Найти в Дзене
Navygaming Channel

Авария субмарины/87. На борту Б-4 - "..вот и встренули праздничек",))

Сегодня, 8 марта, хочется поздравить всех женщин и девушек, чьи мужья, братья, отцы, друзья связали свою судьбу с морем, а значит с морем оказалась связанной и судьба этих женщин и девушек. Желаем им счастья и любви, а главное, чтобы их мужчины всегда возвращались домой, всегда помнили о них, и даже если в этот день не будет поздравления - не страшно, поздравят по возвращению. К сожалению ведь, происшествия с подводными лодками и в послевоенное время были не редкостью, иногда их причинами были действия экипажа, а иногда - техническая неисправность, которую и предугадать было сложно, а иногда и то и другое. И в этот момент командир и экипаж уж точно не думали о Международном женском дне. Случай на "Б-4" - яркий тому пример.
Подводная лодка Б-4 "Челябинский комсомолец" в Лиепае. Возвращение с боевой службы в Средиземном море, март 1989 года
Подводная лодка Б-4 "Челябинский комсомолец" в Лиепае. Возвращение с боевой службы в Средиземном море, март 1989 года

Подводная лодка Северного флота «Б-4» (проект 641) под командованием капитана 1 ранта И.Н. Мохова поставила своего рода рекорд для дизель-электрических подводных лодок по действию в отрыве от своего места базирования. Покинув По­лярный в начале 1974 года, она отправилась на Средизем­ное море и вернулась на Север только осенью 1976 года. В перерывах занятых ремонтом «Б-4» успела провести три про­должительных плавания, проведя в море 25 (!) месяцев.

И вот, 8 марта 1975 года (сомневаюсь, что кто то думал тогда про Международный Женский день, )) подводная лодка «Б-4» находилась в Мессинском проли­ве. На глубине 40 метров лодка обнаружила американскую атомную субмарину выходившую из мальтийской Валетты (расстояние около 200 км - неплохой результат обнаружения). Правда контакт с ней был вскоре потерян, и, чтобы вновь обнаружить АПЛ "вероятного противника", «Б-4» погрузилась на глубину 150 мет­ров. Лодка начала маневр по восстановлению утраченного контакта - заложила две пологих циркуляции. На карте это выглядит как большая восьмерка. Не даром же - восьмое марта, вот и получился подарок женщинам! Если серьезно, то цель была очень заманчивой, и командир, оставив цен­тральный пост, убыл во второй отсек в рубку гидроакусти­ка, откуда поступали данные о пеленгах на американца. Но попытка восстановить контакт длилась недолго.

Командир Б-4 капитан 1 ранга Игорь Николаевич Мохов
Командир Б-4 капитан 1 ранга Игорь Николаевич Мохов

Едва Мохов покинул третий отсек, как из второго (куда он и пошел) по гром­коговорящей связи в центральный пост поступил доклад вахтенного о пробоине и поступлении в отсек забортной воды. Под давлением ста пятидесяти метров средиземномор­ской воды, а это 15 килограмм на каждый квадратный сан­тиметр, рёв врывающегося в отсек потока был слышен даже в центральном посту.

Как только поступил доклад о пробоине, старший помощ­ник командира Пучнин отдал приказ перевести дифферент на корму, дать всем трём гребным электродвигателям «пол­ный вперёд» и немедленно всплывать. И здесь же не забыли задраить люк во второй отсек, где был командир лодки между прочим! И только после этого стали разбираться "что и как".

Подводная лодка Б-4 в доке СРЗ-82, п.Росляково, 1981 год, осень-зима
Подводная лодка Б-4 в доке СРЗ-82, п.Росляково, 1981 год, осень-зима

Как оказалось, во втором отсеке прорвало клинкет системы охлаждения кондиционера, за несколько секунд вода быс­тро залила палубу второго отсека. Под ней находилась но­совая группа аккумуляторной батареи, но герметичный настил не позволил воде проникнуть в ямы аккумуляторной батареи. Поступле­ние воды было прекращено путём перекрытия бортового клапана, полностью отсекающего доступ забортной воде. Отсек осушен. На этом инцидент мог бы и закончиться, но...

Штурман подвод­ной лодки «Б-4» лейтенант Владимир Баринов (в будущем - капитан 1 ранга) вспоминал: «В этот момент из четвёртого отсека влетает в централь­ный пост Слава Исаев, инженер-механик - в одних трусах, с койки вскочил. Кричит трюмному: Пузырь в нос!!!
Пузырь в нос дали, и тут же стал быстро расти диффе­рент на корму. У меня в штурманской рубке посыпались книги с полок. После 45-градусного дифферента лодка ста­новится неуправляемой, срывается... Гибель! А нос зади­рается все круче и круче... Надо кормовой балласт проду­вать, но закусило манипуляторы. Смотрю - палуба уже дыбом, кричу боцману: Кормовые рули - на погружение! А тот вцепился в манипуляторы мёртвой хваткой, аж ко­стяшки посинели, И слово «погружение» на дух не воспри­нимает В глазах только одно - всплытие!".

Штурман Баринов бросился к руле­вому, отпихнул его и сам вывел лодку из запредельного дифферента. Пошли на всплытие, стало легче. Тут и люк отдраили, и из второго отсека выбрался командир, мокрый до нитки, который сразу "отправил" старпома "на перископ".

Баринов вспоминает: "...Я смотрю, Пучнин держится за вертикальный трап, а взобраться не может, ноги как у велосипедиста на од­ном месте прокручиваются, от стресса они отключились. Но затем всё-таки справился, поднялся в боевую рубку, осмотрел горизонт: всё чисто. Командир командует: Боцман, всплывай! Продуть среднюю... Всплыли. Выбрались на мостик. Небо голубое, на море штиль, ни облачка, ни ряби. И по великому счастью - никого, ни судов, ни самолётов. Слева - Мальта, справа - Сицилия".

Вид конечно после всплытия был красивый, но главное лодку не заметили - это хорошо, но как оказалось после всех "принятых мер" запас воздуха высокого давления составлял всего 20%. Это значит погружаться нельзя. Командир лодки И.Мохов - мрачнее тучи, но делать нечего, пустили компрессоры на подбивку баллонов.

Мохов Игорь Николаевич
Мохов Игорь Николаевич

В целом советским подводникам в этот женский день повезло: и живы остались, и никто их не обнаружил. Правда мичман-трюмный слегка свихнулся, как вспоминали сослуживцы, он зациклился на одной фразе: "Вот и встренули праздничек! Вот и встренули праздничек! Вот и встренули..."

Стали разбираться, что собственно произошло. Во втором отсеке система охлаждения кондиционера питается забортной водой. На глубине 150 метров прорвало клинкет, и вода под страшным давлением ворвалась в отсек, мгновенно затопила газонепроницаемый настил. Матрос нырнул и перекрыл клапан- дублер, отсек осушили. Но механик же решил, что прорвало прокладку съемного листа, и дал пузырь в нос. Ему этот прорыв уже просто мерещился, нервы подвели, но разобрались....

Интересно, что на карте осталась та самая злополучная «восьмерка». Но главное, что советские подводники справились и сделали своим женам подарок лучше которого не могло быть - "не дали повода отравить "похоронки" (как сформулировал В.Баринов), и это уже хорошо. За этот беспримерный поход И.Н. Мохов был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени.

Дополнение 1: Между прочим, это та самая подводная лодка «Б-4», которая под коман­дованием капитана 2 ранга Рюрика Кетова во время Ка­рибского кризиса в октябре 1962 года участвовала в про­рыве четырёх советских ПЛ к берегам Кубы (операция "Кама"). Она была един­ственной субмариной из всех, которую американский флот так и не смог заставить всплыть на поверхность.

Дополнение 2: Капитан 1-го ранга Игорь Николаевич Мохов, не вылезавший из «автономок», умер перед строем бригады от разрыва сердца в День Победы 9 мая 1985 года.

Дополнение 3: В тот праздничный день 8 марта 1975 года, как говорят, на борту Б-4 имелось две спецторпеды.