Небольшая новелла АДБ «Аврелиан» — одно из ключевых произведений для понимания личности примарха Лоргара и истоков Ереси. Сегодня у меня есть о ней немного очень личного мнения.
По поводу этой личности я всегда недоумевала: почему Малкадор называл Лоргара «нежной душой»? Аарон Дембски-Боуден показал в «Аврелиане» становление «нежного душой» Лоргара, и я бы подобрала другие эпитеты.
Впрочем, АДБ их тоже подобрал.
В прологе нас переносят в доересевые, более того — предшествующие ВКП времена, когда Кор Фаэрон и Лоргар еще жили на Колхисе и в ус не дули. У них были дела поважнее: установить на Колхисе культ Единого Бога и возвести Лоргара на трон первосвященника целого мира. Причем Кор Фаэрон явно считает свою роль ведущей.
Итак, Лоргар становится первосвященником. И выглядит праведным и добродетельным. Вон как переживает за пожар и разгул беспорядков в захваченном городе. И, по его же словам, к власти не стремится — ему важно, чтобы люди «узрели истину». Наверное, он в тот момент был искренним. И тогда Кор Фаэрон произносит очень важную, может быть, даже ключевую фразу: «Невежественных и слабых нужно тащить к свету, какова бы ни была цена. Неважно, сколько из них будет плакать и истекать кровью по пути».
Прежде чем сказать «ну это же гримдарк, тут все такое», вспомним все, что мы знаем из учебников истории. Реальные люди этой логикой руководствовались довольно часто — и всегда с одним и тем же предсказуемым результатом.
Но то реальность, в которой люди вечно гонялись за иллюзией истины. А в «Аврелиане» действительно придет настоящий Император, и Лоргар готовит почву именно для Его прибытия. Разница же какая, понимать надо!
Собственно, пролог занимает всего несколько абзацев. Я останавливаюсь на них только потому, что они крайне важны для последующих событий. Потому что в основном повествовании мы видим уже не лояльных примархов — Лоргара, Хоруса, Фулгрима, Ангрона (лояльность которого и так-то была под большим-большим сомнением), Пертурабо, Альфария, а подельников по Ереси. В первых же главах они держат совет, Хорус возмущается, что Лоргар его не слушает, а Лоргар… Лоргар атакует Фулгрима. Потому что это — не Фулгрим. И в процессе роняет важную фразу: «Только я знаю, что такое истина!»
Хорус тоже видит, что такое Фулгрим, но ему все равно, кто в теле его «любимого брата» — лишь бы служил и выполнял его приказы. Восприятие окружающих исключительно как инструментов, утилитарное отношение свойственно не только Лоргару.
Не раз и не два Хоруса называют красивым и благородным. Он все еще выглядит как тот авторитетный примарх, которого назначил Воителем сам Император. В раздутое от варпа чудовище он превратится позже — когда пройдет намного дальше по пути служения Губительным Силам.
Лоргар носится с безумной идеей, похлеще, чем идеи Пико делла Моравеца. Моравец хотел срастить человека с машиной — и это уже повод навсегда запечатать его хранилища. Лоргар же стремится срастить человека с демонами. При этом рассуждает о высшей гармонии. Аргел Тал, который к тому времени уже сросся с Раумом, кажется примарху «божественным, чистым, гармоничным». Вот что мы узнаем из «Аврелиана» — и именно в этой новелле Лоргар явит свою настоящую психическую силу. Кто не в курсе, он ухитрится подавить даже Хоруса.
Между прочим, в книге есть частый лейтмотив историй о хаоситах: им кажется, что они получили благословение, стали лучше, счастливее — а со стороны видно, что превратились в отвратительных чудовищ. Нас предостерегают, но мало кто из читателей примеряет это на себя.
Впрочем, в «Аврелиане» нас ждет еще немало открытий чудных. Например, даже Магнус, при всей его самонадеянности и одержимости варпом, отговаривал Лоргара от паломничества в Око Ужаса. Ну, так Лоргар его и не предпринимал — он отправил своих астартес. Заодно выясняется, что Магнус дружит с Лоргаром… или ему кажется, что дружит. Потому что Лоргар приоткрывает свои чувства, и они не похожи на братскую привязанность. И даже Магнус — даже он! — называет Лоргара самоуверенным и высокомерным. Это, знаете, «слишком жесток для гестапо». Правда, жестокость Лоргара всегда была беспредельной. Разве что до поры до времени не проявлялась ярко.
Но и это еще не все. За 43 года до бойни на Исстваане V Лоргар предпринял и личное паломничество. И в компании, весьма мало подходящей для благочестивого примарха. Он уже тогда знал очень много о демонах, о варпе и о Губительных Силах — а узнал еще больше. Его собеседник объясняет Лоргару, что он еще не все знает о своих талантах, но когда-нибудь сможет перекраивать миры по своему желанию. Рассказ об этом паломничестве — долгий и очень сюрреалистический. И он важен: из этого эпизода вырастает масса всего.
АДБ использует все приемы, которые бывают в мифах и сказках. Волшебный помощник с той стороны — есть. Герой-избранник, который до поры до времени не знает своей силы, — есть. Великие дела, которые ждут его, тоже… присутствуют. Только герой-то у нас темный.
В книге будет немало об альдари и их истории, касающейся взаимодействия с варпом.
В «Аврелиане» прозвучит имя «Слаанеш». И появится тзинчитский демон. В «Аврелиане» станет ясно, что Лоргар знал заранее, что произойдет: и Ересь, и Осада Терры. (Мне до сих пор интересно, почему Император — вроде бы телепат — не уловил этого в его мыслях). Он же поймет и собственное могущество. И задаст вопрос: почему я? Почему не Магнус?
Потому что Магнус — только Искатель магических истин. А Лоргар воплощает архетип Мага. И, осознав это, без тени сомнения начинает рулить Ересью, заявляя Хорусу: «Явидел кошмары и истины, которые ты только начинаешь представлять себе. Это ты должен мне верить». Хорус одергивает братца… и тут же идет у него на поводу, подписывая на Теневой крестовый поход. И не замечает, что Лоргар дергает его за ниточки. Такова «нежная душа» безжалостного и мстительного манипулятора и фанатика.
Но как же истина, о которой все время талдычит Лоргар? Сперва он утверждал, что истина в Императоре, теперь — в Губительных Силах… К концу книги становится ясно, что Лоргар в этом смысле — полнейший оппортунист. Для него истина — исключительно в могуществе и власти, а еще в исключительности его положения. И если ему не удалось стать первосвященником Императора, он станет монополистом на истину Губительных Сил, всегда на шаг впереди остальных хаоситов…
Вам понравится эта книга, если вы цените острые этические вопросы, интересуетесь предысторией Ереси и любите мистические моменты.