Увлекает не хуже сериала: история немецкого фарфора – интригующая, но правдивая

Мы продолжаем наш исторический экскурс в удивительный мир фарфора и сегодня расскажем о развитии фарфорового производства в Германии с давних времен до наших дней.

История немецкого фарфора насчитывает более трех веков и является одной из самых богатых и интересных в мире. Немцы стали первыми европейцами, разгадавшими секрет китайского белоснежного фарфора. С этим связана очень интересная история.

История немецкого фарфора по праву считается самой интересной
История немецкого фарфора по праву считается самой интересной

Немецкий алхимик Иоганн Фридрих Беттгер, изучавший химию в Берлине, имел неосторожность похвастаться, что знает секрет философского камня, с помощью которого можно превращать металлы в золото. Кто-то сообщил об этом курфюрсту Саксонии Августу II Сильному, и тот в 1704 году похитил Беттгера. Дальнейшие опыты ученый проводил под стражей в крепости Кенигштайн. Но все они оказались безуспешными.

Конечно, курфюрст был в бешенстве. От расправы Беттгера спас граф Вальтер фон Чирнхаус минералог и владелец стекольного завода, искавший секрет китайского фарфора. Ценность изделий из белого полупрозрачного фарфора, привозимых из Китая, была в то время огромной, а секрет производства считался недоступным. Шутка ли: фарфоровые черепки вставлялись в золотую оправу и их носили на шее в виде подвесок. Фарфоровые изделия хранили в церквях вместе с золотыми чашами и иконами в драгоценных окладах.

Так вот, Фон Чирнхаус сумел убедить курфюрста, что получить фарфор не менее выгодно, чем золото, и Беттгер может ему в этом помочь. В 1705 году фон Чирнхаусу и Беттгеру удалось получить буро-красный (яшмовый) фарфор в подражание китайским изделиям «чен-лунг» — твердую непористую керамику, звенящую при постукивании и выдерживающую высокие температуры. В ходе дальнейших экспериментов выяснилось, что если к полевому шпату и кварцу добавить белую глину, залежи которой дрезденские модники пудрили парики, обжечь эту массу в печи 12 часов и покрыть глазурью, получится белоснежный тонкий и звонкий фарфор, ничуть не хуже китайского. Вскоре после этого ошеломляющего открытия, в январе 1710 года в пустующем в замке Альбрехтсбург была заложена первая европейская фарфоровая мануфактура - Мейсенская. Беттгер руководил мануфактурой до своей смерти в 1719 году. Умер он, кстати, в тюрьме, но это уже другая история.

В 1723 году фарфор украсили широкой палитрой оттенков
В 1723 году фарфор украсили широкой палитрой оттенков

А фарфоровое дело продолжало жить. В 1723 году придворным художником Августа Сильного стал живописец и художник по фарфору Иоганн Грегор Герольд. Он разработал широкую палитру красок для фарфора из окислов металлов: красную, фиолетовую, желтую, зеленую, голубую. После первого обжига на изделие наносилась роспись, которая затем обжигалась при более щадящей температуре. Краски не выгорали и под слоем прозрачной глазури становились яркими и привлекательными. Герольд также применял позолоту, которая делала посуду богаче и привлекательнее. Сначала для росписи использовали восточные мотивы, подражая китайским мастерам, затем получили развитие уникальные декоры, такие как «немецкие цветы» и «луковый узор». Наиболее известным мастером был Адам-Фридрих фон Левенфинк (1714—1754), работавший на мануфактуре с 1726 года. В период его работы мейсенский фарфор приобрел европейскую известность и популярность. В 1760 году Георг Генрих Махелейд открыл альтернативную фарфоровую мануфактуру в Зитцендорфе, княжестве Шварцбург-Рудольштадт. Сегодня это место называется Тюрингия. Затем другие города и регионы Германии начали производить свой собственный фарфор, создавая уникальные стили и дизайны.

В 19 веке немецкий фарфор стал популярным во всем мире благодаря своей превосходной отделке и красочным узорам. Многие фарфоровые мануфактуры развивали свои технологии и экспериментировали с новыми методами изготовления, что способствовало росту отрасли. Но флагманом по-прежнему оставался фарфор мейсенской мануфактуры.

Немецкие мастера бережно хранят традиции прошлого
Немецкие мастера бережно хранят традиции прошлого

В наше время немецкий фарфор остается востребованным у потребителей, а антикварный - коллекционерами и ценителями искусства. Немецкие мастера продолжают сохранять традиции прошлого, одновременно внедряя современные технологии и тенденции в производство. Всем хорошо известны такие современные марки немецкого фарфора как Dibbern, Falkenporzellan, Rosenthal, Schonwald, Wallendorfer и другие.

А что же с мейсенским фарфором? Он продолжает быть символом изысканности, красоты и высокого качества. В 2007 году мануфактура Meissen отметила круглую дату – 300 лет со дня открытия формулы белого твердого европейского фарфора, а в 2010 новый юбилей – 300-летие самой марки Meissen. Его современная история продолжается.