Продолжаем публикацию воспоминаний старейшего гидрографа страны и старейшего выпускника Высшего Военно-Морского училища имени М.В.Фрунзе капитана 1 ранга в отставке Виктора Владимировича Старожицкого. Большинство приведенных ниже фото взяты из открытых источников и непосредственного отношения к повествованию не имеют.
---
---
Шел июнь 1939 года. Наш теперь уже 2-й курс ВВМОЛКУ им. М.В. Фрунзе приступил к летней практике на учебном судне КБФ «Ленинградсовет». Судно стояло на якоре на Большом Кронштадтском рейде и активно готовилось к длительному плаванию по Балтийскому морю.
Курсанты помимо плановых занятий принимали активное участие вместе с экипажем судна в его подготовке к походу.
Судно загружалось углем, водой, продовольствием, различного рода расходными материалами из расчета полностью автономного плавания без захода в иностранные порты. В описываемое время все прибалтийские государства были враждебно настроены по отношению к СССР.
26 июля в первой половине дня прозвучала команда сделать перерыв в занятиях и курсантам построиться по правому борту.
Команда была выполнена, к нам вышел командир – старший лейтенант незабвенный Николай Николаевич Амелько (будущий адмирал, Командующий Тихоокеанским флотом) и торжественно провозгласил: «Товарищи курсанты! Постановлением Партии и Правительства учрежден новый государственный праздник – День Военно-Морского флота СССР, который будет ежегодно 27 июля отмечаться на флотах парадом боевых кораблей и авиации, а также различными праздничными мероприятиями.
Вам выпала великая честь завтра принять участие в одном из таких мероприятий в городе Ленинграде. Посему вам надлежит переодеться в первый срок, взять винтовки и кису (матросский вещевой мешок), положить в кису новый комплект рабочей одежды. После обеда к борту нашего судна подойдёт рейдовый буксир, и на его палубе вы отправитесь в город Ленинград в распоряжение Штаба проведения праздника».
Всё произошло по плану, и мы, 49 курсантов, в самом радужном настроении отплыли в наш любимый город навстречу с первым в истории Днём Военно-Морского флота СССР.
Какое-то время после отплытия стояла прекрасная летняя погода, а вскоре нас ждал сюрприз. Когда буксир вошёл в Морской канал, небо неожиданно затянуло тучами, и пошёл противный моросящий дождь, который, к великому сожалению, не прекращался практически и весь следующий (праздничный!) день.
Впереди нас ждал ещё один сюрприз. Войдя в Неву, мы увидели впереди по курсу пришвартованной к стенке морзавода белоснежный красавец туристический шведский лайнер «Кунсхольм». Это был очень редкий гость, так как иностранные туристы в те годы не очень баловали Ленинград.
Как-то не сговариваясь, приблизившись к лайнеру мы во всю мощь молодых глоток грянули песню про Ермака. На звуки песни пассажиры лайнера заполнили все его палубы и приветствовали нас взмахами платочков, шляп и зонтов.
А на нижней палубе выстроились члены экипажа и провожали наш буксир жестом «Рот-фронт», Который породил вождь германских коммунистов Эрнст Тельман (узник гамбургской политической тюрьмы). И никто из участников этой сцены не предполагал, что до начала Второй мировой войны оставалось чуть больше месяца.
Пришвартовавшись к стенке чуть ниже Моста лейтенанта Шмидта, мы отправились на площадь Труда во 2-й флотский экипаж, где нас накормили и спать уложили, но предварительно поставили задачу на завтра по инсценировке высадки морского десанта на пляж Петропавловской крепости, «занятой» условным противником.
На следующий день, занятые подготовкой к инсценировке, мы пропустили церемонию парада кораблей, и у меня в памяти о нём мало что осталось. Самое главное впечатление — это тысячи горожан, заполнивших мосты и набережные и стоически переносящие под зонтами назойливый дождь.
Нас снабдили комплектом холостых патронов к винтовкам, выдали по 2-3 штуки бутафорских, слепленных из глины, гранат, которые при взрыве создавали много шума, дыма и пыли. Переодевшись в рабочую форму, мы погрузились в два 14-вёсельных барказа, стоящих за Мостом лейтенанта Шмидта.
В обусловленное время подошел небольшой речной буксир и поволок нас к месту высадки. Барказы практически приткнулись к пляжу, и мы без особого труда быстро выгрузились на песок и начали оружейную пальбу, имитирующую бой.
Вскоре мы сломили сопротивление противника, развернули Красное Знамя и через какие-то ворота вошли в крепость, где нас уже ждала грузовая автомашина с нашим обмундированием.
Быстро переоделись и с чувством исполненного долга продефилировали к месту посадки на буксир. Ближе к вечеру мы уже были на борту «Ленинградсовета». На этом закончился праздник, и вновь начались учебные будни и подготовка к походу.
В первых числах августа мы снялись с якоря и двинулись в учебный поход по Балтийскому морю. Все предстоящие курсы были уже заблаговременно проложены на навигационных морских картах.
Общий маршрут предусматривал: туда - вдоль северной окраины моря до точки поворота в датских проливах и обратно — вдоль южной окраины.
До точки поворота все складывалось строго по плану: шли не спеша, погода отличная, много встречных судов, с которыми мы, следуя морским традициям, обменивались приветствиями.
А однажды в самом центре Балтийского моря было даже организовано купание в море личного состава. Запомнилась тогдашняя очень чистая, слегка зеленоватая балтийская водица (где она теперь?).
И вот, наконец, как говорится, наступил «момент истины». Мы были уже на подходе к проливам, когда вдруг исчезли встречные суда. Затем, 1 сентября, сразу после утренней побудки, мы обнаружили, что судно совершает поворот на 180 градусов.
И тогда командир сообщил, что на рассвете из штаба флота получена весьма тревожная шифрованная радиограмма о том, что в ночь на 1 сентября германские вооружённые силы начали вторжение в Польшу. Боевые корабли Германии, в частности, осуществляют боевые действия в Данцигской бухте по захвату польских крупных портовых городов Гдыня и Данциг (работала наша разведка!).
А посему «Ленинградсовету» надлежит немедленно лечь на обратный курс и, соблюдая маскировку, форсированным ходом возвращаться в Кронштадт.
Мы оказались в эпицентре боевых столкновений двух воюющих государств, и мы рванули. Хотя, рванули — это очень громко сказано. У нашего уже не молодого судна (на нем еще царские гардемарины практику проходили) парадная скорость не превышала 10-11 узлов.
Тем не менее, через несколько суток мы благополучно прибыли в Кронштадт, и с этого момента начался как бы новый отсчет времён и событий.
Началась Вторая мировая война, и становится понятным, почему мои воспоминания о первом праздновании Дня Военно-Морского флота СССР так тесно переплетаются с воспоминаниями о начале войны.
---
Старожицкий В.В., капитан 1 ранга в отставке
---
Дорогие друзья!
В силу ряда причин материалы, содержащиеся на нашем канале, не продвигаются Дзеном и предлагаются к прочтению только тем, кто на канал подписан.
Делитесь, пожалуйста, ссылками на этот материал с теми, кому, по вашему мнению, он будет интересен. И не забывайте выражать свое отношение к прочитанному!
Пусть это будет нашей данью уважения к старейшему офицеру советского Военно-Морского флота, ушедшему в возрасте 105 лет из жизни в последний день февраля нынешнего года...