Американская киноакадемия опубликовала список номинантов на премию «Оскар». У фильма «Барби» целых восемь номинаций на премию! Картина даже претендует на награду за лучший фильм.
Почему кому-то вообще пришло в голову снимать фильм о кукле?
Ну потому что Барби – это не просто пластиковая игрушка, выпускаемая компанией Mattel. Это феномен, в котором переплетаются мечты, амбиции и эволюция общественных идеалов. С момента своего появления в 1959 году эта кукла с одной стороны стала олицетворением беспрецедентного коммерческого успеха, с другой — зеркалом, отражающим изменения в культуре и социальных нормах. Барби не только представляла собой свободу выбора и стандарты красоты, став мечтой каждой девочки, но и оказалась в центре ожесточенных споров. На протяжении десятилетий эта игрушка занимает особое место как в детских сердцах, так и в дискуссиях взрослых, несомненно оставаясь при этом легендой.
Внимательная Рут Хэндлер, которая повсюду умела находить инсайты
История Барби начинается с Рут Хэндлер, которая изначально помогала мужу в семейном бизнесе по созданию декоративных рам для картин.
- Находка №1:
Однажды Рут заметила, как её дочь Барбара мастерила кроватки для кукол из кубиков и коробочек. Рут предложила мужу расширить ассортимент производимой продукции, добавив игрушечную мебель. К их удивлению, этот новый товар обрёл неожиданную популярность и начал приносить доходы, значительно превышающие доходы от продажи рам.
- Находка №2:
В середине 1950-х, находясь в отпуске в Швейцарии, внимательная Рут заметила необычную куклу Лили Бильд, которая привлекла ее внимание: выразительная фигура, пышная грудь, длинные ноги. На самом деле эта кукла была предназначена скорее для взрослых и продавалась, как сувенир.
- Находка №3:
Вернувшись домой, Рут заметила, как ее дочь Барбара играла с образами моделей, вырезая их из журналов и создавая им наряды на бумаге. Рут увидела в Лилли потенциал – она могла стать идеальной подругой для взрослеющих девочек.
Так перед супругами встала задача преобразования Лилли в куклу нового поколения.
После того как права на образ Лилли были выкуплены, семья Хэндлер приступила к разработке новой куклы. Прообразом стала звезда Джейн Мэнсфилд – олицетворение голливудской мечты с пухлыми губами, тонкими бровями и, конечно же, красивой фигурой. Особняк Мэнсфилд, выполненный в розовых оттенках, стал вдохновением для создания домика для новой куклы.
В 1958 году компания Хэндлеров получила официальный патент на игрушку, которую назвали именем дочери – Барби.
Мамам кукла Барби категорически не понравилась
Перед официальным выпуском был организован показ новинки, чтобы заручиться поддержкой мам и дочек. В то время общественные нормы были строгими: женщина должна была в первую очередь думать о замужестве, очаге и будущем материнстве. Поэтому первая реакция мам была далека от восторженной. А вот дети восприняли Барби с большим энтузиазмом, видя в ней отражение своих мечтаний.
Официальный дебют Барби состоялся в 1959 году на Нью-Йоркской ярмарке игрушек, где она вызвала настоящую сенсацию: длинные ноги, женские формы, макияж и яркие наряды отличали ее от традиционных детских игрушек.
Но надо было что-то делать с недовольными мамами.
Конечно, маркетинг
Сообразительная Рут поняла, что покупатели и потребители – это не одно и то же! Она решила дать рекламу в детских программах на телевидении, чтобы куклу увидели дети и стали просить родителей ее купить. Кстати, Барби стала первой игрушкой в истории, для которой была запущена крупномасштабная телевизионная рекламная кампания. Эти рекламные ролики не только показывали куклу в различных образах и профессиях, но и вдохновляли девочек мечтать о своем будущем, представляя Барби как модель для подражания.
Маттел не просто продавали куклу; они продавали концепцию, что через Барби можно осуществить любые мечты. Ты можешь стать, кем угодно – от стюардессы до президента.
Каждый новый наряд, аксессуар или "дом Барби" расширял мир, в котором дети могли использовать своё воображение для создания различных жизненных сценариев. Постоянное обновление гардероба Барби с помощью последних модных тенденций и введение новых "друзей" и "семьи" Барби помогали поддерживать интерес к бренду и побуждали к повторным покупкам.
Компания также сумела развернуть многоуровневый подход к вовлечению своей аудитории, открывая "Клуб Барби", выпуская журналы и книги о Барби, организовывая модные показы и мероприятия. Это создавало не просто лояльность к бренду, но и настоящее сообщество вокруг куклы, что во многом предвосхитило современные стратегии формирования брендовых сообществ.
Критика и ответная реакция Mattel
Барби часто оказывалась в центре споров и критики. Многие утверждали, что несоизмеримые пропорции куклы и её красота, несущая явные признаки социальных стереотипов, могли негативно сказаться на самооценке девочек и их представлениях о собственном теле. Критики указывали на потенциально опасное влияние куклы, создающей недостижимые стандарты физического совершенства и поддерживающей устаревшие гендерные роли.
В ответ на общественные обвинения, компания Mattel предприняла шаги по модернизации своей куклы. Были введены куклы с различными типами телосложения, цветом кожи и этническими чертами, что стало отражением более широкого разнообразия человеческих форм и культур. Компания также начала выпускать Барби с более реалистичными размерами и формами, при этом поощряя положительное восприятие собственного тела и самоуважение.
С годами Барби претерпела изменения, которые отображали в том числе и широкий спектр профессий, стремясь вдохновлять девочек на достижение профессионального успеха в таких сферах, как наука, искусство, образование и политика. Это стало частью более широкого маркетингового и образовательного подхода, направленного на расширение представлений о том, что девочки могут и должны стремиться к достижению поставленных целей.
Уметь реагировать на критику и быстро адаптироваться – залог успеха
История Барби стала ярким примером того, как гибкость во времена перемен, внимательное отношение к целевой аудитории и оперативное внедрение изменений закладывают фундамент для долгосрочного успеха бренда. Сегодня Барби продолжает не просто занимать почетное место в сердцах и на полках магазинов, но и служить символом неограниченных возможностей для новых поколений.
От себя: я помню свою первую Барби в возрасте семи лет — ее лицо, волосы, глаза, каждая деталь осталась в памяти. Недавно я купила эту куклу для своей дочери
, которая меня об этом очень просила.
И знаете, я будто снова погрузилась в свое детство. Да, одежда другая, но лицо осталось неизменным — те же самые идеальные черты. Или Барби – это все же про красоту?
Что же это получается? )
А вы что думаете? Покупаете Барби своим детям? :)