Найти тему

РЕБЕНОК НЕ ЕСТ в саду? Что делать? шаги к решению проблемы

Оглавление

В одной статье мы затронули важную тему- что делать, если ребенок в садике не ест? Или ест, но мало- так называемый малоежка. Сегодня мы поговорим об этой теме более обширно и разберем вместе с психологом нашего центра , какие шаги необходимо предпринять родителю, чтобы стабилизировать ситуацию и исправить пищевое поведение ребенка.

АВ: Ангелина, вы семейный психолог, работаете с детьми и родителями, занимаетесь вопросами адаптации, даете консультации по вопросам воспитания и развития ребенка, помогаете в трудных семейных вопросах, например, оказываете семейное сопровождение при разводе или наоборот появлении нового «папы/мамы» в семье или братика/сестренки. А что вот с таким, казалось бы, простым и банальным вопросом как питание? Многие детки не едят в саду, или едят, но плохо. Что делать родителям?

А: Да, я в профессии уже более 15 лет и работаю в основном с детьми и их родителями и вопрос питания он сейчас один из самых, наверное, беспокоящих родителей. Особенно тех, кто только начинают посещать садики, неважно какие- частные или государственные. Да и тем родителям, чьи детки сидят дома наша сегодняшняя беседа тоже будет полезной и практичной. Итак, начнем.

ЕСЛИ РЕБЕНОК МАЛОЕЖКА

Если ребенок малоежка или плохо ест- опять-таки, за компанию этот вопрос решается за неделю-две. Ребенок входит в новое общество со своими новыми для него правилами. Он смотрит, привыкает, начинает их понимать, что-то он сразу берет себе на заметку, например, как складывать после игры игрушки или куда ставить карандаши после рисования. С едой все то же самое. Некоторые ребята уже через пару дней начинают кушать с аппетитом за компанию вместе со своими новыми друзьями. Они уже считайте, взяли себе на вооружения новые правила игры- ведь как мы с вами знаем, у детей до 7-8 а уже по современным меркам и до 10 лет пока преобладает игровая деятельность как ведущая и для них все игра. И ребенок начинает играть в эту новую для него игру «правила детского сада и его кухни» и с друзьями начинает с аппетитом все уплетать за обедом или ужином. Тут поводов волноваться нет, стоит дать сначала ребенку шанс попробовать самому увидеть, осознать и перенять эти новые правила игры на кухне за столом в саду.

СЕКРЕТ №2

Еще есть секрет посадить такого скромняжку в еде за стол к ребенку с отменным аппетитом- знаете, есть такие люди которые когда едят, так вкусно причмакивают, пальчики облизывают, или расхваливают еду, или просто с такой скоростью и активностью все уплетают, что тебе кажется что они все самое вкусное сейчас разберут? Глядя на них тоже хочется покушать и сьесть даже омлет с броколли! (да простит меня эта кудрявая капуста просто ее большинство как то недолюбливают) С детьми это правило работает еще сильнее!! Мы нарочно сажаем ребят, которые плохо кушают, к самым активным за столом или самым умеющим вкусно покушать- поверьте, тут уже никто не устоит! В правильной компании еда сьедается. Точка.

Если мы видим, что способы выше не работают, тогда мы беседуем с родителями на тему пищевого поведения в семье и я я как психолог даю необходимые рекомендации.

МЕНЯЕМ ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ

АВ: Ангелина, расскажите, а как проходит эта беседа и о чем вы говорите с родителями? Что такое пищевое поведение?

А: Обычно на любую адаптацию, неважно- пищевую или просто чтоб ребенок начал спокойно и уверенно себя чувствовать в группе- я даю три-четыре недели. Если за это время я вижу, что никакие из наших рабочих проверенных способов не работают, ребенок продолжает не есть, или есть мало, или как-то выборочно, только вышел из-за стола, казалось бы, а уже снова просит кушать, или не может дождаться полдника (перерывы у нас между приемами пищи гдето полтора-два часа, любой ребенок даже на специфической диете по медпоказаниям в состоянии выдержать этот интервал спокойно) тогда я начинаю подозревать, что что-то не так с пищевым поведением.

АВ: а что это, пищевое поведение? Оно что тоже бывает?

А: конечно. Пищевое поведение или паттерны пищевого поведения это наши привычки и образ и способы как мы принимаем пищу, как мы себя ведем когда едим, что мы делаем до/во время/после этого, что влияет на наш аппетит и желание покушать. Например, самое банальное, когда нам грустно нам хочется сладенькое или шоколадку. Часто это из-за того, что кто-то в детстве нас приучил так делать: расстроился-сьешь сладенькое. Бабушки так любят делать и утешать деток конфетками- печеньками. Так вот пищевое поведение дома-это ключевой фактор по которому можно спрогнозировать, как будет ваш ребенок питаться или НЕ питаться в садике.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

У меня в практике был случай, когда пришла на консультацию мама и просила что-то сделать с ее 4летней дочерью- она не ела в саду. Вообще ничего. Даже яблочки и печенье. Представляете?! Вообще ничего. Я наблюдала за девочкой, ест ли она когда ей чтото предлагают воспитатели не ее группы или друзья. Выяснилось, что она печенья и твердую пищу –те же самые яблочки очень ест- когда например ей их предлагают не во время наших установленных приемов пищи, а между. И не важно кто-взрослый или ребенок другой. И тут я поняла. Девочка просто привыкла к перекусам! То есть питаться ненормированно. Но почему тогда она так не просила например картофельное пюре которое все любят или нагетсы? Тут я уже стала подозревать, что у ребенка не сформирован жевательный рефлекс, то есть попростому говоря, она не научилась правильно жевать- и действительно, когда ей давали суп или макароны она начинала давиться и могла спровоцировать рвотный рефлекс.

АВ: ужас, такое бывает? Какой кошмар, а чем же тогда кормить ребенка-то? А дома то она как ела?

А: вот это и самое интересное. Дома она ела так же. Так же плохо. То есть ничего из самых привычных нам блюд. В итоге от безысходности мама давала ей…Знаете что? Правильно, пюрешки из паучей (пюре в таре как у космонавтов которое надо высасывать) То есть рефлекс сосания у нее все еще сохранялся! А это еще при учете ее истории- мама закончила кормить грудью ее только к 3! Годам. То есть полный набор… это было проблемой теперь не только для сада сколько для мамы- ребенка то получается она сама себе «подпортила» ненароком.

АВ: и как вы это исправляли? Это же можно исправить да? Или нет? Все так плохо?

А: Ну знаете, бывают ситуации и хуже, дети через зонд питаются, так что тут все еще можно наладить просто требуется время. А мы все с вами люди и мы хотим волшебства- раз, и все, готово! Вылечили, исправили, научили. Так не бывает. Три года кормили, Год на непонятно чем и за неделю или даже месяц исправить не получится. Нужна стратегия, терпение и вера.

АВ: и что в итоге у вас с этой девочкой и мамой вышло?

А: Мы обсудили с мамой особенности поведения за столом и в течение дня у них дома, как и чем они питаются. Затем решили начать с маленьких шагов и приучить ребенка есть хотя бы по часам а не когда ей хочется в перерывах перекусами. На это мы заложили 3-4 недели. На практике вышло чуть быстрее, где-то недели две с половиной даже чуть меньше. Дети быстро начинают понимать рамки и выдерживать границы если их четко ставить и выдерживать. Тут мы больше работали с мамой- мама мягкая и ей не хотелось быть слишком строгой как ей казалось плюс оказывается они ждали второго малыша и ее терзало чувство вины (уже!) за то, что она потом будет меньше времени уделять дочери. В общем, с мамой мы поработали, границы выдерживать она научилась при этом в мягкости и доброте и любви она не потеряла- проверяли спрашивали у дочки)) Затем мы перешли к вопросу самого питания- начали сокращать количество пюрешек в день. При этом стали активно привлекать девочку к кулинарии и повышать ее интерес к этой теме- сам что приготовил обычно быстрее и с большим аппетитом сьедается. Это были совместные готовки дочки и мамы.

АВ: это здорово! А как же в саду? Девочка перестала ходить? Или как вы решили этот вопрос ребенок же не может ходить весь день голодным?

А: нет, девочка хотела ходить, у нее были подружки, вопрос еды мы решили просто-мама давала дочке с собой еду, девочка садилась со всеми кушать и доставала свою еду. Ей на стол ставили так же нашу еду и если ей хотелось или чтото вызывало интерес гастрономический-она пробовала и ела с друзьями. Сидела она кстати только со своими близкими друзьями мы специально воспитателю это обозначили. Затем, по пятница раз в месяц мы готовим с детьми и девочка тоже готовила как и дома с мамой. Это облегчало адаптацию и она всегда ела то, что готовила сама тем более в компании подруг. Даже салат на новый год оливье она ела! И так постепенно, медленно но верно мы смогли добиться того что:

  1. Ребенок перестал вызывать у себя рвотный рефлекс во время еды
  2. Стал есть твердую пищу
  3. Стал есть в установленное время и перестал перекусничать
  4. Стал есть регулярно и все.

Это была по-настоящему победа и победа мамы и папы. Тк девочка с сильным характером, родителей под себя она хорошо так подгибала и они большие молодцы что выстояли в этой «битве» и смогли научиться выстраивать границы и правила не только со своим ребенком но и с бабушками, чтобы они тоже слушали авторитет своих детей и не пихали печеньки и не жалели внучку что она «голодная ходит просит есть а мать не дает мучает!» Эта работа была в триаде, как я это называю, то есть психолог-ребенок-родитель. Это именно тот случай когда роль Родителя не просто важна а чрезвычайно важна, она единственный ключ к разрешению ситуации.

АВ: Ангелина, спасибо вам за сегодняшнюю тему. Интересная вышла беседа, прям такой мини-фильм, детектив-стори ну лично нам так показалось. Теперь мы знаем что делать если ребенок не ест в садике, как это исправить, чем помочь и когда надо начинать бить тревогу и что делать тогда в этих сложных случаях. Спасибо за все рекомендации, уверены они будут полезны многим и помогут быстрее адаптироваться к питанию в садике или просто даже предотвратить ошибки будущего.

А: рада была поделиться ценным опытом и конкретными шагами к действию.

Если у вас после прочтения статьи остались вопросы, или вы хотите разобрать какуюто тему или ваш опыт/историю- пишите в комментариях, мы обязательно разберем на наглядном примере и дадим шаги и ключи к разрешению!)