Найти в Дзене
ПРОТРАКТОР

Первое празднование Дня Военно-Морского флота СССР

Продолжаем публикацию воспоминаний старейшего гидрографа страны и старейшего выпускника Высшего Военно-Морского училища имени М.В.Фрунзе капитана 1 ранга в отставке Виктора Владимировича Старожицкого. Большинство приведенных ниже фото взяты из открытых источников и непосредственного отношения к повествованию не имеют. --- --- Шел июнь 1939 года. Наш теперь уже 2-й курс ВВМОЛКУ им. М.В. Фрунзе приступил к летней практике на учебном судне КБФ «Ленинградсовет». Судно стояло на якоре на Большом Кронштадтском рейде и активно готовилось к длительному плаванию по Балтийскому морю. Курсанты помимо плановых занятий принимали активное участие вместе с экипажем судна в его подготовке к походу. Судно загружалось углем, водой, продовольствием, различного рода расходными материалами из расчета полностью автономного плавания без захода в иностранные порты. В описываемое время все прибалтийские государства были враждебно настроены по отношению к СССР. 26 июля в первой половине дня прозвучала команда с
Фото из интернета с сайта www.photo.war.com
Фото из интернета с сайта www.photo.war.com

Продолжаем публикацию воспоминаний старейшего гидрографа страны и старейшего выпускника Высшего Военно-Морского училища имени М.В.Фрунзе капитана 1 ранга в отставке Виктора Владимировича Старожицкого. Большинство приведенных ниже фото взяты из открытых источников и непосредственного отношения к повествованию не имеют.

---

Фото рукописных воспоминаний В.В.Старожицкого о событиях 1939 года.
Фото рукописных воспоминаний В.В.Старожицкого о событиях 1939 года.

---

Шел июнь 1939 года. Наш теперь уже 2-й курс ВВМОЛКУ им. М.В. Фрунзе приступил к летней практике на учебном судне КБФ «Ленинградсовет». Судно стояло на якоре на Большом Кронштадтском рейде и активно готовилось к длительному плаванию по Балтийскому морю.

Курсанты помимо плановых занятий принимали активное участие вместе с экипажем судна в его подготовке к походу.

Судно загружалось углем, водой, продовольствием, различного рода расходными материалами из расчета полностью автономного плавания без захода в иностранные порты. В описываемое время все прибалтийские государства были враждебно настроены по отношению к СССР.

26 июля в первой половине дня прозвучала команда сделать перерыв в занятиях и курсантам построиться по правому борту.

Команда была выполнена, к нам вышел командир – старший лейтенант незабвенный Николай Николаевич Амелько (будущий адмирал, Командующий Тихоокеанским флотом) и торжественно провозгласил: «Товарищи курсанты! Постановлением Партии и Правительства учрежден новый государственный праздник – День Военно-Морского флота СССР, который будет ежегодно 27 июля отмечаться на флотах парадом боевых кораблей и авиации, а также различными праздничными мероприятиями.

Капитан 3 ранга Амелько Н.Н. Фото 1944 года.
Капитан 3 ранга Амелько Н.Н. Фото 1944 года.

Вам выпала великая честь завтра принять участие в одном из таких мероприятий в городе Ленинграде. Посему вам надлежит переодеться в первый срок, взять винтовки и кису (матросский вещевой мешок), положить в кису новый комплект рабочей одежды. После обеда к борту нашего судна подойдёт рейдовый буксир, и на его палубе вы отправитесь в город Ленинград в распоряжение Штаба проведения праздника».

Всё произошло по плану, и мы, 49 курсантов, в самом радужном настроении отплыли в наш любимый город навстречу с первым в истории Днём Военно-Морского флота СССР.

Какое-то время после отплытия стояла прекрасная летняя погода, а вскоре нас ждал сюрприз. Когда буксир вошёл в Морской канал, небо неожиданно затянуло тучами, и пошёл противный моросящий дождь, который, к великому сожалению, не прекращался практически и весь следующий (праздничный!) день.

Впереди нас ждал ещё один сюрприз. Войдя в Неву, мы увидели впереди по курсу пришвартованной к стенке морзавода белоснежный красавец туристический шведский лайнер «Кунсхольм». Это был очень редкий гость, так как иностранные туристы в те годы не очень баловали Ленинград.

MS "Кунгсхольм", фото из интернета.
MS "Кунгсхольм", фото из интернета.

Как-то не сговариваясь, приблизившись к лайнеру мы во всю мощь молодых глоток грянули песню про Ермака. На звуки песни пассажиры лайнера заполнили все его палубы и приветствовали нас взмахами платочков, шляп и зонтов.

А на нижней палубе выстроились члены экипажа и провожали наш буксир жестом «Рот-фронт», Который породил вождь германских коммунистов Эрнст Тельман (узник гамбургской политической тюрьмы). И никто из участников этой сцены не предполагал, что до начала Второй мировой войны оставалось чуть больше месяца.

Пришвартовавшись к стенке чуть ниже Моста лейтенанта Шмидта, мы отправились на площадь Труда во 2-й флотский экипаж, где нас накормили и спать уложили, но предварительно поставили задачу на завтра по инсценировке высадки морского десанта на пляж Петропавловской крепости, «занятой» условным противником.

Фото из интернета.
Фото из интернета.

На следующий день, занятые подготовкой к инсценировке, мы пропустили церемонию парада кораблей, и у меня в памяти о нём мало что осталось. Самое главное впечатление — это тысячи горожан, заполнивших мосты и набережные и стоически переносящие под зонтами назойливый дождь.

Нас снабдили комплектом холостых патронов к винтовкам, выдали по 2-3 штуки бутафорских, слепленных из глины, гранат, которые при взрыве создавали много шума, дыма и пыли. Переодевшись в рабочую форму, мы погрузились в два 14-вёсельных барказа, стоящих за Мостом лейтенанта Шмидта.

В обусловленное время подошел небольшой речной буксир и поволок нас к месту высадки. Барказы практически приткнулись к пляжу, и мы без особого труда быстро выгрузились на песок и начали оружейную пальбу, имитирующую бой.

Фото из журнала "Пионер" за август 1939 года.
Фото из журнала "Пионер" за август 1939 года.

Вскоре мы сломили сопротивление противника, развернули Красное Знамя и через какие-то ворота вошли в крепость, где нас уже ждала грузовая автомашина с нашим обмундированием.

Быстро переоделись и с чувством исполненного долга продефилировали к месту посадки на буксир. Ближе к вечеру мы уже были на борту «Ленинградсовета». На этом закончился праздник, и вновь начались учебные будни и подготовка к походу.

В первых числах августа мы снялись с якоря и двинулись в учебный поход по Балтийскому морю. Все предстоящие курсы были уже заблаговременно проложены на навигационных морских картах.

Учебное судно "Ленинградсовет". Фото из интернета.
Учебное судно "Ленинградсовет". Фото из интернета.

Общий маршрут предусматривал: туда - вдоль северной окраины моря до точки поворота в датских проливах и обратно — вдоль южной окраины.

До точки поворота все складывалось строго по плану: шли не спеша, погода отличная, много встречных судов, с которыми мы, следуя морским традициям, обменивались приветствиями.

А однажды в самом центре Балтийского моря было даже организовано купание в море личного состава. Запомнилась тогдашняя очень чистая, слегка зеленоватая балтийская водица (где она теперь?).

И вот, наконец, как говорится, наступил «момент истины». Мы были уже на подходе к проливам, когда вдруг исчезли встречные суда. Затем, 1 сентября, сразу после утренней побудки, мы обнаружили, что судно совершает поворот на 180 градусов.

И тогда командир сообщил, что на рассвете из штаба флота получена весьма тревожная шифрованная радиограмма о том, что в ночь на 1 сентября германские вооружённые силы начали вторжение в Польшу. Боевые корабли Германии, в частности, осуществляют боевые действия в Данцигской бухте по захвату польских крупных портовых городов Гдыня и Данциг (работала наша разведка!).

Одно из первых фото Второй мировой войны: 1 сентября 1939 года. Линкор "Шлезвиг-Гольштейн" открывает огонь по польскому гарнизону на полуострове Вестерплатте.
Одно из первых фото Второй мировой войны: 1 сентября 1939 года. Линкор "Шлезвиг-Гольштейн" открывает огонь по польскому гарнизону на полуострове Вестерплатте.

А посему «Ленинградсовету» надлежит немедленно лечь на обратный курс и, соблюдая маскировку, форсированным ходом возвращаться в Кронштадт.

Мы оказались в эпицентре боевых столкновений двух воюющих государств, и мы рванули. Хотя, рванули — это очень громко сказано. У нашего уже не молодого судна (на нем еще царские гардемарины практику проходили) парадная скорость не превышала 10-11 узлов.

Тем не менее, через несколько суток мы благополучно прибыли в Кронштадт, и с этого момента начался как бы новый отсчет времён и событий.

Началась Вторая мировая война, и становится понятным, почему мои воспоминания о первом праздновании Дня Военно-Морского флота СССР так тесно переплетаются с воспоминаниями о начале войны.

---

-9

Старожицкий В.В., капитан 1 ранга в отставке

---

Дорогие друзья!

В силу ряда причин материалы, содержащиеся на нашем канале, не продвигаются Дзеном и предлагаются к прочтению только тем, кто на канал подписан.

Делитесь, пожалуйста, ссылками на этот материал с теми, кому, по вашему мнению, он будет интересен. И не забывайте выражать свое отношение к прочитанному!

Пусть это будет нашей данью уважения к старейшему офицеру советского Военно-Морского флота, ушедшему в возрасте 105 лет из жизни в последний день февраля нынешнего года...