Сегодня, 8 марта, хочется поздравить всех женщин и девушек, чьи мужья, братья, отцы, друзья связали свою судьбу с морем, а значит с морем оказалась связанной и судьба этих женщин и девушек. Желаем им счастья и любви, а главное, чтобы их мужчины всегда возвращались домой, всегда помнили о них, и даже если в этот день не будет поздравления - не страшно, поздравят по возвращению. К сожалению ведь, происшествия с подводными лодками и в послевоенное время были не редкостью, иногда их причинами были действия экипажа, а иногда - техническая неисправность, которую и предугадать было сложно, а иногда и то и другое. И в этот момент командир и экипаж уж точно не думали о Международном женском дне. Случай на "Б-4" - яркий тому пример.
Подводная лодка Северного флота «Б-4» (проект 641) под командованием капитана 1 ранта И.Н. Мохова поставила своего рода рекорд для дизель-электрических подводных лодок по действию в отрыве от своего места базирования. Покинув Полярный в начале 1974 года, она отправилась на Средиземное море и вернулась на Север только осенью 1976 года. В перерывах занятых ремонтом «Б-4» успела провести три продолжительных плавания, проведя в море 25 (!) месяцев.
И вот, 8 марта 1975 года (сомневаюсь, что кто то думал тогда про Международный Женский день, )) подводная лодка «Б-4» находилась в Мессинском проливе. На глубине 40 метров лодка обнаружила американскую атомную субмарину выходившую из мальтийской Валетты (расстояние около 200 км - неплохой результат обнаружения). Правда контакт с ней был вскоре потерян, и, чтобы вновь обнаружить АПЛ "вероятного противника", «Б-4» погрузилась на глубину 150 метров. Лодка начала маневр по восстановлению утраченного контакта - заложила две пологих циркуляции. На карте это выглядит как большая восьмерка. Не даром же - восьмое марта, вот и получился подарок женщинам! Если серьезно, то цель была очень заманчивой, и командир, оставив центральный пост, убыл во второй отсек в рубку гидроакустика, откуда поступали данные о пеленгах на американца. Но попытка восстановить контакт длилась недолго.
Едва Мохов покинул третий отсек, как из второго (куда он и пошел) по громкоговорящей связи в центральный пост поступил доклад вахтенного о пробоине и поступлении в отсек забортной воды. Под давлением ста пятидесяти метров средиземноморской воды, а это 15 килограмм на каждый квадратный сантиметр, рёв врывающегося в отсек потока был слышен даже в центральном посту.
Как только поступил доклад о пробоине, старший помощник командира Пучнин отдал приказ перевести дифферент на корму, дать всем трём гребным электродвигателям «полный вперёд» и немедленно всплывать. И здесь же не забыли задраить люк во второй отсек, где был командир лодки между прочим! И только после этого стали разбираться "что и как".
Как оказалось, во втором отсеке прорвало клинкет системы охлаждения кондиционера, за несколько секунд вода быстро залила палубу второго отсека. Под ней находилась носовая группа аккумуляторной батареи, но герметичный настил не позволил воде проникнуть в ямы аккумуляторной батареи. Поступление воды было прекращено путём перекрытия бортового клапана, полностью отсекающего доступ забортной воде. Отсек осушен. На этом инцидент мог бы и закончиться, но...
Штурман подводной лодки «Б-4» лейтенант Владимир Баринов (в будущем - капитан 1 ранга) вспоминал: «В этот момент из четвёртого отсека влетает в центральный пост Слава Исаев, инженер-механик - в одних трусах, с койки вскочил. Кричит трюмному: Пузырь в нос!!!
Пузырь в нос дали, и тут же стал быстро расти дифферент на корму. У меня в штурманской рубке посыпались книги с полок. После 45-градусного дифферента лодка становится неуправляемой, срывается... Гибель! А нос задирается все круче и круче... Надо кормовой балласт продувать, но закусило манипуляторы. Смотрю - палуба уже дыбом, кричу боцману: Кормовые рули - на погружение! А тот вцепился в манипуляторы мёртвой хваткой, аж костяшки посинели, И слово «погружение» на дух не воспринимает В глазах только одно - всплытие!".
Штурман Баринов бросился к рулевому, отпихнул его и сам вывел лодку из запредельного дифферента. Пошли на всплытие, стало легче. Тут и люк отдраили, и из второго отсека выбрался командир, мокрый до нитки, который сразу "отправил" старпома "на перископ".
Баринов вспоминает: "...Я смотрю, Пучнин держится за вертикальный трап, а взобраться не может, ноги как у велосипедиста на одном месте прокручиваются, от стресса они отключились. Но затем всё-таки справился, поднялся в боевую рубку, осмотрел горизонт: всё чисто. Командир командует: Боцман, всплывай! Продуть среднюю... Всплыли. Выбрались на мостик. Небо голубое, на море штиль, ни облачка, ни ряби. И по великому счастью - никого, ни судов, ни самолётов. Слева - Мальта, справа - Сицилия".
Вид конечно после всплытия был красивый, но главное лодку не заметили - это хорошо, но как оказалось после всех "принятых мер" запас воздуха высокого давления составлял всего 20%. Это значит погружаться нельзя. Командир лодки И.Мохов - мрачнее тучи, но делать нечего, пустили компрессоры на подбивку баллонов.
В целом советским подводникам в этот женский день повезло: и живы остались, и никто их не обнаружил. Правда мичман-трюмный слегка свихнулся, как вспоминали сослуживцы, он зациклился на одной фразе: "Вот и встренули праздничек! Вот и встренули праздничек! Вот и встренули..."
Стали разбираться, что собственно произошло. Во втором отсеке система охлаждения кондиционера питается забортной водой. На глубине 150 метров прорвало клинкет, и вода под страшным давлением ворвалась в отсек, мгновенно затопила газонепроницаемый настил. Матрос нырнул и перекрыл клапан- дублер, отсек осушили. Но механик же решил, что прорвало прокладку съемного листа, и дал пузырь в нос. Ему этот прорыв уже просто мерещился, нервы подвели, но разобрались....
Интересно, что на карте осталась та самая злополучная «восьмерка». Но главное, что советские подводники справились и сделали своим женам подарок лучше которого не могло быть - "не дали повода отравить "похоронки" (как сформулировал В.Баринов), и это уже хорошо. За этот беспримерный поход И.Н. Мохов был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степени.
Дополнение 1: Между прочим, это та самая подводная лодка «Б-4», которая под командованием капитана 2 ранга Рюрика Кетова во время Карибского кризиса в октябре 1962 года участвовала в прорыве четырёх советских ПЛ к берегам Кубы (операция "Кама"). Она была единственной субмариной из всех, которую американский флот так и не смог заставить всплыть на поверхность.
Дополнение 2: Капитан 1-го ранга Игорь Николаевич Мохов, не вылезавший из «автономок», умер перед строем бригады от разрыва сердца в День Победы 9 мая 1985 года.
Дополнение 3: В тот праздничный день 8 марта 1975 года, как говорят, на борту Б-4 имелось две спецторпеды.