Найти тему
Учитель Святости

книга Самуэля Логана Брэнгла •Когда сойдет на вас Дух Святой• Глава 17

ИСКУССТВО ПРОПОВЕДИ

«Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?»— спрашивает Павел. И затем заявляет: «Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» ( 1 Коринфянам 1:20-21).

Что это за проповедь? Он не говорит «глупая проповедь», но говорит о глупости такого пути, как проповедь. Сегодня в мире чаще всего слышны нравоучения, интеллектуальные или полуинтеллектуальные проповеди, но они никого не спасут; ибо тысячи подобных проповедей никого не трогают и не обращают. Как не делает этого и шумная декламация, называемая проповедью, но при этом лишенная всякой серьезной мысли и истинного чувства. Говоря словами Петра, людей спасет лишь «то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес» (1 Петра 1:12).

Ни один человек не способен проповедовать Евангелие и осуществлять духовное руководство и наставление душ, пока он не будет помазан Святым Духом.

Учеников привел к Иисусу Иоанн Креститель, чья могущественная проповедь заложила глубокое и твердое основание для их духовного образования, а затем в течение трех лет они слушали как публичные, так и частные учения Иисуса; они были «очевидцами Его величия», Его жизни, смерти и воскресения, и тем не менее Он повелел им оставаться в Иерусалиме и ждать Святого Духа. Дух должен был подготовить их к служению. Если наученные Самим Учителем нуждались в Святом Духе, чтобы получить возможность проповедовать и свидетельствовать с мудростью и силой, насколько больше мы с вами нуждаемся в Его присутствии!

Без Него они ничего не смогли бы сделать. С Ним они были непобедимы и могли продолжать дело Иисуса. Могучая энергия Его действия видна в проповеди Петра в день Пятидесятницы. Сама проповедь, похоже, не была особенно примечательной; действительно, она в основном состоит из свидетельств, подкрепленных цитатами из Священного Писания, за которыми следуют увещевания, точно так же, как и проповеди, которые сегодня наиболее эффективны в немедленном обращении и освящении людей. «Истинная проповедь — это свидетельство», — сказал Хорас Бушнелл.

Цитаты Петра из Священного Писания были уместны, соответствовали случаю и людям, которым они были адресованы. Свидетельство было смелым, радостным, стремительным потоком теплого, свежего, пульсирующего переживания; а увещевание было горячим, бескомпромиссным в своих требованиях, но в то же время нежным и полным сочувствия и любви. Но божественное Присутствие действовало в этой огромной, насмешливой, изумленной толпе, и именно Дух Святой заставил простые слова Петра пронзать, как огонь, и нести такую ​​ошеломляющую уверенность в сердца людей.

И это по-прежнему так: всякий раз где бы человек ни проповедовал «Духом Святым, посланным с Небес», будет присутствовать обличение.

Услышав проповедь Петра, «они умилились сердцем». Истина пронзила их, как меч, пока они не сказали: «Что нам делать?» Еще совсем недавно они сомневались и насмехались, а теперь искренне спрашивали, как спастись. Речь может быть неотесанной, манеры неуклюжими, а суть — простой и понятной; и убеждение обязательно последует за любой проповедью пылающей любви, силы и заразительной радости Святого Духа.

Несколько лет назад бедный черный мальчик в Африке, которого украли в рабство и с которым жестоко обращались, услышал миссионера, говорящего о пребывании в нем Святого Духа, и его сердце жаждало и алкало Его. Удивительным образом он добрался до Нью-Йорка, чтобы узнать больше о Святом Духе, по пути обратив в веру капитана корабля и нескольких членов команды. Брат из Нью-Йорка, к которому он приехал, взял его на собрание в первый вечер, когда он был в городе, и оставил там, пока сам отправился по делам. Когда позже он вернулся, то обнаружил толпу мужчин у скамьи покаяния, ведомую простыми словами этого бедного чернокожего парня. Он отвел его в свою воскресную школу, попросил сказать несколько слов, а сам занялся чем-то другим. Когда через некоторое мгновение он вернулся к мальчику, то обнаружил, что скамья покаяния опять полна учителей и учеников, плачущих пред Господом. Что говорил черный мальчик, он не знал; но он склонился в удивлении и исполнился радости, ибо это была сила Святого Духа.

Люди падали, как подкошенные в бою, под влиянием проповедей Уэсли, Уайтфилда, Финнея и других. И хотя  физические проявления могут быть разными, несомненно, результат всегда будет один и тот же: откровение о духовных вещах, сокрушение сердец и пробуждение совести. Во время проповеди человека, наполненного Святым Духом, часто сам Дух, как ветер, сходит на собрание, и головы склоняются, глаза наполняются слезами, а сердца рвутся на части под Его обличающей силой. Я помню одну гордую молодую женщину, которая несколько дней подряд беспощадно критиковала нас, так что мы чувствовали себя разбитыми. Но она заулыбалась, когда вдруг Святой Дух направил слово в ее сердце, и тотчас ее лицо изменилось, ее голова поникла, и в течение часа или больше она рыдала и боролась, в то время как ее гордое сердце разрывалось; с истинным покаянием и верой она нашла свой путь к ногам Иисуса и к благосклонности своего Небесного Отца. Как часто мы видели подобные зрелища под влиянием проповеди Основателя! И это должно быть обычным явлением на проповеди всех служителей Божьих; ибо для чего мы посланы, как не для того, чтобы обличить людей в их грехах и их нуждах и силой Духа привести их к Спасителю?

Такая проповедь приведет не только к обличению, но и часто, если не всегда, к обращению и освящению. Три тысячи человек приняли Христа после проповеди Петра в Пятидесятницу. Позднее пять тысяч обратились и множество священников были послушны вере. И так было во время проповеди Филиппа в Самарии, Петра — в Лидде, Сароне и Кесарии, а также Павла — в Ефесе и других городах.

Конечно, проповедь Стефана по своему непосредственному эффекту привела только к ярости его слушателей, пока они не забили его камнями до смерти; но весьма вероятно, что конечным результатом было обращение Павла, который охранял одежды тех, кто побивал Стефана камнями, и через Павла — возможность проповеди язычникам.

Один из величайших американских евангелистов мучительными молитвами и слезами искал крещения Святым Духом и получил его. Он сказал, что после этого он проповедовал те же проповеди, но там, где раньше они звучали как удары по воздуху, теперь сотни людей были спасены.

Именно это обеспечило успех офицерам Армии Спасения. Молодые, неопытные, без особых даров и без образования, но благодаря крещению, они смогли завоевать души. Самые жестокие сердца были поколеблены, самые темные умы озарены, самая упрямая воля покорена и самая дикая натура укрощена. Их слова имели силу и обличали, обращали и освящали людей, а их труд преобразовывал целые общины.

Без присутствия Духа великие дары и глубокие и точные знания бесполезны для спасения людей. Мы часто видим людей, обладающих огромными природными способностями, прекрасно обученных и оснащенных всем, кроме этого огненного крещения; они трудятся и проповедуют год за годом, не видя ни одной спасенной души. Они провели годы в учебе; но они не провели ни дня, а тем более десяти дней, постясь, молясь и ожидая от Бога Его помазания, которое должно наполнить их небесной мудростью и силой для их работы. Они подобны большому ружью, заряженному, но без искры огня, которая могла бы превратить порох в непреодолимую молнию.

Людям нужен огонь, и Бог дарует им его в ответ на мучительные молитвы, проведенные в борениях и ожидании слова. Такая молитва никогда не будет отвергнута; и когда они получат этот огонь (но не раньше), они будут проповедовать со Святым Духом, ниспосланным с Небес, и, несомненно, люди будут спасены. Подобная проповедь не может быть бессмысленной:

1. Ее доводы разумны. Она обращена к человеческому разуму и соответствует требованиям здравого смысла. Мы читаем, что Павел рассуждал с народом в синагогах (Деяния 17:2; 18:4,19). Его проповедь не была шумной речью или набором красивых банальностей, но жизнью и смертью, вечной жизнью и смертью, борющихся с разумом человека. Бог — автор интеллектуальных способностей человека, и Он наделил его разумом. Святой Дух уважает эти возможности человека и обращается к разуму, когда вдохновляет людей проповедовать своим собратьям.

2. Она убедительна. «Тогда придите — и рассудим, говорит Господь» (Исаия 1:18). Он принимает во внимание человеческие чувства, эмоции, страхи, надежды и привязанности и обращается к ним. Это слово ко всему человеку в целом. Человек — это не только интеллект, не просто логическая машина. Он также представляет собой пучок чувств; и истинная проповедь, вдохновленная Святым Духом, обращается к разуму людей с помощью доводов и аргументов. Но она насквозь проникнута таким состраданием, что возбуждает здоровые страхи, стыд греха, высвобождает совесть, воскрешает стремления к чистоте и добру, оживляет нежные привязанности, напрягает волю и весь человек воспламеняется и освещается пламенем спасительных эмоций, зажженным огнем из сердца проповедника, который позволяет ему видеть и чувствовать реальность вечного, Бога и суда, рая и ада, нравственные твердыни и важность немедленного покаяния и принятия предложения Божьей милости в Иисусе Христе.

3. Такая проповедь соответствует Писанию. Евангелие не противоречит естественной религии и разуму, но оно далеко опередило их. Это откровение от Бога фактов, благодати и истины, милосердия и любви, а также плана искупления, который человек не мог открыть для себя сам. И это откровение записано в Священном Писании. Итак, мы обнаруживаем, что Павел «говорил с ними из Писаний». Истины Библии покрывают моральные потребности человека, как перчатка покрывает его руку; соответствуют его нравственной природе и опыту, как ключ подходит к замку; раскрывает состояние его сердца, как зеркало раскрывает состояние его лица.

Ни один человек не может вдумчиво читать Библию, не ненавидя ее или не ненавидя свои грехи.

Но хотя Библия раскрывает грех человека и его потерянное состояние, она в то же время провозглашает Божью любовь и Его план искупления. Она показывает нам Иисуса Христа и путь, которым мы приходим к Нему и через Него получаем освобождение от греха и становимся новым творением. Именно в Библии и только там можно найти это откровение. И именно это Святой Дух вдохновляет людей проповедовать.

«Мы проповедуем Христа распятого», — писал Павел (1 Коринфянам 1:23); и еще: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса» (2 Коринфянам 4:5). И он увещевал Тимофея «проповедуй слово» (2 Тимофею 4:2). Именно «неисследимое», но открытое «богатство Христово» нам надлежит проповедовать (Ефесянам 3:8).

Святой Дух делает слово живым. Он напоминает его проповедникам, в которых пребывает, и Он применяет его к сердцам слушателей, освещая душу, как солнцем, до тех пор, пока они не увидят грех во всем его безобразии, или, словно острым мечом, пронзая сердце непреодолимой убежденностью в вине и стыде греха.

У Петра не было времени свериться с Писанием и подготовить проповедь утром Пятидесятницы; но Святой Дух оживил его память и напомнил ему места Писания, соответствующие данному случаю.

За сотни лет до этого Святой Дух устами пророка Иоиля предсказал, что в последние дни Дух изольется на всякую плоть и что их сыновья и дочери будут пророчествовать (Иоиль 2:28-32). И тот же Дух, который говорил через Иоиля, теперь заставил Петра увидеть и заявить, что это пятидесятническое крещение было тем, о чем говорил Иоиль.

Устами Давида Дух сказал: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Псалом 15:10); и ныне Петр, по вдохновению того же Духа, применяет это Писание к воскресению Иисуса и таким образом доказывает иудеям, что Тот, Кого они осудил и убили, был  Святым, предсказанным в пророчествах и псалмах.

И поэтому сегодня Святой Дух вдохновляет людей, которые принимают Его, использовать Священное Писание для пробуждения, обличения и спасения остальных.

Когда Финней был молодым проповедником, его пригласили проповедовать в деревенскую школу. По дороге он сильно огорчился душой, и разум его казался пустым и темным, когда внезапно ему на ум пришли слова, сказанные Лоту в Содоме ангелами: «Встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город» (Бытие 19:14). Он разъяснил текст, рассказал народу о Лоте и нечестии Содома и применил его к ним. Пока он говорил, они начали выглядеть чрезвычайно разгневанными, а затем, когда он искренне увещевал их оставить свои грехи и искать Господа, они начали падать со своих мест, как подкошенные, и взывать к Богу о милости. Последовало великое пробуждение; многие были обращены, и некоторые из обращенных стали служителями Евангелия.

К изумлению Финнея, позже он узнал, что это место называлось Содомом из-за его крайнего нечестия, а старика, пригласившего его проповедовать, звали Лот, потому что он был единственным богобоязненным человеком в этом месте. Очевидно, Святой Дух действовал через Финнея, чтобы добиться этих результатов. И такое вдохновение нередко встречается среди тех, кто исполнен Духом.

Но это подкрепление ума и памяти Святым Духом не отменяет необходимости изучения. Дух оживляет то, что уже есть в уме и памяти, как теплое солнце и весенние дожди оживляют спящие семена, находящиеся в земле. Солнце не сажает семя в почву, и Святой Дух без нашего внимания и изучения не помещает слово Божье в наш разум. Для этого нам следует молитвенно и терпеливо учиться.

«А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова», — сказали апостолы (Деяния 6:4).

«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины», — писал Павел Тимофею (2 Тимофею 2:15).

Те люди, которые наиболее тщательно и молитвенно изучали Слово Божье и наиболее постоянно и с любовью размышляли над ним, лучше других были способны правильно делиться Словом и были наиболее сильно использованы Святым Духом.

4. Эта проповедь согревает и утешает. Проповедь Духа Святого, ниспосланного с Небес, с одной стороны, досконально пронизывает душу человека. Но она также назидает, укрепляет, утешает тех, кто всецело принадлежит Господу. Она режет, но только для того, чтобы исцелить. Она ищет, но только для того, чтобы спасти. Она созидательна и разрушительна. Она разрушает грех, гордыню и неверие, но созидает веру, праведность, святость и все добродетели христианского характера. Она согревает сердце любовью, укрепляет веру и утверждает волю преследовать только святые цели.

Каждый проповедник, крещенный Святым Духом, может сказать вместе с Иисусом: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Луки 4:18-19).

Редко встречается собрание, в котором есть только те, кого нужно обличить. Будут также кроткие и смиренные, которым следует донести весть радости и благости; разбитые сердцем — которых надо ободрить; раненые — которых надо исцелить; искушаемые — которых надо избавить; и те, кого сатана связал каким-то страхом или привычкой — которых надо освободить. Святой Дух, знающий все сердца, вдохновит слово, которое благословит этих нуждающихся.

Проповеднику, наполненному Святым Духом, прилежному в молитве, постоянному в изучении Слова Божьего, стойкому и деятельному в вере, несомненно, будет оказана такая помощь, что он сможет сказать: «Господь Бог дал Мне язык мудрых, чтобы Я мог словом подкреплять изнемогающего» (Исаия 1:4), и, как и в случае с маленьким Самуилом, Господь позаботится, чтобы  «не осталось ни одного из слов его неисполнившимся» (1 Царств 3:19).

Проповедник будет ожидать результатов проповеди и Бог даст ему увидеть их так же, как дает фермеру урожай кукурузы после того, как тот посадит ее и потрудится в поле.