Найти тему
VK Гид

Русский бюстгальтер в США: как русские женщины устраивались в эмиграции и побеждали в мире моды

Оглавление

В преддверии Международного женского дня ищем вдохновение в историях русских женщин, которые ни много ни мало изменили мир. Княжны и княгини, обедневшая дворянка, жена богатого предпринимателя, сбежавшая в Америку социалистка — все они умудрились не только выжить в новых реалиях, но и совершить прорыв в мире моды.

Ирен Голицына. Из дворца в палаццо

Фото: Wikipedia / Mondadori Publisher
Фото: Wikipedia / Mondadori Publisher

Русские женщины издавна влияли на западноевропейскую моду. Княжна Ирен Голицына не стала исключением. Её знаменитые брюки фасона палаццо (итал. palazzo, от лат. palatium — дворец) стали популярны во всём мире. А всё началось с простого «пижамного» костюма, который она сшила для себя. Узкие прямые брюки и лёгкая туника превратили ночное бельё, которое можно было носить только дома, в наряд «на выход». Таким образом русская аристократка сломала очередной стереотип в мире моды.

Судьба Ирен (по-русски — Ирины) Голицыной оказалась во многом типичной для представительницы старой аристократической фамилии. Она родилась в Тифлисе в семье кадрового офицера царской армии во время Гражданской войны, в 1918-м. Через год мать девочки вместе с ней переезжает в Италию. Там русская семья, уехавшая из Грузии, начнёт новую жизнь. В 17 лет девочка поступит на политологический факультет в Римский университет.

Однако по-настоящему Ирен увлекает мода. В Италии она знакомится с княгиней Симонеттой Колонной ди Чезаро — знаменитым итальянским дизайнером. Дружба с ней вдохновит русскую княжну на создание новых образов в одежде. В 1943 году Ирен устроится работать к итальянским дизайнерам — сёстрам Фонтана.

Через какое-то время итальянские меценаты предложат Ирен открыть своё ателье Irene Galitzine. Все финансовые и административные вопросы они возьмут на себя, а Голицына будет отвечать только за дизайн и пошив. Долгое время начинающий дизайнер копировала парижские тенденции, пока не была придумана «дворцовая» пижама. В 1960-е эти комплекты станут практически светской униформой для домашних приёмов в Европе. Услугами Голицыной пользовались Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Жаклин Кеннеди, Одри Хепбёрн, Грета Гарбо и Клаудия Кардинале.


Надежда Ламанова. Шаляпин от моды

Фото: Wikipedia / Андрей Осипович Карелин
Фото: Wikipedia / Андрей Осипович Карелин

До революции Россия не считалась законодательницей мод. Все фасоны были французскими или английскими, а большинство ателье принадлежали иностранцам. Изменила взгляд на русскую моду Надежда Ламанова. Она родилась в семье обедневших дворян в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Училась в женской гимназии, а в 20 лет уехала из родительского дома в Москву. В большом городе молодая и неопытная в швейном мастерстве Ламанова училась в школе кройки Ольги Александровны Суворовой, а затем устроилась модельером в мастерскую известной в то время портнихи Татьяны Степановны Войткевич. Через год девушка набила руку и решила открыть собственную мастерскую.

Постепенно слава ателье Ламановой начала расти. В 1901 году девушку приглашает шить костюмы для Московского художественного театра сам Константин Станиславский — её муж Андрей Каютов оказался знаком с театральным режиссёром. Так сложился тандем двух творческих людей: Ламанова создавала эскизы и работала над костюмами для МХАТовских спектаклей, включая выдающийся «Вишнёвый сад», а Станиславский по-дружески прозвал швею «Шаляпиным от моды».

Амбициозность и упорство привели молодого дизайнера к дверям императорского дворца: в 1904 году она удостоилась высокого звания «Поставщик Ея Императорского Величества» императрицы Александры Фёдоровны. Наряды знаменитой дореволюционной модельерши носили актрисы Мария Ермолова, Ольга Книппер-Чехова, балерина Тамара Карсавина. В конечном счёте на Тверском бульваре, 10, где находилось ателье Ламановой, одевались все: купцы, аристократы и члены царской семьи. Дом, в котором она жила и работала с 1908 по 1917 год, сохранился и сейчас состоит на балансе информационного агентства ТАСС, а в 2022 году на нём была установлена мемориальная табличка памяти Ламановой.

После революции Ламанова не уехала из России — вместо этого она встала у истоков новой социалистической моды. С 1919 года модельерша руководила Мастерской современного костюма, где одевала партийную элиту и советскую номенклатуру. Она стала одним из первых художников по костюмам в советском кино. Наряды можно увидеть в таких фильмах, как «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна и «Цирк» Григория Александрова. А в 1925 году коллекция женской одежды Надежды Ламановой и скульптора Веры Мухиной была удостоена Гран-при Всемирной выставки в Париже.

Шарлотта Равэ. Мыльный маркетинг

Фото : Wikipedia
Фото : Wikipedia

150 лет назад в российской «индустрии красоты» тон задавали французские предприниматели. Одним из них был Анри (Генрих) Брокар. Он создал парфюмерную империю «Брокар и Ко», которая существует по сей день, только под другим названием — «Новая заря». Его главным идейным вдохновителем была супруга Шарлотте Равэ.

Бельгийка по происхождению, Равэ всю жизнь прожила в Москве. Девушка получила хорошее образование: владела тремя языками, музицировала и рисовала. Знакомство Шарлотты и Анри прошло не без приключений. Девушке нравился амбициозный и хорошо образованный парфюмер, но тогда она была влюблена в другого — певца-тенора. Чтобы добиться внимания Шарлотты, Брокар подарил ей духи с ароматом сирени. Дело было в январе, и неудивительно, что избранницу поразил натуралистичный свежий запах весенних цветов.

Но и этого было мало, чтобы покорить сердце девушки. Тогда Брокар решил подставить певца, чтобы отвлечь внимание возлюбленной на себя. В день его домашнего концерта Генрих поставил на рояль букет восковых фиалок. Он знал, что якобы запах этих цветов плохо влияет на голосовые связки, — певец не выдержал и сбежал, так ничего и не исполнив. Брокар победил.

Их брак продлился 40 лет. Супруга Брокара не только вдохновляла мужа на новые идеи, но и в значительной степени руководила бизнесом. Шарлотта открывала парфюмерные магазины и была счастлива тем, что семейный бизнес расцветает от её предпринимательских способностей. Кроме того, она обладала талантом маркетолога: придумала упаковывать пудру в яркие коробочки и заливать помаду в красивые футляры.

Именно она предложила варить детское мыло в форме зверей, овощей и с изображением букв алфавита. Шарлотта решила, что такое мыло нужно продавать по копейке, а не рублю — гигиена стала доступна каждому! Товар приобрёл колоссальную популярность, а Брокар стал ведущим производителем мыла не только в Российской империи, но и во всей Европе.

Ида Розенталь. Она хотела бы жить на Манхэттене 

Фото: America Comes Alive
Фото: America Comes Alive

Первые прототипы современного лифчика были похожи на разрезанный пополам корсет, который был тоже неудобен при носке. Первый красивый, а главное, практичный бюстгальтер разработала американка Ида Розенталь в 1920–1930-х годах.

Ида Розенталь родилась в 1886-м в Российской империи, неподалёку от Минска. Девушка росла в глубоко религиозной семье. Отец Иды никогда не работал, а мать, наоборот, воспитывала детей и торговала в лавке. Имея такой пример перед глазами, девушка понимала, что если она не уедет из дома, то максимум станет продавать вещи в магазине, как её мать. Тогда она решается получить образование в Варшаве. Там Ида увлекается социалистическими идеями и знакомится с единомышленником Вилли Розенталем. В США они переедут уже вместе.

© AP Photo / Kroyer
© AP Photo / Kroyer

На другом континенте Ида начинает работать швеёй. Через какое-то количество времени девушку назначают младшим партнёром в популярном ателье, а после она открывает на Манхэттене свой бельевой магазин — «Девичьи формы».

Именно Ида вместе со своими коллегами создала бюстгальтер в том виде, к которому мы сегодня привыкли. В самом начале Розенталь придумала две чашечки, соединённые одной полоской ткани. Затем у чашечек появились специальные твёрдые подкладки, а потом появился размерный ряд для фигуристых женщин. Ида также придумала бюстгальтеры с эффектом пуш-ап, которые визуально увеличивали формы. Появились всевозможные фасоны на любой вкус. С тех пор бюстгальтеры Иды стали популярны во всём мире.

Княгиня Мария Павловна. На подхвате у Шанель

Фото: Los Angeles Times Photographic Collection at the UCLA Library
Фото: Los Angeles Times Photographic Collection at the UCLA Library

Можно подумать, что царственные особы и их приближённые только и делали, что прохлаждались на балах, но едва ли можно найти такой же образец трудолюбия и многозадачности, как великая княжна Мария Павловна. Кем она только не была за годы своей жизни: богатой русской аристократкой и шведской принцессой, модным фотографом и вышивальщицей, медсестрой и подругой легендарной Коко Шанель.

Мария Павловна родилась в 1890 году во дворце на Английской набережной в Санкт-Петербурге. Её отец был младшим сыном Александра II и одним из самых состоятельных аристократов в России. Мать девочки умерла на восьмом месяце беременности, когда Марии было полтора года. Младшего брата Дмитрия удалось спасти, а вот родного отца она видела редко. Марию воспитывали тётя и английские гувернантки, и до шести лет она вообще не говорила по-русски. Ещё до Первой мировой войны юная княжна вышла замуж. Но особой любви к супругу, шведскому принцу Вильгельму, она не испытывала — и через пять лет развелась, оставив в Швеции единственного ребёнка.

После революции Мария со своим вторым мужем, аристократом Сергеем Путятиным, переезжает во Францию. Там она знакомится с Коко Шанель, которая в ту пору состояла в отношениях с Дмитрием Павловичем, также бежавшим от переворота в России. Княжна хорошо запомнила первую встречу с французской модельершей: «Ко времени нашего знакомства она была немногим старше меня, но при взгляде на неё ни о возрасте, ни о внешности не приходилось задумываться. Запоминались твёрдая линия подбородка и решительная посадка головы. Вас буквально сминала её будоражащая, заразительная энергия». Женщины подружились.

Однажды Мария Павловна услышала, как Шанель спорила с мадам, которая создавала для модного дома вышивки: та требовала от Коко 600 франков, а Шанель в свою очередь возмущалась высокой ценой работы. Княжна-эмигрантка, стеснённая в средствах, предложила вышить то же самое на 150 франков дешевле. Коко согласилась. Мария Павловна научилась вышивать на машинке, и после нескольких удачно выполненных заказов решилась открыть свою швейную мастерскую «Китмир». С тех пор Мария начала работать на себя. Правда, этот бизнес работал недолго — «Китмир» был поглощён французской фирмой вышивки «Фитель и Ирель».

Но Мария Павловна не сильно расстроилась — она увлеклась парфюмерией и создала собственный аромат «Князь Игорь», потом освоила фотографию и уехала в США, где читала лекции и работала фотокорреспондентом на медиакорпорацию Хёрста. Оттуда её путь лежал в Буэнос-Айрес, где княгиня занималась производством косметики и живописью. Лишь на старости лет она вернулась в Европу, где воссоединилась с Леннартом, сыном от брака со шведским принцем. Он жил в Германии и был довольно известным человеком: говорят, в 1969 году даже существовали планы выдвинуть его кандидатом в президенты ФРГ. И он действительно стал президентом... но всего лишь Немецкого общества садоводов.