В пограничный день между кризисной зимой и весной, полной надежды, 29 февраля вышел первый альбом Аси Светловой «Где твои шрамы». Исполнительница по образованию кандидат психологических наук, что отражается в её творчестве. Ася пишет терапевтическую музыку и классифицирует новый альбом как «драматик-мюзикл-рок», звучащий тяжелее и «гитарнее» её ранних синглов.
Певица предлагает слушателям не просто насладиться красивой музыкой, а заглянуть внутрь себя и проанализировать скрытые чувства и эмоции. Каждая из пяти композиций соответствует пяти стадиям проживания перемен.
Первая песня альбома расскажет о том, как чувствует себя исполнительница вернувшись в музыку после 14-летнего отсутствия. Поставленная в начало композиция с таким посылом создаёт интимную и доверительную атмосферу. Если вы не были знакомы с творчеством Аси до этого, то первый трек «Музыка хлещет» это восполняет. Становится ясно, что этот альбом существует, потому что она просто не могла его не написать. Рождение этой музыки автор сравнивает с кровотечением — болезненным и страшным процессом, но запись песен, по словам Аси, оказалась для неё «важнее боли». Уже в первом предложении выстраивается диалог со слушателем, благодаря обращению: «Алло, телефон доверия?…» понимаешь, что сейчас будет происходить обмен энергией автора и аудитории.
«Что мертво, умереть не может» — смелое обращение к нескольким людям, рабочее название этой песни — «Моему другу». Если первая композиция альбома объясняет, зачем он был написан, то вторая — описывает раны сложного жизненного периода. Песня углубляет эмоциональную связь между певицей и слушателем, показывая, что идея писать психотерапевтическую музыку появилась после собственного приобретения шрамов.
Третья композиция альбома, подарившая ему название «Где твои шрамы», представляет результат совместного творчества с экстрим-вокалисткой Женей Францевой. В этой песне автор переходит от рассказа о себе к прямому вопросу к слушателю: «Где твои шрамы, покажи мне?»
«Надежда никогда не умрёт» логично завершает альбом, несмотря на то, что песня расположена в конце, она не звучит спокойно или успокаивающе. Яркий аккомпанемент в виде фортепьяно намекает на предпоследнюю стадию принятия своих эмоций — крах ложных надежд.
Чувство спокойствия и окончательного принятия пережитого опыта дарит Outro, в котором закольцовывается сюжетная линия с разговором по телефону доверия.
В интервью Ася Светлова рассказала о том, как этот альбом помог справиться ей с собственными трудностями и как он может повлиять на слушателей.
— Какие безопасные способы проживания эмоций, помимо музыки, вы можете порекомендовать?
— Проживать эмоции вообще гораздо безопаснее, чем подавлять их. Запрятывать глубоко внутрь или делать вид, что «я не плачу, это просто дождь» . Об эмоциях можно и нужно говорить, замечая их, давая им внимание и пространство. Их можно называть по имени: «Это грусть. Это боль. А это — ярость» .
А ещё можно их проживать через тело — двигаться, идти, бежать. Через голос — петь, кричать. Через мимику, поступки и все то внешнее, что продиктовано эмоцией и позволяет ей проявиться.
— Свой альбом вы ассоциируете с семнадцатилетнеми детьми, которые говорят правду, не подбирая выражений. При этом цель релиза — терапевтическая: помочь людям пережить сложный период, справиться со своими эмоциями. Почему, с точки зрения психотерапии, прямолинейность способствует этому лучше, чем «осторожный» подход к травмам?
— «Осторожность» часто приводит к тому, что эмоции на долгие годы оказываются запертыми внутри. Это можно сравнить с источником воспаления, который человек носит в своём теле, что опасно и чревато последствиями. Выпустить эмоции — выкричать, признать их, позволить им быть до тех пор, пока они не догорят, — целительно, как вскрыть нарыв.
Люди разучились говорить о своей боли. Чем старше человек, тем сдержаннее он проявляет себя и больше думает о приличиях. И тем больше у него подавленной агрессии и непрожитых эмоций, которые скапливаются у закрытого выхода. Психотерапия доступна не всем. А вот сказать «мне трудно, мне страшно» и спеть вместе со мной припев — это высвобождающая практика, на которую способен каждый.
— Как вы реагируете на отзывы аудитории о вашем альбоме? Есть ли какие-то особенные комментарии, которые вас порадовали или впечатлили?
— Одна моя коллега-музыкант сказала про альбом, что это «красивая, сильная и по-хорошему злая музыка» . Меня это очень порадовало. Это определение — «по-хорошему злая музыка» — говорит о том, что получилось именно то, что я и хотела. Я хотела помочь людям злиться, обнаружить и раскрыть в себе гнев. Ведь именно «негативные» эмоции люди чаще всего подавляют. Все хотят быть добрыми. Вот только происходит подмена понятий: быть добрым не значит никогда не испытывать злость. Быть добрым значит — злиться, когда испытываешь злость, уметь обращаться со своей злостью. Пропеть её, но не нести ближнему своему, не выливать другим на голову.
— Часто желание проанализировать тяжёлый период жизни наступает позже его окончания. Как понять, что человек готов к проработке своих психологических травм?
Желание анализировать как рационализация может появиться и сразу в ответ на травму, задолго до того, как раны заживут. Процесс исцеления можно тоже начинать сразу, как только боль осознана. Часть этого процесса протекает на сессиях с психологом, но львиная доля — в уединении все оставшееся время. И прослушивание музыки, созвучной тому, что на душе, и соответствующей внутреннему состоянию, является частью работы по проживанию.
— Песня «Что мёртво, умереть не может» могла называться «Моему другу». Почему появились такие контрастные варианты?
— «Моему другу» — это собирательное обращение к нескольким людям. Они могли считаться друзьями, но в течение нескольких лет я не находила их рядом в самые трудные для меня моменты. И со временем близости не стало, и слово «друг» я уже адресовать не могу. В этой песне я хотела выразить боль человека, теряющего отношения. По ходу движения музыки человек от обиды и гнева на партнёра продвигается к осознанию того, что отношения мертвы уже давно. Но раз уж мы осознали это только сейчас — ну что ж, значит, именно сейчас время об этом погоревать.
Название «Моему другу» давало шанс и надежду этим отношениям. А название, на котором я в итоге остановилась: «Что мёртво, умереть не может» — подтверждает окончательную бесповоротность завершения. Только приняв её, можно двигаться дальше.
ВК не запускает таргетированную рекламу этой песни из-за её названия. Правилами рекламной площадки запрещены объявления «о трагических событиях» . Но я ни о чём не жалею. Название правильное. Именно такое и должно быть!
— Как процесс написания и записи песен помог вам справиться с трудностями, с которыми вы столкнулись?
— Боль переплавилась в котле этого альбома. Сначала музыка отвлекла меня от тягостных мыслей: казалось, что мой альбом важнее моей боли.
А потом я записывала вокал — по много дублей. Как самый настоящий сумасшедший перфекционист. Вы представляете, сколько раз мне нужно было прокричать в микрофон:
«Музыка хлещет из меня, как тёплая кровь!»,
«Что мертво, умереть не может!»,
«Где твои шрамы, покажи мне!»,
«Надежда никогда не умрёт».
А звукорежиссёр говорил: «Слушай, неплохо, но давай немного больше экспрессии». И в какой-то момент боли не осталось. Осталось желание сделать хороший альбом. И альбом действительно стал важнее боли.
— Вы писали, что ваши песни соответствуют движениям души, а не релизному плану. Первый альбом стоит рассматривать как выбор определённой стратегии или это пока единичное высказывание, соответствующее настроению?
— Будут движения внутри жанра. Будут чуть более приблюзованные композиции. Будут новые звучания. Однозначно, этот альбом задал вектор, которому я собираюсь следовать — психологизм и терапевтичность. Я по-прежнему буду говорить неудобные вещи, чтобы вам осталось только подпеть или выложить в сторис. Это по-прежнему будет обнажённая музыка. Вы по-прежнему будете узнавать в ней себя.
— Учитывая психологическую направленность вашей музыки, можете ли вы дать советы, как слушать ее наиболее «эффективно» для улучшения своего состояния?
— Слушайте, когда думаете о своей ситуации и когда ощущаете необходимость выплеснуть эмоции. Когда хочется с кем-то поговорить, но не с кем. Не возвращайтесь к печальным мыслям, если сейчас вам хорошо. Но уж если вам плохо — слушайте песни и делайте то, что в этот момент будет хотеться. Идти под холодным ветром быстрым шагом — хорошо. Отжиматься — пожалуйста. В самые тёмные и трудные моменты помните про Outro — «А знаете... кажется, я уже... отпустила!» Этот момент и у вас обязательно наступит.
— Пять композиций альбома соответствуют пяти стадиям проживания перемен. Можно ли принять серьёзные изменения, не проходя через все этапы?
— Через эти этапы человек проходит неминуемо, но не всегда линейно и по порядку. Бывает, подолгу застревает на одной из стадий или возвращается к уже пройденной. Например, после торга «может быть, еще не все кончено» должна последовать депрессия «как же теперь жить», а человек возвращается к стадии гнева «как ты мог так со мной» или к отрицанию: «не верю, что все так, не может этого быть».
Самое сложное — принять неизбежное и позволить умереть надежде на то, что мир будет таким, как до травмы. И лишь после стадии «не может быть, чтобы все так кончилось» и принятия свершившихся изменений, нравятся они или нет, — только после этого наступает настоящая новая жизнь. Жизнь к которой можно как-то приспосабливаться, где даже можно быть счастливым. Это и есть принятие.
С этой точки зрения самая сложная стадия перед принятием — как самое тёмное время перед рассветом — соответствует композиции предпоследней песни «Надежда никогда не умрет». Нужно быть очень честным с собой, чтобы признать: «Эти отношения мертвы. Эти надежды и планы мертвы». Того меня, каким я был до этого всего, — уже нет. Нужно много храбрости, чтобы не играть в игры разума, цепляясь за призрачную надежду, и говорить себе то, что хочется услышать. Надежде на «мир до травмы» нужно позволить умереть. Только тогда вырастает новая надежда — на новый мир. В этом мире еще предстоит учиться жить. Но это уже будет жизнь, а не погоня за призраками.
Понравился материал? Подписывайся на канал!