в экономическом, и в геополитическом, и в демографическом отношении.

РОССИЯ СТАЛА ЧАСТЬЮ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОЕКТА БЛАГОДАРЯ ОТЦУ ПЕТРА I

Возрождение России в XVII веке, уже под скипетром новой династии, Романовых, происходило в иных исторических условиях. В Европе произошла Реформация, и недруги-католики потеряли значительную часть своего влияния. Если при Грозном "аглицкие немцы" были всего лишь коммерческими партнерами, то при Алексее Михайловиче Тишайшем голландцы стали влиять на российскую жизнь куда сильнее. В советское время и теперь часто забывают, что Романовым в отличие от Рюриковичей нужна была опора вовне страны, то есть вне русской цивилизации. Таковой стали разношерстные "немцы"-лютеране, начиная с Петра I практически руководящий слой в империи Романовых.

В этой "цивилизационной капитуляции" сыграла важную роль и религиозная составляющая. При Грозном прошел Стоглавый собор, на котором были приняты значительные изменения в церковных ритуалах, характерные только для московского православия. А вот при Алексее Михайловиче выходцы из только что присоединенного Киева, многие из которых учились в католической Польше, эти изменения пересмотрели… и вернули в прежний, византийский (а то и вообще в непонятно какой) вид.

Через 140 лет после кончины первого "прозападного" царя Алексея Михайловича Венский конгресс (1815) зафиксировал Российскую империю в качестве равноправного участника тогдашнего европейского проекта. Следующие 100 лет Россия была не просто европейской, а еще и великой державой.

БОЛЬШЕВИКИ ОТОРВАЛИ РОССИЮ ОТ ЕВРОПЫ

К 1913 году – 300-летию империи Романовых – страна подошла с определенными достижениями. За недолгое царствование Николая II рост численности населения составил 60 млн человек. Росли и экономика, и уровень благосостояния и образования. Но "привычка" европейцев к бессмысленным внутренним конфликтам привела к тому, что из-за убийства наследника австрийского престола австрийским же гражданином началась жестокая война на целом континенте. Ленин вполне справедливо определил ее как "бессмысленную кровавую бойню".

И здесь нужно отметить, что именно превращение Российской империи в СССР вернуло (издержки в данном случае не учитываются) российскую цивилизацию на отличный от европейского путь. Правда, руководители Страны Советов все время этой самостоятельностью тяготились, пытаясь примкнуть то к коммунистическому Интернационалу (до Второй мировой), то вернуться на западные рельсы в момент разрядки. А вот советские граждане, имея много вопросов к "партии и правительству", совершенно не возражали против особого пути для страны и даже грешили тем, что Бердяев назвал "мессианством".

В целом большевистская идеология, нигде четко не прописанная и всячески маскируемая под общемарксистскую, имела глубокие корни в исконно русском менталитете, особенно на той территории, которую позднее коряво, но точно назвали "нечерноземьем", то есть малоплодородной землей, на которой невозможно выжить крестьянским трудом. И принципы артельного существования – братства поневоле – выковывали очень своеобразное понимание справедливости как высшей ценности и желание построить рай на земле (в виде мечты о Китеж-граде, Беловодье, коммунизме и проч. и проч.). Эта идея, озвученная большевиками, повела за собой миллионы – не только великороссов, но и другие национальности России.

И когда после смерти Сталина стало понятно, что мечты больше нет, началось постепенное возвращение к стандартным европейским принципам существования: стремление к материальным благам и комфорту.

Закономерный итог: в конце ХХ века советская цивилизация была уничтожена своими же формальными руководителями. Причем сломали они не только неудобный для себя экономический и социальный строй – но и само государство, включая сферу влияния в виде мировой социалистической системы. Тем самым было разрушено и общецивилизационное пространство, что крайне осложняет теоретически возможную пересборку цивилизации заново.

Вспомним о так и не начатом "евразийском проекте", который вызрел в умах части русских интеллектуалов в момент распада империи. Его идеологи – П.Н. Савицкий, Н.С. Трубецкой, Н.Я. Данилевский, Г.В. Вернадский и т.д. – сделали запоздалый, но совершенно верный вывод, что европейский путь России был ошибкой, причем в любом его варианте – и "западническом", и "славянофильском", ибо "славяне-то есть, а славянства – нет". Евразийцы первыми заметили, что в границах, весьма похожих на бывшие границы царской России, за вычетом совсем уже чужих Польши и Финляндии с Эстонией, проживают много чем связанные друг с другом народы, которые можно считать единым цивилизационным целым.

Некоторые иллюзии по поводу возможного перехода СССР на евразийский путь были развеяны "великим переломом" 1929–1934 годов. Ренессанс же евразийской идеи робко забрезжил лишь во второй половине 80-х, когда стали популярны работы историка и этнолога Льва Гумилева. Но такая идея была уже не нужна, ибо европейский выбор сделала вся страна, за исключением тех республик, которые попытались стать частью исламской цивилизации.

МНОГОПОЛЯРНЫЙ МИР

В наши дни, в связи с последними событиями, все громче стали звучать призывы развернуть нашу страну на Восток. Да, мы сейчас больше нуждаемся в Китае, Индии. Нам выгодно инвестировать в Центральную Азию. Однако России не нужно никуда разворачиваться.

Достаточно продолжать экономическое, военное и политическое сотрудничество со странами Азии, Африки и Латинской Америки. Еще не утрачен советский опыт, и теперь не только нам, но и Третьему миру есть что предложить своим партнерам. Пускай какое-то время мы даже будем для них младшими партнерами в экономике. Но у нас есть хороший задел в военно-политических вопросах. В финансах и остальных сферах будем подтягиваться, нагонять упущенное. Главное в этом процессе не потерять свою субъектность. И тогда мы вернем себе право называться мировым полюсом. Чем российская цивилизация всегда и являлась.