Петровск Саратовский. Сквозь призму времени – 8.
Перелистывая страницы местных газет 1960 года выпуска я, совершенно случайно, наткнулся на довольно интересный рассказ М.Ершова, «Комендант села Дубровка». Не скрою, что для современного восприятия этот рассказ довольно своеобразен, но, настолько самобытен и ярок, что я позволю себе оставить этот рассказ в полном объёме. Надеюсь, что судьба крестьянина Семена Батаева будет интересна не только жителям села Новодубровка, его родным и близким, но и поможет открыть новую страницу в истории Петровского района.
Едоков в семье Батаевых было много, земли – мало. Какие уж тут достатки, когда надел меньше полутора десятин, да и тот клочками разбросан. Оттого старший брат Семы смеялся редко – больше вздыхал да ломал тщетно голову над тем, как выбиться из нужды.
- Правду черти, говорят, съели. У нас, Семка, на четыре мужские души 64 сажени земли. Поле, впору хоть на курице пахать, да лаптем мерить. А барин Устинов свое имение за день в таратайке не объедет. Эх ты, доля мужицкая, - не раз изливал он свою душу перед мальчиком и в сердцах грозил мироедам кулаком.
Как достается кусок хлеба бедному человеку, Сема узнал ещё в ту пору, когда был сам чуть повыше стола. Едва подрос, пошел искать заработок на стороне, «в люди», как тогда говорили. Год батрачил у соседнего попа. Этот служитель культа редко молился, совсем не постился, но зато с утра до вечера бражничал. Молодой работник, своими глазами, увидевший подленькое нутро церковников, с той поры стал ярым антирелигиозником и смело заявлял односельчанам, что бога нет.
Потом Семен Батаев служил в Петровске. Хозяин Зобнин, владелец маслобойни и просорушки, оказался ещё почище попа. Настоящий кровопийца-кулак. Своих работников он поднимал с первыми петухами. Тяжелая изнурительная работа кончалась в 12 часов ночи. И за такой каторжный труд полагалось пять целковых в месяц.
Пришла пора идти на службу в царскую армию. Рядовой Кубанского полка изведал за три года солдатчины мордобой и унижения. Защитник отечества не раз читал у входа в городские парки, где резвились толстые барчуки и гуляли под ручку с разодетыми дамами важные господа, строгую надпись: «Вход собакам и нижним чинам запрещен».
Отпущенный из армии по болезни домой, Семен отправился искать счастье в шумный волжский Саратов. Нанялся на биржу ломовым извозчиком. Хозяин был новый – порядки старые. Давал хозяин за каторжный труд ровно столько, чтобы с голоду не умереть.
Так и жил бы он до самой смерти, мыкаясь по хозяевам, терпя везде одну и ту же нужду и унижения, если бы залп «Авроры» не провозгласил начало новой эры. Победа Великой Октябрьской революции сделала Семена Батаева хозяином страны, уверенным в своих силах, способностях, правах.
В феврале 1918 года его, бедняка, односельчане на крестьянском сходе избрали председателем Ново-Дубровского сельсовета. Тревожно было в те времена в Петровском уезде, нелегко было проводить в жизнь декреты Советской власти. Недобитое белое офицерье, кулачье, переодетые помещичьи сынки старались ударом в спину остановить победоносное шествие революции, запугать народ подлыми убийствами из-за угла коммунистов и активистов. Рабочие и крестьяне ответили на вылазки врагов сплоченностью своих рядов и повышением бдительности. Вот почему в сельсовете тогда в козлах наготове стояло шесть солдатских винтовок, и круглые сутки дежурил председатель вместе с добровольцами. А утром, после бессонной ночи, Семен Авдеевич шел снаряжать обоз хлеба для Красной Армии, организовывать с учителями кружки ликбеза, разрешать земельные споры между единоличными дворами.
- Надо жить по-новому. Пора запахать все межи в одно поле. Один того не сделает, что сделаем сообща. Артель силой красна. Колхоз давайте организовывать, - горячо убеждал он односельчан, когда страна взяла курс на коллективизацию.
После того, как в 1929 году в Дубровке крестьянские дворы сошлись в колхоз имени Сталина, одним из первых свез он свою единственную собственность – телегу без коня.
По-другому рассуждали кулак Ибрянов и его сыновья. И, может, давно бы лежал энтузиаст артельной жизни Семен Батаев в сырой земле, если бы при одной из встреч с кулачьем ему отказало обычное мужество и хладнокровие да не оказалось случайно при нем нагана.
Для строительства социализма требовались знающие, грамотные кадры. Надо было поднимать культуру на селе, и народ послал своего председателя Совета в Петровск на учительские курсы в мордовское педучилище. По возвращении в родное село Семен Авдеевич с 1930 по 1933 год учил ребятишек в начальной школе на родном мордовском языке.
Живо, отчетливо помнит Семен Авдеевич, как он вместе с учениками, забыв про свои почтенные годы, бегал смотреть прибывший в Дубровку первый трактор. Сейчас на селе такой переполох не произведет, пожалуй, и вертолет.
Война застала Семена Авдеевича на посту председателя 1-го Быстровского сельсовета. Шестидесятитрехлетний коммунист позабыл об отдыхе. Вместе с женщинами пропадал, от зари до зари в поле, на току, на фермах. Организовывал сбор подарков для фронтовиков, денежных средств на строительство танков и самолетов, помогал, как мог, солдаткам.
Отполыхали зарева сражений, страна приступила к мирному труду, но ветеран колхоза, комендант села Дубровка, как любовно называют его односельчане, о выходе на пенсию не думал. Работая председателем сельского Совета, он одновременно возглавлял артельную ревизионную комиссию, несмотря на большую загруженность, находил время побеседовать по душам с молодежью, с женщинами, со специалистами. Выходец из низов народа, он не представлял себе жизни в отрыве от его интересов. И не случайно дважды колхозники избирали Батаева народным заседателем.
Сейчас Семену Авдеевичу 82 года, но несмотря на столь преклонный возраст, он по-юношески бодр, жизнерадостен, энергичен. Колхозники сельхозартели «Победа» знают его как заместителя секретаря партийного бюро, члена ревизионной комиссии, председателя лавочной комиссии и заседателя нарсуда, как человека большого сердца и души.
- Я ещё послужу людям, - с гордостью говорит Семен Авдеевич.
- Хочется своими глазами коммунизм увидеть. Смотрю я, как после войны наша земля расцвела, и о годах забываю.
М.Ершов.
При подготовке материала статьи, и в ходе поисков данных о Батаеве Семене Авдеевиче мной были обнаружены небольшие заметки возможных его родственников, проживающих в селе Новодубровка Петровского уезда Саратовской губернии.
К сожалению, имя Н.А. Батаева упоминается в местной газете только как одного из старожилов села Новодубровка.
Петровский район, Саратовская область, Сайт газеты...
moyaokruga.ru›petrovvesti/Articles.aspx…
Имя Батаева Василия Ивановича упоминается в списках участников первой мировой войны:
Батаев Василий Иванович ранен/контужен, Выбыл: 30.01.1915, Место рождения: Саратовская губ., Петровский уезд, д. Нов. Дубровка, Место службы: 238-й пехотный Ветлужский полк
Картотека потерь
Участники первой мировой войны Петровского уезда...
pomnirod.ru›materialy-k-statyam/administrativno-…
Иван Сергеевич БАТАЕВ
Родился 20 марта 1903 года в с.Новая Дубровка Петровского района в крестьянской семье Сергея и Натальи Батаевых. Мордвин. Сведений об образовании нет. В детстве, юности и молодости помогал родителям заниматься личным крестьянским хозяйством. В начале 1927 года женился на Пелагее Фёдоровне Качкуркиной, 1905 года рождения (венчались в церкви). У них родилось трое сыновей: Михаил (26.11.1927 г.), Фёдор (21.08.1929 г., умер 17.11.1929 г.) и Николай (29.09.1930 г., умер 08.12.1930 г.).
К моменту рождения третьего сына семья Батаевых уже состояла в колхозе "Дружная артель", который был создан в Новой Дубровке в январе 1930 года. С декабря 1930-го и по январь 1939 года никаких сведений о семье Батаевых нет, возможно, они уезжали из Дубровки, но затем вернулись обратно. После этого у Ивана Сергеевича и Пелагеи Фёдоровны родились дочери Раиса (22.01.1939 г.) и Ольга (20.07.1940 г.).
В 1939 году Иван Сергеевич решил вступить в партию и 27 мая 1939 года подал заявление в первичную партийную организацию при колхозе "Дружная артель" о принятии его кандидатом в члены ВКП(б). Постановлением бюро Петровского райкома ВКП(б) от 28 октября 1939 года (протокол №121) это заявление было удовлетворено и Батаеву выдали кандидатскую карточку №2557660. До вступления в партию Иван Сергеевич был рядовым колхозником. После вступления в партию постановлением бюро Петровского райкома ВКП(б) от 27 ноября 1939 года (протокол №128) И.С.Батаев утвержден животноводом колхоза "Дружная артель".
Летом 1940 года Батаевы уезжают из Дубровки…
Куда именно ехать, долгих размышлений не было: неизвестно, кто первым из жителей Дубровки и когда поселился в посёлке Пески Коломенского района Московской области, но в середине 30-х годов там уже обитала многочисленная дубровская диаспора.
… Именно сюда и переехал Иван Сергеевич Батаев со своей семьей и летом 1941 года отсюда он ушёл на фронт.
Воевал Иван Сергеевич в 22-м отдельном мотострелковом батальоне. Батальон попал в окружение, в так называемый "Вяземский котёл", и шестого октября 1941 года в районе города Вязьма Смоленской области рядовой Батаев был взят в плен немецкими войсками. Его вывезли в Германию, где с шестого ноября 1941 года он содержался в шталаге IX В – Бад Орб (Вегсхейде или Вегшейде).
Личный номер военнопленного IX В/5781. И.С.Батаев умер в немецком плену в шталаге IX В – Бад Орб седьмого декабря 1941 года.
Петровский район, Саратовская область, Сайт газеты...
moyaokruga.ru›petrovvesti/Articles.aspx…