Честно говоря, когда я анализировал номинантов на Оскар этого года, меня охватывали довольно противоречивые чувства.
Порой создавалось впечатление, что многие из этих фильмов излишне зацикливаются исключительно на гендерной проблематике, упрощают и поляризуют эту тему до крайности.
Практически везде мужчины изображались либо слабаками и жертвами, либо токсичными злодеями. А женщины, наоборот, представали то идеальными богинями, то одержимыми своими страстями монстрами.
Особенно возмутило меня, что даже в исторических и остросоциальных картинах, которые должны быть более объективными и непредвзятыми, тоже просматривались эти тенденции.
Разве создатели ленты об Оппенгеймере и разработке ядерной бомбы не могли хоть немного абстрагироваться от гендерных вопросов? Или авторы "Американского чтива" обязательно должны были привязать расовую проблематику к отношениям между мужчинами и женщинами? Мне кажется, это уже перебор.
Есть же более важные общественные темы, такие как проблемы экологии, бедности, доступа к образованию и медицине. Они остались в тени. Неужели эти вопросы совсем не волнуют современных кинематографистов?
Если честно, создавалось ощущение, что многие из этих лент были сняты больше ради того, чтобы соответствовать модным трендам и потрафить определенной целевой аудитории, нежели для осмысления действительно глубоких философских вопросов. Это немного обесценивает их посыл на мой взгляд.
В то же время, я рад, что хотя бы пара фильмов, таких как "Оппенгеймер" и "Американское чтиво", выбивались из этого гендерного мейнстрима и поднимали более глобальные проблемы, важные для всего человечества, независимо от пола.
Возможно, они и не самые выдающиеся шедевры, но хотя бы их создатели постарались отстраниться от узкой тематики и взглянуть на мир более объективно и масштабно.
Две комедии - "Барби" Греты Гервиг и "Бедные-несчастные" Йоргоса Лантимоса - в шутливой, но при этом серьезной форме рассказывали о том, как женщины пытаются найти свой собственный путь, осмыслить роли и ожидания, которые общество традиционно возлагает на них.
В ярких красочных декорациях и костюмах эти картины критикуют устоявшиеся стереотипы о женщинах и призывают к переменам в восприятии женского пола.
В свою очередь, фильмы "Убийцы цветочной луны" Мартина Скорсезе и "Маэстро" Брэдли Купера показывают мужчин совсем с другой стороны - как слабых, зависимых от своих жен персонажей.
Их образы резко контрастируют с сильными, почти идеальными женскими героинями этих лент. Таким образом, эти картины словно развенчивают токсичные мужские стереотипы прошлого и возвышают женщин.
Однако европейские ленты "Анатомия падения" Жюстин Трие и "Зона интересов" Джонатана Глейзера представляют женщин в совершенно ином, более неоднозначном свете.
Здесь женские персонажи предстают как существа, движимые сложными, порой пугающими и отвратительными страстями, желаниями и амбициями. Эти фильмы показывают, что женщины - такие же многогранные личности, как и мужчины, со своими темными сторонами.
Американские картины "Прошлые жизни" Селин Сон и "Оставленные" Александра Пэйна призывают смотреть на мир и отношения более прагматично.
Они развенчивают идею о настоящей, единственной любви между мужчиной и женщиной ради которой стоит идти на жертвы. Согласно этим фильмам, нужно принимать себя таким, какой ты есть, ценить то, что имеешь и не строить иллюзий по поводу романтических отношений. Главные герои учатся не гнаться за нереалистичными идеалами, а просто жить своей собственной жизнью.
И, наконец, две ленты выбиваются из общей тематики отношений и гендерных вопросов - это "Оппенгеймер" Кристофера Нолана и "Американское чтиво" Корда Джефферсона.
"Оппенгеймер" - историческая биографическая картина о физиках, которые во время Второй мировой войны разработали ядерную бомбу - оружие невероятной разрушительной силы. Несмотря на то, что это фильм о событиях прошлого, он заставляет зрителя задуматься о хрупкости и безопасности современного мира.
А "Американское чтиво" в сатирической форме высмеивает расовые предрассудки и проблему социального неравенства и эксплуатации в США. В центре сюжета - богатые афроамериканцы, которые, с одной стороны, якобы борются против расистских стереотипов, а с другой - сами зарабатывают деньги на их эксплуатации.
Таким образом, в отличие от большинства других номинантов, эти два фильма поднимают более глобальные, общественно важные проблемы, выходящие за рамки только лишь гендерных отношений.
В целом, прошлогодний киносезон был сосредоточен в основном на темах феминизма, гендерных ролей, поиска своего места женщинами и мужчинами в современном обществе, а также на межличностных романтических отношениях между полами.
Лично я, если честно, не был в полном восторге от представленных картин. Но, учитывая их рейтинги и результаты на других кинопремиях, главный "Оскар" за лучший фильм, скорее всего, достанется ленте "Оппенгеймер" режиссера Кристофера Нолана.
Эта картина более нейтральная по тематике и не похожа на обычную мелодраматическую "мыльную оперу" про отношения, как многие остальные номинанты. К тому же, Нолан давно заслужил эту престижную награду за свои выдающиеся работы.
Но это только мое личное мнение. А вы за какой фильм болеете? Может, есть другие картины, которые, на ваш взгляд, достойны главного "Оскара", но не попали в список номинантов? Буду рад услышать вашу точку зрения!