Храм св. ап. Петра и Павла в Тропарево. Заложен в 2014, освящен 2015.
На этой старинной карте (1798 г.) можно видеть села и деревни, давшие названия современным районам Москвы - Тропарево, Никулина, Саларево, Раменки, Ачаково, Конково, Уское и др.
Крест у кружочка означает, что в селе есть церковь. И Михайло-Архангельский храм уже тогда стоял.
Храм во имя Чуда Архистратига Божия Михаила Он построен в 1693—1694 на подмосковных землях Новодевичьего монастыря. Выполнен в стиле так наз. Нарышкинского барокко (бояре Нарышкины, из которых была мать Петра I. В таком стиле строили в Москве в конце 17 века, в до-Петровское время. С началом строительства СПб каменное строительство в других городах прекратилось).
Это самая старая постройка в нашем районе, ему 430 лет. А всем другим домам нет еще и ста лет.
В 1939 храм закрыли, ограда была снесена (остались только ворота), внутреннее убранство церкви было разорено, колокола сброшены (впоследствии не возвращены, за исключением одного).
В 1960-х годах -- склад декораций «Мосфильма».
В 1964 -- реставрация глав храма.
В конце 1970-х гг. храм был отреставрирован снаружи.
1989 -- возвращен Церкви, возобновлены службы.
Наш район 50-70 лет назад
Современный герб района Тропарево-Никулино.
Изображены два меча. Один обычный, другой - огненный.
Огненный меч -- символ Архангела Михаила,
С таким мечем он изображается на некоторых иконах.
Архангел Михаил
Почему же Архангел Михаил держит меч?
Потому что он победил самого Сатану (Люцефера), дерзнувшего восстать против Бога.
Люцефер был первым из ангелов, и самым любимым.
Но он не стерпел, когда Бог отдал первенство человеку, и приказал всем ангелам признать человека главным творением.
Люцифер восстал против Бога, и увлек за собой множество других ангелов.
Против восставших выступило воинство ангелов, оставшихся Богу верными.
Сатана был побежден, низвергнут с Небес в преисподнюю (ад), и заключен там.
Поэтому Архангела Михаила именуют Архистратигом небесных сил бесплотных. (стратигами в Византии называли полководцев, архи - значит старший, главный).
Тинторетто. Битва архангела Михаила с Сатаной (1590), -- 530 лет.
На иконе XIII в. из Ярославля Архангел Михаил изображен в красных княжеских одеждах, в красных сапогах, в правой руке копье, в левой - сфера. Золотой фон символизирует свет.
Как воин Архангел Михаил издревле был небесным покровителем княжеской власти. Поэтому главный княжеский храм Кремля -- Архангельский собор, -- посвящен ему.
В Архангельском соборе погребали русских князей и царей до переноса столицы в Санкт-Петербург. Здесь под полом погребены государи Московские, среди которых великие князья Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, цари всея Руси Иван Грозный, Феодор Иоаннович, царевич Димитрий, первые Романовы -- Михаил и Алексей Михайлович.
Вдоль стен - их надгробия, на стенах - их изображения.
Средь царственных гробов в Архангельском соборе
На правом клиросе есть гроб. При гробе том,
Стоишь невольно ты с задумчивым челом
И боязливою пытливостью во взоре.
Тут Грозный сам лежит...
Аполлон Майков.
Тут же в Архангельском Соборе большая фреска -- Чудо Архангела Михаила в Хонех.
Хона - древний город в Малой Азии.
Боярин Михаил Иванович Тропарь
Храм Архангела Михаила возник в Тропарево не спроста.
Тому были важные причины.
В 14 веке селом Тропарево владел боярин Иван Михайлович Тропарь.
Это известно из Троицкой летописи, в которой под 1393 годом содержалось:
«Того же лета (1393) сентября в 21 день преставися Иван Михайлович, нарецаемый Тропарь в бельцех, и положен в своем монастыри на селе своем».
Это первое, самое раннее упоминание о селе Тропарево -- 630 лет!!
Далеко не все села могут похвастаться такой глубокой историей.
Троицкая летопись до нас не дошла, она сгорела в 1812 г. вместе со "Словом о полку Игореве", но до того историк Н.М. Карамзин успел сделать из нее многочисленные выписки для своего труда, и опубликовал их в виде примечаний к "Истории Государства Российского".
Из короткого летописного текста мы узнаем важные сведения:
-- в 1393 году село Тропарево уже существует,
-- в селе есть монастырь, а значит и церковь.
-- владеет селом Иван Михайлович по прозвищу Тропарь
Михаил Иванович Тропарь -- это первый известный владелец села Тропарево, родоначальник рода Тропаревых.
Он был дипломат, служил боярином при митрополите Алексие, тогдашним главе Русской Церкви.
Митрополит Алексий
Митрополит Алексий был воспитателем Дмитрий Донского, когда тот в 9 лет остался сиротой, и должен был взойти на княжеский престол. Алексий фактически правил княжеством до тех пор, пока князь Дмитрий не достиг совершеннолетия.
Икона 1480х гг. Дионисия из Успенского собора Кремля (сейчас в ГТГ).
Икона огромная, больше человеческого роста, 197 × 152 см.
В центре иконы изображен митрополит Алексий в полный рост, по краям - клейма, в которых повествуется о жизни свт. Алексия - от рождения (клеймо1), до кончины (клеймо 15), обретения мощей (клеймо 16) и посмертных чудес (клейма 17, 18 и 19).
Подробнее об иконе тут https://www.icon-art.info/masterpiece.php?mst_id=487
Исцеление ханши Тайдулы
Это было время татаро-монгольского ига. Русь зависела от Золотой Орды.
В 1374 году митрополита вызвали в Орду -- заболела жена хана, Тайдула, она перестала видеть. Тайдула была очень влиятельным человеком. Вместе с мужем она управляла ханством, Золотой Ордой. В Москве, в Кремле у нее был свой особый двор.
Врачи, позванные и с Востока, и с Запада помочь ей не смогли. Тогда хан призвал русского митрополита, и просил его своими молитвами исцелить ханшу, хотя ордынский хан в то время был мусульманином, правда непродолжительное время (до сер. XIV в. татары были язычниками).
Как митрополит мог помочь ханше, если даже врачи не справились с болезнью?
Оставалось одно - надеяться на чудо.
В 11 клейме иконы изображен митрополит Алексий у ложа ханши Тайдулы.
Митрополит изображен в кресчатых ризах, он окропляет Тайдулу святой водой. Рядом отрок держит чашу, священник держит Евангелие. В белых одеждах духовенство, прибывшее вместе с митрополитом.
Позади всех -- человек в боярском наряде, -- красном кафтане и красной шапке. Это - наш Иван Михайлович Тропарь - митрополичий боярин, дипломат, родоначальник фамилии Тропарёвых и первый известный владелец села Тропарёво. Он тоже сопровождал митрополита в Орду и был свидетелем всего происшедшего.
Тайдула исцелилась. Митрополит Алексий был богато одарен ханом и ханшей. По мимо прочего, Тайдула подарила митрополиту свой двор в Кремле. На этом месте митрополит Алексий решил возвести храм в благодарность Богу за совершенное чудо. А исцеление случилось 6 сентября, когда Церковь вспоминает другое чудо -- Чудо Архистратига Михаила в Хонех (Хоны -- город в Малой Азии).
Поэтому по возвращению из Орды митрополит Алексий возвел храм, посвященный Архангелу Михаилу, его чуду в Хонех. Возвел его в Кремле, на месте, подаренном Тайдулой. И создал при этом храме монастырь, получивший название Чудов. В последствии он стал знаменитейшим монастырем, с которым связано много событий в русской истории.
В этом храме в 1378 году митрополита Алексия похоронили согласно его завещанию. (Всех других митрополитов и патриархов, возглавлявших Русскую Церковь с 1305 по 1700 гг. погребали в Успенском соборе Кремля).
Собор Арх. Михаила Чудова монастыря в Кремле
Чудов монастырь в Кремле, нач. 20-го века.
Митрополит Алексий был прославлен в лике святых и пользовался большим почитанием. Князья и княгини делали богатые вклады в монастырь. На изображении один из таких вкладов - пелена с лицевым изображением свт. Алексия, вклад вел. кн. Моск. Василия III.
Чудов монастырь не сохранился. В 1930-е годы его, и соседний Вознесенский женский монастырь сломали. На схеме Кремля цветом обозначены оба эти монастыря, сегодня утраченные. На их месте провели раскопки, и открыли фундаменты, при желании их можно осмотреть.
При разрушении монастырей бывшие в них захоронения удалось вынести, их свезли в подвал Архангельского собора. А в 1947 году, в связи с подготовкой к празднованию 800-летия Москвы, по просьбе Патриарха Алексия I мощи митрополита Алексия были перенесены в кафедральный Богоявленский собор в Елохове, где они покоятся и ныне.
Чудо в Хонех
Событие, которое вспоминается 6 сентября как Чудо Архангела Михаила в Хонех, произошло ок. 200 г. по Р.Х. А предъистория его началась еще раньше, во времена Апостолов.
Хоны - город в Малой Азии, современная Турция.
В начале новой эры этот город населяли язычники, которые поклонялись огромной змее - ехидне. Они построили дворец, где содержали ее, кормили ее, приносили ей жертвы.
Апостолы Иоанн Богослов, Филипп и Венеамин убили эту змею, разрушили (словом) ее храм, и на этом месте возник целебный источник. Многие приходили к нему, чтобы исцелиться от болезней.
Спустя некоторое время при источнике был построен храм в честь Архангела Михаила. Его возвел один богатый человек, тоже язычник, чья дочь была нема от рождения. Явившийся этому человеку Архангел Михаил велел отвести дочь к источнику. Девочка исцелилась, а богатый человек принял крещение со всей семьей и в благодарность построил храм.
Прошло около 90 лет. В храм пришел отрок Архип, и остался при храме на всю жизнь. Он был при храме пономарем (чтецом), жил в бедности, имел всего две одежды, одну носил, другой укрывался от ночного холода, и раз в год менял их местами. Спал на камнях, подложив под голову вязанку колючей травы.
Архип многих приводил к вере, и этим навлек злобу язычников. Они пытались его прогнать, нападали, побивали, но Архип не отступал, - он твердо решил до конца своей жизни служить Богу на этом месте.
В конце концом язычники придумали следующее. Рядом с источником и храмом с горы текли и сливались две реки. Люди задумали направить их поток на храм и источник, и так уничтожить святое место. Они стали рыть ров и делать запруду. Когда воды накопилось достаточно, они раскопали плотину, и направили воду в ров.
Пока шли эти приготовления Архип, переживая не за свою жизнь, а за святое место, усиленно молился Богу, чтобы Он отвратил беду. И вот послышался страшный шум и гром несущейся воды. Но и тогда Архип не тронулся с места. Вдруг он услышал голос, повелевший ему выйти вон. Он вышел, и увидел Архангела Михаила в виде светлого мужа. Архангел приказал воде "Остановись тут!", и вода стала стеной, не дойдя до источника. Тогда Архангел ударил копьем в большой камень (скалу), бывший около алтаря, отчего камень расселся надвое, образовав ущелье. "Уйди туда!", - приказал Архангел воде, и вода ринулась в новое русло. С тех пор она текла по этому руслу, и никто из язычников более не пытался причинить вред источнику или храму.
На фреске изображен момент, когда Архангел Михаил ударяет копьем в камень, и пускает воду в ущелье.