Найти в Дзене
Учитель Святости

книга Самуэля Логана Брэнгла •Когда сойдет на вас Дух Святой• Глава 16

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОМАЗАННОГО ПРОПОВЕДНИКА

Поскольку Бог спасает людей «юродством проповеди», то проповеднику предстоит бесконечно важная работа, и он должен быть к ней готов. Но что может подготовить человека к такому священному делу? Ни одно образование, ни знание книг, ни дары риторики, ни обаяние, ни притягательный голос, ни напор, но только Бог. Проповедник должен быть больше, чем человек, он должен быть человеком плюс Святой Дух.

Павел был таким человеком. Он был полон Святого Духа, и, изучая его жизнь и служение, мы получаем портрет помазанного проповедника в натуральную величину, живущего, сражающегося, проповедующего, молящегося, страдающего, торжествующего и умирающего в силе, свете и славе обитающего в нем Духа.

Во второй главе Первого послания к Фессалоникийцам он дает нам картину своего характера и служения, которые были сформированы и вдохновлены Святым Духом, образец Божьего творчества и пример для всех проповедников Евангелия.

В Филиппах Павла жестоко избили по голой спине и грубо бросили во внутреннюю темницу, где его ноги были закованы в колодки; но это не сломило и не угасило его духа. Любовь горела в его сердце, и его радость в Господе переполнялась и бурлила; а в полночь, в сырой, темной, отвратительной темнице, он и Сила, его товарищ в служении и страданиях, «молясь, воспевали Бога». Бог ответил землетрясением, а тюремщик и его семья были славно обращены. Павел был освобожден и сразу же отправился в Фессалоники, где, несмотря на позорное обхождение с ним в Филиппах, он смело проповедовал Евангелие, и за этим последовало благословенное пробуждение со многими обращенными; но начались гонения, и Павлу пришлось снова бежать. Однако его сердце постоянно возвращалось к этим новообращенным, и наконец он сел и написал им письмо. Из него мы узнаем, что:

1. Он был радостным проповедником. Он не был пессимистом, выкрикивавшим печальные пророчества, причитания и горькую критику. Он был полон радости в Господе. Это была не та радость, которая приходит от хорошего здоровья, уютного дома, большого количества денег, полезной еды, многочисленных и улыбающихся друзей и солнечного, благоприятствующего неба; то был глубокий, бьющий источник торжественной и довольной радости, который изобиловал и переливался в боли и усталости, в грязной, зловонной обстановке, в одиночестве и нищете, опасностях и жестоких гонениях. Никакое земное испытание не могло угасить его, ибо оно было рождено Небесами; это была «радость Господня», излитая в его сердце Духом Святым.

2. Он был смелым проповедником. Мирское благоразумие заставило бы его вести себя в Фессалониках более мягко, после опыта в Филиппах, чтобы не возбудить сопротивления и не подвергнуться насилию снова; но вместо этого он говорит: «Мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом» (1 Фессалоникийцам 2:2). Все личные соображения были забыты или выброшены на ветер в его порывистом желании проповедовать Евангелие и спасти души. Он жил в воле Божией и победил свои страхи. "Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев" (Притчи 28:1).

Эта смелость является плодом праведности, и ее всегда можно найти в тех, кто исполнен Святого Духа. Они забывают себя и теряют всякий страх. В этом заключалась тайна мучеников, когда их сжигали на кострах или бросали на съедение диким зверям.

Страх — это плод эгоизма. Смелость процветает, когда уничтожается эгоизм. Бог ценит это, повелевает Своему народу быть мужественными и делает духовными лидерами только тех, кто обладает бесстрашием (Иисуса Навина 1:9).

Моисей не боялся гнева царя, отказался называться сыном дочери фараона и смело поддержал дело своего презираемого и порабощенного народа. Иисус Навин был полон мужества. Гедеон бесстрашно напал на сто двадцать тысяч мадианитян, имея всего триста безоружных людей. Давид столкнулся со львом и медведем и вдохновил весь Израиль, сразившись с Голиафом и убив его.

Пророки были людьми высочайшего мужества, которые бесстрашно обличали царей и с риском для жизни, а часто и ценой собственной жизни, обличали грехи народа, призывали людей вернуться к праведности и верному служению Богу. Эти люди боялись Бога, потеряв таким образом страх перед людьми. Они поверили Богу и поэтому повиновались Ему, и им были доверены Его высокая миссия и вечное служение.

«Не бойся, ибо Я с тобою», — говорит Господь (Исаия 41:10); Павел верил этим словам, и потому писал: «Мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам». Бог был его высокой башней, его силой и неизменной защитой, и поэтому он не боялся. Смелость Павла перед людьми была плодом его смелости по отношению к Богу, что, в свою очередь, был плодом его веры в Иисуса как первосвященника, Который сострадал ему в его немощах, и через Которого он мог смело преступить к престолу благодати и получить милость, и найти благодать для благовременной помощи (Евреям 4:16). Именно церемонность и чопорность, с которыми люди пытаются взяться за Божью работу, часто приводят их к провалу. Пусть они выступят смело, как мужчины, как послы Небес, которые не боятся представлять своего короля, тогда они привлекут внимание и уважение, и достигнут сердец и сознания людей.

Я читал, что неугомонный епископ Латимер, который был впоследствии сожжен на костре, однажды проповедовал перед королем Генрихом VIII, чем монарх остался очень недоволен и приказал ему снова проповедовать в следующее воскресенье и извиниться за свои слова. Наступил назначенный день, и в переполненном зале все были готовы услышать извинения епископа. Тот начал читать свою проповедь: «Хью Латимер, знаешь ли ты, к кому обращаешься сегодня? К высокому и могущественному монарху, его величеству королю, который может забрать жизнь твою, если ты ведешь себя недостойно. Поэтому своими словами ты не смеешь оскорблять уши присутствующих. Но знаешь ли ты, Хью Латимер, откуда ты пришел? Кто повелел тебе делиться этим посланием? Великий и могущественный Бог, вездесущий, наблюдающий за всеми путями твоими и способный низвергнуть твою душу в ад! Поэтому позаботься о том, чтобы передать твое послание добросовестно». Затем он повторил проповедь предыдущего воскресенья, слово в слово, но с двойной энергией и выразительностью. Зал шумел, ожидая приговора бесстрашному епископу. Ему было приказано подойти к королю, который суровым голосом спросил: «Как осмелился ты говорить против меня?» «Я просто исполнил свой долг», - был ли ответ Латимера. Король встал со своего места и обнял епископа, говоря: «Благодарение Богу, что у меня есть такие честные слуги».

Он был достойным преемником Нафана, который столкнул царя Давида лицом к лицу с его грехом и сказал: «Ты — тот человек». Такое божественное мужество всегда сопровождает огненное крещение Духа.

Что, как не присутствие Святого Духа, дает мужество офицерам и солдатам Армии Спасения переживать опасности, трудности и одиночество с радостью и атаковать грех в его худших формах, бесстрашно, как Давид, выступивший против Голиафа?

«Не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф»(Захария 4:6).

Презреть ли мне ведение Духа Твоего,

Когда боюсь я человека, зла его?

Умерить пыл? Слова Твои оставить,

Дрожа пред теми, кто Тебя не славит?

Смягчить ли истину и сделать сладкой речь,

Чтобы от грешников себя мне уберечь?

Но как предстану после пред Тобой?

Не убоюсь меча ли гнева над собой?

Пусть мир бушует и народ ревет,

В тени я крыл Твоих укроюсь от забот.

Всю мира боль Твоя любовь покроет,

Мне даст покой и от греха укроет.

3. В нем не было лукавства. «Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1 Фессалоникийцам 2:3-4).

Он был откровенен и прямолинеен. Он говорил честно и от всего сердца. Он был прозрачно прост и открыт. Поскольку Бог удостоил его этого бесконечного доверия проповедовать Евангелие, он стремился проповедовать его, чтобы угодить Богу независимо от мнения людей. И все же это самый верный способ доставить удовольствие людям. Люди, которые слушают такого человека, чувствуют его честность и понимают, что он стремится сделать им добро, спасти их, а не пощекотать их уши и завоевать их аплодисменты, и в душе они довольны.

Но в любом случае, довольны они или нет, он должен выступить со своим обращением в качестве посла и ожидать награды от правительства своей страны. Он принимает поручение от Бога, и именно Бог испытает его сердце и даст оценку его служению. О, как же приятно угодить Иисусу! И как приятно предстать безупречным перед Богом после проповеди Его Евангелия!

4. Он не был ни льстецом, ни жадным до похвалы. «Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!» — добавляет он.

Есть три способа добраться до кошелька человека: (1) Напрямую. (2) Через голову — льстивыми речами. (3) Через сердце — смелыми, честными, спасительными словами. Первый способ — это грабеж. Второй путь — грабеж с добавлением смертельного, но приятного яда, который может проклясть его душу. Третий достигает его кошелька, спасая его душу и открывая в его сердце неиссякаемый источник щедрости, чтобы благословить себя и мир.

Лучше было бы проповеднику стать разбойником и грабить людей с дубинкой и сильной рукой, чем с улыбками, ласковыми словами, притворной и заискивающей любовью грабить их лестью, в то время как их бедные души, пренебрегаемые и обманутые, идут в ад. Как он встретит их в Судный день и заглянет в их охваченные ужасом лица, понимая, что он шутил и играл их фантазиями, привязанностями и гордостью, чтобы получить деньги, и вместо того, чтобы искренне предупреждать их и стараться спасти их, он льстивыми словами откормил их души на погибель?

Не так поступил Павел. «Я ищу не вашего, а вас», — писал он коринфянам. Он хотел не их денег, но их души.

Но такая верная любовь сможет заставить человека отдать все, что он может дать. Поэтому некоторым из своих обращенных Павел писал: «Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне» (Галатам 4:15). Но он стремился не угодить им лестными словами, а лишь спасти их. Он был настолько верен в этом вопросе и настолько сознавал свою честность, что призвал в свидетели Самого Бога. «Бог свидетель», — говорит он. Блажен человек, который может призвать Бога в свидетели; и тот, в ком Дух Святой обитает во всей полноте, действительно может это сделать. Можешь ли и ты, брат мой?

5. Он не был тщеславным или деспотичным, у него не было замашек диктатора. Некоторых людей не волнуют деньги, но они очень заботятся о власти, месте и славе, которую приносят им люди. Павел был свободен от этого духовного зуда. Послушайте его: «Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других: мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас» (1 Фессалоникийцам 2:6).

Соломон сказал: «Домогаться славы не есть слава» (Притчи 25:27), это только тщеславие. «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» — спросил Иисус (Иоанна 5:44).

От всего этого был свободен Павел, как и всякий человек, исполненный Святого Духа. И только будучи таким образом свободными, мы можем искренне и всем сердцем посвятить себя делу спасения людей.

6. При всей своей смелости и целеустремленности он был мягок. «Были тихи среди вас, — говорит он, — подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фессалоникийцам 2:7).

Свирепый ураган, который сносит на своем пути гигантские деревья, не так могуч, как нежное солнце, которое из крошечных семян и желудей поднимает ввысь высокие шпили дубов и елей на тысячах холмов и гор.

Дикий шторм, который превращает море в пену и ярость, слаб по сравнению с мягким, но неизмеримо сильным влиянием, которое дважды в день раскачивает океаны непреодолимыми приливами от берега к берегу.

Как в физическом мире могущественные силы совершают свои великие действиях мягко, так и в духовном мире. Свет, падающий на веки спящего младенца и пробуждающий его ото сна, не более нежен, чем тихий голос, который приносит уверенность в прощении или очищении тем, кто взирает на Иисуса.

О, милость Божья! «Милость Твоя возвеличивает меня», — сказал Давид (Псалом 17:36). «Убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2 Коринфянам 10:1), — писал Павел. И еще: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие…» (Галатам 5:22). И как кроток Отец, Сын и Святой Дух, так будет и раб Господень, исполненный Духа.

Я никогда не забуду кротость сильного мужа Божьего, которого я хорошо знал, когда однажды на сцене он был облечен ревностью, как ризою, и в своей всепоглощающей серьезности был подобен льву или огню поядающему; но когда имеешь дело с раненым или разбитым сердцем или с ищущей душой, ни одна кормилица с маленьким ребенком не сможет быть более нежной, чем он.

7. Наконец, Павел был полон самозабвенной и самоотверженной любви. «Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны» (1 Фессалоникийцам 2:8).

Неудивительно, что он потряс эти языческие города, сверг их идолов, совершил великие пробуждения, его тюремщик обратился, а его новообращенные с радостью отдали бы ему свои глаза! Такая нежная, самоотверженная любовь приковывает внимание, порождает доверие, воспламеняет любовь и обязательно достигает своей цели.

Эта пылающая любовь побудила его к труду и жертвенности и к желанию жить и ходить среди них так, чтобы стать не только учителем, но и примером всего, чему он учил, и смело сказать: «Следуйте за мной».

Эта любовь побудила его проповедовать всю истину, чтобы он мог во что бы то ни стало спасти их. Он не скрывал никакой правды, даже если она была непопулярна, ибо он искал их спасения, а не своей репутации и популярности. Он проповедовал не себя, но распятого Христа, без пролития Крови Которого не бывает прощения грехов; и через эту драгоценную Кровь он проповедовал нынешнее очищение от всякого греха и дар Святого Духа для всех, кто послушно верует.

И эта любовь сохранила его преданным, смиренным и верным до конца, так что несмотря на мученическую кончину, он увидел венец и воскликнул: «…время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…» (2 Тимофею 4:6-8).

Он был верен, и теперь, в конце, угнетаемый он не имел никаких сомнений, мучимый он не имел горьких сожалений, но с нетерпением ждал встречи со своим Господом и созерцания благословенного лица Того, Кого он любил. Аллилуйя!

От Духа силу взять сумел?

В бой без нее никак!

С той силою ты храбр и смел.

Обезоружен враг.

Святую силу взял с собой?

С небес она дана!

Иисус идет с тобой на бой,

Даст мужества сполна.

Священный ты огонь возьми!

Он очищает нас.

Оставь мирское, Крест люби,

И силы он придаст.